УДК 34

Актуальные проблемы лицензирования в области связи

Щетинина Александра Борисовна – магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблематике лицензирования в области связи Автором проводится анализ норм законодательства Российской Федерации, осуществляется сравнение процедуры получения лицензии на оказание услуг связи с иными сферами, приводятся предложения по изменению действующего законодательства о лицензировании в области связи.

Ключевые слова: связь, лицензии, лицензионные требования.

В настоящее время отрасль связи имеет исключительно важное социальное значение. Так, в связи с постоянно осуществляющейся цифровизацией общества невозможно представить современную жизнь без мобильных устройств, сети «Интернет», различных мессенджеров и социальных сетей. Рассматриваемая отрасль является стратегической для жизни общества, поскольку благодаря ее развитию обеспечивается коммуникационная связанность граждан, организаций и государственных органов по всей территории Российской Федерации. Данный факт обуславливает необходимость осуществления строго государственного контроля за субъектами, оказывающими соответствующие услуги.

Одним из административно-правовых методов регулирования сферы связи является осуществление государством механизма разрешительной деятельности, которое может производиться в рамках различных форм, одной из которых является лицензирование.

Связь относится к лицензируемому виду деятельности в силу положений Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Особенности лицензирования данной сферы установлены в отраслевом законодательстве – в главе 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи»). Согласно данному федеральному закону перечни наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями, и соответствующие перечни лицензионных требований устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Важной проблематикой действующего законодательства о лицензировании услуг связи является отсутствие каких-либо требований к соискателям соответствующих лицензий. Так, вышеуказанные нормативные правовые акты содержат исключительно общие требования к лицензиатам – такой лицензиат должен быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Указанный подход представляется не в полной мере обоснованным.

Исследуя данный вопрос методом сравнительно-правового анализа можно прийти к выводу, что иные сферы лицензирования содержат в себе ряд критериев к соискателям лицензии, устанавливая определенный правовой барьер для входа на тот или иной рынок реализации лицензируемых товаров, работ и услуг. В частности, одним из требований к заявителям, планирующим осуществлять свою деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является требование к размеру уставного капитала (минимальный порог в зависимости от конкретного вида деятельности составляет 10 миллионов рублей, требования установлены в рамках Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Аналогично Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает ряд ограничений в виде минимального размера уставного капитала (250 тысяч рублей) и требований к организационно-правовой форме юридического лица (общество с ограниченной ответственностью). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» установлены лицензионные требования к соискателям лицензии на автобусные перевозки в виде обязанности владеть такими автобусами на праве собственности или ином законном основании.

При этом по состоянию на январь 2023 года в реестре лицензий в области связи содержится 28347 действующих лицензий (указанное количество не включает в себя приостановленные и недействующие лицензии). Вышеуказанное количество действующих лицензий несопоставимо с реальными потребностями на рынке услуг связи и может свидетельствовать о создании номинальных недобросовестных организаций. Указанный пример более нагляден при анализе количества лицензий на конкретные услуги связи, например, на услуги почтовой связи (746 действующих лицензий по состоянию на январь 2023 года, при наличии на рынке почтовых услуг субъекта естественной монополии в виде акционерного общества «Почта России», доля которого на рынке письменной корреспонденции и счетов по оценке международной компании BCG, составляет 92%).

При этом сфера связи является важнейшей отраслью для государства и общества, в том числе с точки зрения вопросов безопасности и выявления и предотвращения преступлений. Так, нельзя не согласиться с позицией Е.А. Савченко, согласно которой «разрешительная деятельность всегда имеет место, где потенциально присутствует угроза безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства, в связи с чем лицензирование должно не только состоять из правонаделения, но и сочетать в себе охранительную и регулятивную функции».

Таким образом, учитывая вышеуказанные доводы, представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О связи» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». В рамках указанных изменений должен быть определен ряд критериев к соискателям лицензии в области связи. По мнению автора, представляется обоснованным установить требования к минимальному размеру уставного капитала соискателей лицензии, к организационно-правой форме операторов связи (исключить индивидуальных предпринимателей из потенциальных субъектов-получателей лицензий), к количеству работников оператора связи, к наличию имущественной и иной инфраструктуры, которая необходима для выполнения операторами связи требований действующего законодательства при оказании соответствующих услуг.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 97, 06.05.2011.
  2. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета, № 135, 10.07.2003.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2020.
  4. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Российская газета, № 9, 19.01.1999.
  5. Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 100, 30.04.1992.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.10.2020.
  7. Реестр лицензий в области связи // Официальный сайт Роскомнадзора. [Электронный ресурс]. URL: https://rkn.gov.ru/communication/register/license/ (дата обращения: 06.02.2023).
  8. Цифра в конверте // Газета «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4602887 (дата обращения: 06.02.2023).
  9. Савченко Е. А. Правовое регулирование разрешительной деятельности в сфере связи диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2021. 168 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: