УДК 34

Теория политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд, М. Каплан

Арбузников Вадим Сергеевич – студент магистратуры Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Соловьева Виктория Викторовна – доктор исторических наук, профессор Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуются подходы к теории политических систем трех авторов, которые внесли существенный вклад в ее развитие, а также анализируются отдельные, представляющие наибольший интерес аспекты этих подходов.

Ключевые слова: политическая система, теория политических систем, системный подход, акторы, окружающая среда политической системы, функции политической системы.

Теория политических систем, сформировавшаяся в середине прошлого столетия, представляет собой междисциплинарный подход, характерный для современных политических наук. Она была разработана на базе бихевиорального и системно-функционального подходов к анализу политики, а также под влиянием кибернетики.

Значительный вклад в развитие теории политических систем внес целый ряд ученых, таких как Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, Габриэль Алмонд, Мортон Каплан, Карл Дойч, Чарльз Эндрейн и др. В данной статье будет рассмотрен подход к теории трех ученых: Истона, Алмонда и Каплана.

Дэвид Истон

Дэвид Истон по праву может рассматриваться как основатель теории политических систем, поскольку именно он ввел в политическую науку системный подход, адаптировав применение методов системного анализа к исследованию сферы политики. Системный подход, являющийся направлением методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, и ориентирующий научное исследование на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [1], до этого уже использовался в биологии, психологии, технических науках, кибернетике, однако для политической науки являлся новшеством и позволил рассматривать сферу политики как сложносоставную и в то же время целостную систему, с одной стороны, имеющую границы и обособленную от окружающей ее среды, а с другой стороны, тесно взаимодействующую с этой средой.

Свои идеи Дэвид Истон изложил в своих работах «Основы политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965), «Многообразие политической теории» (1966), «Анализ политической структуры» (1990) и ряде других.

Истона называют «одним из первого поколения бихевиористких революционеров» [2, с. 3] в сфере политических наук. Политика, по его мнению, представляла собой поведенческую систему, встроенную в окружающую среду, точнее среды: физическую, биологическую, социальную и т.д. Политика подвергается влиянию этой окружающей среды, но и сама, в свою очередь, оказывает на окружающую среду влияние. Эту систему Истон и выбрал в качестве основной единицы анализа при построении теории политической науки. При этом сам он называл свою теорию общей теорией политики, так как она, по его мнению, позволяла проанализировать общие проблемы, характерные для всех политических систем, а также установить критерии для определения важнейших переменных, требующих анализа применительно ко всем политическим системам.

По теории Истона политическая система представляет собой взаимодействие в обществе, которое реализует обязательное и подкрепленное авторитетом распределение ценности. По Истону, политическая система – это не нечто застывшее, статическое, а динамическое явление, которое отличается саморегуляцией и способностью к адаптации к изменениям окружающей среды. Причем эти свойства политической системы подпитываются за счет окружающей среды и ее реакции на политическую систему.

Центральной идеей теории политической системы Истона является концепция непрерывного взаимодействия политической системы с окружающей средой. Влияние политической системы на окружающую среду, ответное влияние среды и адаптация политической системы к среде осуществляется, по мнению Истона, за счет так называемых «входов» и «выходов».

Политическая система, воздействуя на окружающую среду посредством политических решений и действий политиков («выход»), порождает реакцию той на это воздействие, выражающееся в требования к политической системе, к политическим решениям, политикам или ее поддержку (общественное мнение и выступления в поддержку или против политических решений и действий политиков). Такие требования и поддержка, то есть обратная связь окружающей среды, образуют «вход». Политическая система реагирует на обратную связь среды новыми актами и действиями, образуя бесконечный цикли взаимодействия с окружающей средой.

По мнению Истона, только при наличии постоянно действующего циклического процесса «входа» и «выхода» можно говорить о наличии стабильной политической системы. Если этот процесс прерывается и разрывается цикл «входов» и «выходов», то политическая система становится дисфункциональной.

Требования окружающей среды к политической системе Истон определяет как:

  • требования к распределению товаров и услуг, такие как требования в отношении заработной платы, рабочего времени, доступности образования, наличия рекреационных возможностей, наличие и качество дорог и наличие и развитость транспорта и др.;
  • требования к регулированию определенных видов поведения, такие как требования об обеспечении общественной безопасности, о контроле за рынками, о совершенствовании правил медицинского обслуживания и санитарных требований и др.;
  • требования к доступности участия в политической системе, такие как требования обеспечения доступности участия в выборах, права создания политических партий и других политических и общественных организаций и т.п.
  • требования к информационному обеспечению со стороны политической системы, такие как доведение принимаемых решений до общества, уведомление общества о намерениях принятия политических решений и т.д.

Поддержка политической системы осуществляется за счет:

  • материальной поддержки в виде уплачиваемых налогов и сборов, оплаты государственных услуг, а также в виде труда на государственной службе;
  • соблюдения правил и норм;
  • активная поддержка в виде голосования на выборах и аналогичных мероприятиях, участие в политическом дискурсе и иной политической активности;
  • внимательное отслеживание информации, доводимой до общества политической системой, демонстрация уважения к власти и государственным символам и традициям.

Наконец, «выход» определяется Истоном как принимаемые руководством политической системы решения и действия государства, которые отражаются в четырех процессах:

  • извлечение в форме налогообложения, пошлин, оказания платных услуг и т.п.;
  • регулирование поведения в разных формах;
  • распределение или перераспределение товаров, услуг, возможностей, наград, статусов и т.п.;
  • символический «выход», включающий подтверждение демонстрацию политических символов, подтверждение общественных ценностей, коммуникация с обществом посредством оглашения решений и намерений и т.п.

Теория Истона имеет ряд существенных недостатков, за что ее подвергали и подвергают критике. Среди самых обоснованных, на взгляд автора, претензий к его теории можно назвать следующее: его теорию называют слишком абстрактной и слишком далекой от реальности; а также отмечают, что она, во-первых, не дает внятного детального объяснения как функционирует процесс «входов» и «выходов», в третьих, вообще никак не объясняет такие серьезные политические события как революции, национальные конфликты и т.п.

Габриэль Алмонд

Теория политической системы Алмонда известная в политологии как структурно-функциональный подход. Это название его подход получил потому, что Алмонд объяснял все через призму структуры политической системы. Причем подчеркивал, что не только каждая политическая система имеет определенную структуру, но и элементы этой структуры выполняют определенные функции, специально им предписанные и направленные на удовлетворение потребностей системы в целом.

Такой подход не отрицал идею политической системы Истона, а дополнял ее.

Политическая система по Алмонду представляет собой систему взаимодействия как внутри нее, так и с окружающей средой. Система эта выполняет функции интеграции в окружающую среду и адаптации к ней посредством применения или угрозы применения определенного принуждения. Другими словами, политическая система Алмонда – это определенная узаконенная сила. Причем сила, которая поддерживает не только сама себя, но и общественный порядок, а также осуществляет преобразования в обществе, направленные на усиление его сплоченности и целостности.

При этом Алмонд раскрыл в своих работах несколько интересных аспектов функционирования политической системы. Во-первых, он рассматривал функции политической системы не только в окружающей среде в виде конкретного общества, но и во взаимоотношениях с другими обществами. Во-вторых, он отмечал, что, хотя и существуют различия между политическими системами разных стран, в частности развитых и развивающихся, в том, что касается структур политических систем, их элементов, то они выполняют практически одинаковые функции вне зависимости от развитости страны.

Алмонд уточняет концепцию «входа» и «выхода», дополняя ее функциональной моделью. По его мнению, существует четыре функции входа и три функции выхода. К функциям входа Алмонд относит:

  • политическую социализацию и привлечение членов общества к политической жизни;
  • артикуляцию интересов общества и его членов;
  • агрегирование интересов;
  • политическую коммуникацию.

К функциям выхода Алмонд причисляет:

  • разработку и принятие норм;
  • применение норм;
  • контроль за соблюдением норм.

Еще одним интересным аспектом является то, что Алмонд использует термин «политическая система» вместо термина «государство». По его мнению, термин «государство» является в основном юридическим понятием, а «политическая система» подразумевает понятие более широкое, чем юридическая концепция государства.

В целом подход Алмонда отчасти ликвидирует пробелы в теории политических систем Истона, которые упоминались выше.

Мортон Каплан

Мортон Каплан является одним из главных разработчиков теории политических систем. Хотя в системный подход внесли свой вклад многие другие авторы (часть из которых упоминалась в начале настоящей статьи), именно Мортон Каплан наиболее полно и убедительно охарактеризовал политику с позиций системного анализа. В своей научной работе «Система и процесс в международной политике» [6] Каплан указывает на то, что международная система является самой важной среди всех политических систем. По его мнению, международная система имеет свои подсистемы в виде набора акторов. Набор международных акторов, по мнению Каплана, можно разделить на международных акторов и наднациональных акторов. Россия (тогда СССР), Франция, Великобритания являются примерами международных акторов, в то время как международные организации врде НАТО является примером наднациональных акторов.

Он вводит понятие международного действия. Международное действие – это действие, происходящее между международными акторами, которые являются элементами международной системы. При этом внутренняя система международных акторов является параметром для международной системы, а международная система, в свою очередь, может также рассматриваться как параметр национальной системы. Каплан утверждает в своих работах, что необходимо изучать и то, что происходит с международной системой по мере изменений внутри системы международных акторов, и то, как поведение международных акторов изменяется по мере того, как международная система в свою очередь претерпевает изменения.

Помимо описания взаимодействия международной и национальной политических систем и международных и наднациональных акторов, Каплан также вводит классификацию моделей международных политических систем. Он выделяет шесть следующих систем:

  • система с балансом сил;
  • свободная биполярная система;
  • жесткая биполярная система;
  • иерархическая международная система;
  • универсальная система;
  • система unit veto (система, отличающаяся многополярностью, в которой каждое государство или актор, по Каплану, имеет одинаковую силу, например, за счет наличия соответствующего вооружения и т.д.).

Помимо классификации международных систем, теория Каплана интересна тем, что он рассматривает и основные правила их трансформации и выводит определенные закономерности этой трансформации. Так, по его мнению, «неиерархизированная гибкая биполярная система тяготеет к мультиполярной системе, а иерархизированная трансформируется либо в жёсткую биполярную, либо в иерархическую систему» [7, с. 188].

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/57634/ (дата обращения: 20.01.2023.
  2. Ball, Terrence. Political theory and political science: Can this marriage be saved? // Theoria: Journal of Social and Political Theory. Issue 113, August 2007, pp. 1 — 22.
  3. Easton D. The Political System: An Inquiry Into the State of Political Science. — Knopf, 1971. — 377 p.
  4. Шабров О.Ф. Системный подход в политической науке // Современная политическая наука: Методология. / Отв. Редактор О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитан, — М.: Аспект пресс, 2019. — 776 с. (с. 213-233).
  5. Теория политики: Учебное пособие У Под ред. Б. А. Исаева. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с
  6. Kaplan M. System and Process in International Politics. — R. E. Krieger Publishing Company, 1975— 283 p.
  7. Цыганков П.А. Глава 6. Международная система // Теория международных отношений.— М.: Гардарики, 2003.— 590 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: