УДК 34

Социальные предпосылки криминализации легализации доходов, полученных преступным путем

Попова Екатерина Викторовна – магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Анищенко Евгений Владимирович – кандидат экономических наук, доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье проанализированы различные предпосылки криминализации доходов, полученных преступным путем. изучены основы социальной обусловленности существования уголовно-правовой ответственности за совершение действий, направленных на легализацию доходов преступного происхождения. Исходя из этого в статье анализируются социальные предпосылки, причины и следствия криминализации легализации доходов, полученных преступным путем, а также общественная опасность данного деяния.

Ключевые слова: доходы, полученные преступным путем, легализация, социальная обусловленность, социальные предпосылки, криминализация.

В современных условиях влияние международного движения финансовых средств на состояние всего общества, а также на экономику, политику и иные сферы жизни различных стран мира значительно возросло.

Такая тенденция сходит из общемирового процесса глобализации, когда различные государства объединяют усилия, ресурсы и возможности для более эффективного функционирования.

В этой связи особенно остро возникает проблема легализации преступных доходов, которая в свою очередь, взаимосвязана с распространением теневой экономики в стране. «Теневая экономика является основным фактором дестабилизации экономической и социальной жизни любого государства» [5], в связи с чем ее суть сводится к тому, чтобы получать доход вне правового поля.

В связи с развитием науки и техники в настоящее время становятся все более частыми случаи отмывания доходов, полученных преступным путем, с использованием современных высоких технологий в области связи и телекоммуникаций [9].

Таким образом, исследование вопроса о социальных предпосылках криминализации легализации доходов, полученных преступным путем, является очень актуальной в современных условиях темой.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с криминализацией легализации доходов, полученных преступным путем.

Предметом данного исследования являются непосредственные обстоятельства социальной действительности, с которыми можно связать криминализацию легализации доходов, полученных преступным путем.

Целью данного исследования выступает определение социальных предпосылок, которые побудили законодателя криминализировать такой вид деятельности как отмывание доходов.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач, а именно:

  1. Определение предпосылок и последствий легализации доходов, полученных преступным путем,
  2. Выявление основных провокационных элементов в данной сфере,
  3. Проведение исследования относительно движущих сил, которые мотивировали законодателя криминализировать данное деяние в рамках уголовного законодательства.

При подготовке данного исследования использовались такие методы как формально-юридический, сравнительно-правовой, научно-практический и иные.

Причинами, которые «мотивируют» тех или иных лиц совершать преступление, предусмотренное ст. 174 Уголовного Кодекса РФ, могут выступать различные обстоятельства и основания.

Так, в первую очередь, на состояние преступности в данной сфере влияют:

  1. недостаточная роль государства в качестве регулятора теневого сектора,
  2. несовершенство правовой базы, неадекватно отражающей потребности функционирования предпринимательства в правовом поле
  3. политический фактор, проявляющийся во взаимоотношениях власти и теневого капитала. Как правило, преступные структуры стремятся найти подходы к властным структурам для лоббирования собственных интересов, тем самым активно нарушая принципы справедливости, законности, нравственности.

Таким образом, факторы, способствующие развитию теневого сектора экономики, а вместе с этим и легализации доходов, полученных преступным путем, многообразны и требуют системного подхода для выработки мер по компенсации негативного влияния в целях пресечения дальнейшего отмывания доходов.[6]

В связи с этим, важно отметить, что отмывание преступных доходов по итогу приводит к различным негативным последствиям, среди которых можно особо выделить такие как:

  • ведет к снижению эффективности проводимых в государстве реформ;
  • создает преграды на пути к созданию в стране благоприятного инвестиционного климата.

На практике организации, находящиеся под контролем криминальных структур, получают ряд преимуществ перед своими законопослушными конкурентами, к примеру, речь может идти о размере полученной прибыли, издержках производства, выплате кредитов банку и иных.

Таким образом, можно сделать вывод, что «проникновение криминальных структур в экономику практически всегда приводит к нарушению естественных действий рыночных сил, что является серьезной угрозой для экономической безопасности любой страны» [10].

В данном контексте и возникает необходимость противодействия такому негативному явлению, как отмывание доходов, полученных преступным путем [5].

В российском законодательстве, а именно, в Федеральном законе от 07.08.2001 №№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установлено, что российскому законодательству свойственно синтетическое понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», имеющее равнозначные термины «легализация» и «отмывание».

Вопрос борьбы с отмыванием нелегальных доходов является в настоящее время приоритетным для всего мирового сообщества, что связано с высокой общественной опасностью данных преступлений.

В первую очередь, тем самым подрывается устойчивость экономического роста, расшатывается финансовая основа преступных групп позволяет избежать огромных материальных убытков для страны.

Во-вторых, данное деяние способствует развитию организованной преступности, торговле оружием, людьми и наркотиками, а также коррупции как на национальном, так и на международном уровне.

В связи с этим отмывание доходов, полученных преступным путем, было криминализировано на международном уровне посредством разработки целого ряда международных правовых актов, которые обязывали страны-участницы также ввести в свое национальное законодательство ответственность за легализацию преступных доходов.

Помимо этого, подобные акты обязывают государства создавать и постоянно совершенствовать различные инструменты по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, а также вопросы международного сотрудничества в рассматриваемом вопросе [2].

Так, к примеру, можно отметить Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, которая была принята в Страсбурге в 1990 году [1].

Данный документ совершил прорыв в определении действий и механизмов, направленных на противодействие легализации преступных доходов.

Указанный акт разрешал спорные вопросы, связанные, к примеру, с такими аспектами как:

  • двойное наказание,
  • трансграничный характер преступления,
  • институт доказывания вины и другие.

Также к значимым и влиятельным международным правовым актам можно отнести Варшавскую Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, принятую в 2005 году [3], которая по своему содержанию фактически является расширенным вариантом Страсбургской конвенции 1990 г.

Значимым нововведением данной конвенции является создание структуры расширенных полномочий специального органа, а именно, финансовой разведки, которая проводит мероприятия, которые главным образом направлены на выявление, арест и выемку доходов, полученных преступным путем.

В Варшавской конвенции 2005 г. также разрешается спорный, но практичный вопрос о необходимости наличия для уголовного преследования лица за легализацию преступных доходов приговора по предикатному преступлению.

Международное сотрудничество, направленное на противодействие легализации преступных доходов, в последние десятилетия также осуществляется на региональных (территориальных) уровнях [7].

Таким образом, международное сотрудничество направлено на борьбу с подобными преступлениями на международном уровне и недопущение совершения подобных деяний в будущем.

Можно выделить несколько сфер, в которых совершаются такие преступления, а полученным в результате преступлений денежным средствам в последствии придается легальный статус:

  • бюджетная сфера
  • коррупция
  • кредитно-финансовая сфера (мошенничество);
  • незаконный оборот наркотиков.

Среди условий совершения преступлений в бюджетной сфере можно выделить такие как:

  • недостатки в организации служебной деятельности должностных лиц:
  • нерациональное исполнение ими своих служебных обязанностей,
  • недостатки в работе кадровой службы,
  • недобросовестное поведение лиц
  • отсутствие системы эффективного финансового контроля [8];

С целью устранения перечисленных причин, условий и возникающих в связи с ними рисков органами государственной власти осуществляется

Причины коррупции, в свою очередь, остаются неизменными на протяжении многих веков несмотря на изменения окружающей действительности. Коррупция появляется и растет, если государство чрезмерно вмешивается в различные сферы экономической жизни.

Причины коррупции принято делить на:

  • экономические
  • институциональные
  • социально-культурные.

К институциональным причинам относится высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, слабая кадровая политика государства, зачастую отсутствие возможности профессионального роста на законных основаниях и другие.

Социально-культурными причинами коррупции выступают деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность, нигилизм, желание получения легкой наживы и иные.

Причинный комплекс преступлений в кредитно-финансовой сфере состоит из нескольких основополагающих групп:

  • социально-экономических (к примеру, сюда относятся низкое качество аудиторской деятельности; неэффективность контроля за формированием уставного капитала банков; недостатки контроля за правомерностью открытия счетов и иные)
  • социально-политических (ослабление государства и его роли; неэффективность системы контроля за деятельностью банков)
  • правовых (несовершенство правовых норм; незащищенность субъектов экономической деятельности от недобросовестных сделок)
  • социально-психологических (неудовлетворенность своим социальным статусом и иные) [4].

Наконец, что касается заключительной сферы, оборота наркотиков, необходимо отметить, что с точки зрения экономики, оборот наркотиков – прибыльный бизнес, поскольку потребители готовы платить большие суммы за требуемый товар.

Для стран с низким уровнем экономического развития данная деятельность является одной из основных и наиболее прибыльной.

Отсутствие надлежащего контроля за оборотом наркотических веществ, а также наркотикосодержащих лекарственных препаратов в фармацевтической и медицинской сферах выступает как причиной, так и одним из условий распространения наркопреступлений. Одной из причин являются и психологические факторы, когда лица, желают хоть и на время, но якобы улучшить свое моральное состояние.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что причин и предпосылок для криминализации такого деяние как легализация доходов, полученных преступным путем, существует значительное количество. Одни связаны больше с экономическим состоянием. Другие преимущественно обращаются в психологическую сферу. Однако все социальные причины напрямую отсылают к человеку и его сущности, когда для удовлетворения собственных интересов человек совершает противоправное деяние, которые подрывает общественные устои.

Список литературы

  1. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS № 141) (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990, ратифицирована Федеральным законом РФ от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1901938.
  2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999, ратифицирована Федеральным законом РФ от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/901788603
  3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма (CETS № 198) (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005, ратифицирована Федеральным законом РФ от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901944951.
  4. Батюкова В. Е. Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 131-134
  5. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец. 2006. 752 с.
  6. Киселев И.А. Грязные деньги. М.: Юриспруденция. 2009. 152 с
  7. Литвиненко А.Н., Ковалева Е.Ю. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем: учеб. пособ. в схемах. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. С. 62.
  8. Лукин В. К., Петров Д. В. Причины преступлений в бюджетной сфере и их устранение // Естественно-гуманитарные исследования. 2017. № 15. С. 27-32.
  9. Материалы Международного семинара-конференции, проходящего под эгидой Совета Европы и Росфинмониторинга. URL: http://www.forbes. ru/news/29917-mvd-otmechaet-rost-chisla-sluchaev-otmyvaniya-deneg-v-rossii.
  10. Одинцов А.А. Криминальная конкуренция в России // Бизнес и политика. 1997. № 6. С. 23.
  11. РобинсонДж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в офшорном мире. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004.
  12. Safire W. Safire's New Political Dictionary. Random House. N. Y. 1993. P. 398.
  13. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvd.ru.
  14. Шадрина Т. Минфин откладывает ограничения по оплате наличными // Российская газета [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/10/25/nalichnye-site-anons.html.
  15. Информационное сообщение «Money-Laun-dering and Globalization» («Отмывание денег и глобализация») // United Nations Office on Drugs and Crime (Управление ООН по наркотикам и преступности) [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/money-laundering/globalization.html.
  16. Рейтинг стран и территорий по размеру валового внутреннего продукта (The World Bank: Gross Domestic Product 2020): Информационное сообщение // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info.
  17. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег [Электронный ресурс]. URL: https:// eurasiangroup.org/ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: