УДК 316

Анализ норм деонтологии социальных работников в Финляндской Республике

Потапов Владислав Олегович – магистрант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: XXI век внёс свои коррективы в восприятие государства обществом. С развитием рынка потребительских услуг и IT- сектора в экономике, большинство граждан воспринимают государство как набор услуг, которые можно получить, перейдя в приложение Единого портала государственных услуг и функций (ЕПГУ) «Госуслуги». В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции в России за последние 30 лет развился сервис предоставления услуг в коммерческом секторе. В этом ключе гражданам невозможно объяснить, почему сервис, предоставляемый государственными учреждениям должен быть другим, по сравнению с коммерческим. На передовой линии «нового государства сервисов» оказываются отделения центров социальной работы субъектов Российской Федерации. Учитывая исторические связи России и Финляндии, инновации, активно применяемые в социальной сфере Финляндии, опыт Финляндской Республики в построении эффективной системы. социальной защиты населения, оказывается интересным проведение анализа норм деонтологии социальных работников в Финляндии, с целью выявить положительный опыт, имеющейся в арсенале социальной защиты Финляндской Республики, и рассмотреть возможность его применения на территории России. Исследование проведено методом анализа.

Ключевые слова: социальные инновации, социальные услуги, деонтология в социальной работе, социальная работа.

В Финляндской Республике вопросы социальной защиты находятся в ведении Министерства социального обеспечения и здравоохранения[3], как следствие – вопросы деонтологии социальных работников и медицинской деонтологии представляются единым целым[3]. Основные нормы деонтологии социальных работников, врачей и других медицинских работников отражены в пособии, подготовленным Министерством социального обеспечения и здравоохранения Финляндии – «Этические основы социального обслуживания и здравоохранения» [1]. Само пособие не является нормативно-правовым актом и является результатом работы Консультативного совета по результатам отчета «Справедливость и достоинство в финском здравоохранении», опубликованного в 2001 году. Пособие содержит 5 основных принципов, которыми должны руководствоваться социальные, медицинские работники и врачи при работе с клиентами, пациентами и получателями социальных услуг. Изучим их подробнее[2].

Первый принцип – достоинство и уважение к человеческой личности являются основой работы с клиентами, пациентами и получателями социальных услуг. Он включает в себя основные права человека, такие как равенство, отсутствие дискриминации, защита частной жизни, право выбора. Уход и социальное обслуживание требует обязательного согласия клиента или его близких.

Второй принцип – отправной точкой для социальной и медицинской помощи являются интересы клиента и пациента. Каждый человек заслуживает гуманного и индивидуального отношения[4], терпимости, полного обследования его здоровья и благополучия, а также учет его или ее языковых особенностей и убеждений.

Третий принцип – социальная и медицинская помощь – это вопрос взаимодействия. Взаимодействие требует взаимного доверия, честности и взаимной приверженности согласованным целям и действиям.

Четвертый принцип – специалисты несут ответственность за качество своей работы.

Пятый принцип – хороший уход и обслуживание требуют ответственных решений и профессиональной работы.

Нормы этики применяются при принятии решений в социальной сфере и сфере здравоохранения на всех уровнях. А также при взаимодействии работников на всех уровнях. Хорошее самочувствие на работе, в свою очередь, способствует продуктивности профессиональных сотрудников. Принципы, заложенные в «Этических основах социального обслуживания и здравоохранения» [1], согласуются с принципом «клиент всегда прав». Человек, его интересы и благополучие являются отправной точкой предоставления социальных и медицинских услуг. Все пять принципов, заложенных в системе предоставления социальных и медицинских услуг в Финляндской Республике указывают на постановку человека в центр медицинского и социального обслуживаният[4]. Врачи, социальные и медицинские работники предоставляют услуги, учитывая все индивидуальные особенности, интересы пациента или клиента и его близких. Это подход разительно отличается от сугубо бюрократических принципов, заложенных в российском «Кодексе этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания», но в то же время согласуется с общемировыми и российскими тенденциями по формированию «нового государства сервисов», в котором «клиент всегда прав» [5]. В заключение следует отметить, что, говоря о переносе позитивного опыта Финляндии в систему социальной защиты Российской Федерации, мы подчеркиваем, что в основе такого переноса должно лежать не копирование принципов, декларированных нормами деонтологии социальных и медицинских учреждений Финляндии, а копирование подхода, в котором человек и его интересы стоят на первом месте, где социальные и медицинские работники несут персональную ответственность за качество предоставленных ему услуг.

Список литературы

  1. Ahola-Launonen, J. Social Responsibility and Healthcare in Finland: The Luck Egalitarian Challenge to Scandinavian Welfare Ideals. Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics, 25(3), 2016, p. 448-465.
  2. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity; 1990.
  3. Holm S, Liss P-E, Norheim OF. Access to healthcare in Scandinavian countries: Ethical aspects. Healthcare Analysis 1999;7:321–30.
  4. Takala, T. Justice for all? The Scandinavian approach. In: Battin, M, Rhodes, R, Silvers, A, eds. Medical and Social Justice: Essays on the Distribution of Healthcare. New York: Oxford University Press; 2002:183–90.
  5. Nordlund A. Social policy in harsh times: Social security in Denmark, Finland, Norway and Sweden during the 1980s and 1990s. International Journal of Social Welfare 2000;9:31–42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: