УДК 316

Система здравоохранения Финляндской Республики: история, достижения и глобальные вызовы

Потапов Владислав Олегович – магистрант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: Здоровье – это вопрос не только отдельных людей, болезней и медицины, но и в равной степени каждого поколения. В свете демографической статистики 20-й век предстает как история успеха: ожидаемая продолжительность жизни новорожденного в Финляндии удвоилась за столетие. С другой стороны, глобальное сравнение текущей ситуации показывает, насколько исключительно Финляндии и другим западным государствам всеобщего благосостояния удалось решить проблемы, связанные со здоровьем. В то время как в западных странах ожидаемая продолжительность жизни уже достигает 80 лет, в большей части мира этот показатель все еще ниже 60 лет – иными словами, мы живем в ситуации, в которой находилась Финляндия в 1940-х и 1950-х годах, этим и обосновывается актуальность выбранной темы. Исследование проведено методом анализа.

Ключевые слова: здравоохранение, ВОЗ, Финляндия, продолжительность жизни, медицина.

Благополучие внутри финской системы здравоохранения подрывается последними международными сравнениями. Например, исследование, проведенное в странах ОЭСР в 2000 г., показало, что финское здравоохранение является системой, которая больше всего благоприятствует богатым [4]. Статистические данные, в которых Финляндия была помещена в одну категорию с Соединенными Штатами, разрушают представление о равном финском здравоохранении и поднимают вопрос о том, как сложилась такая ситуация.

В долгосрочной перспективе развитие, начавшееся в 1990-х годах, представляет собой переходный этап нового типа в политике здравоохранения. В целом на протяжении ХХ века взгляды на проблемы со здоровьем и состояние здоровья постоянно менялись. В развитии Финляндии можно выделить шесть разных, частично перекрывающихся периодов политики здравоохранения [1]. 

В начале века основное внимание уделялось борьбе с инфекционными заболеваниями с помощью гигиены. Необходимо было привить людям здоровый образ жизни и улучшить среду обитания. В годы войны лозунг «нас слишком мало» резюмировал демографические проблемы эпохи и, в свою очередь, выдвигал на самое важное место заботу о здоровье детей и матерей.

В условиях высокой смертности населения трудоспособного возраста раннее выявление хронических заболеваний стало приоритетом в 1960-х гг. В то время внимание было сосредоточено на повышении доступности медицинских услуг. Вместо этого в 1970-х годах точка зрения была сосредоточена на опасностях для здоровья, вызванных социальными условиями и социально-политическими решениями, которые способствуют укреплению здоровья. В 1990-х акцент сместился с социальных условий на индивидуальную ответственность. В то же время контроль затрат стал ориентиром политики здравоохранения.

Поскольку акцент политики здравоохранения изменился, права и обязанности гражданина также были определены по-разному[2]. Вместо доступа к лечению в дискуссии в начале 20 века подчеркивалась обязанность гражданина получать информацию о здоровье и роль неправительственных организаций, возглавляемых цивилизованным обществом, как посредников просвещения. Отправной точкой было то, что люди должны были понять важность здоровья и созреть до мысли о необходимости медицинских услуг. Предоставление услуг на уровне муниципалитета было сосредоточено в южных частях страны и городах; половина сельских муниципалитетов осталась совсем без врача. Социальный статус человека определял возможности использования услуг.

После гражданской войны равноправный доступ к здравоохранению стал задачей государственной власти и одновременно инструментом объединения разделенной нации. В течение 1920-х и 1950-х годов было принято большое количество законов, согласно которым муниципалитеты должны были построить необходимое количество медицинских учреждений, пропорционально их населению. В каждом муниципалитете были учреждены должности акушерок, медицинских сестер, муниципальных врачей и школьных врачей, а также были построены консультационные центры и медицинские центры, координируемые на национальном уровне.

Оказанием услуг гражданам с ОВЗ выделялись из общей массы, помощь им называлась долгом общества. Инвалиды войны и другие жертвы войны, очевидно, имели право на помощь. Благодаря бесплатным консультационным услугам, пособию на ребенка и пособию по беременности и родам матери и дети получали особый государственный статус.

Оборотной стороной расширения предложения услуг была обязанность граждан пользоваться услугами: проверки здоровья были само собой разумеющейся частью повседневной жизни всех школьников, а всем взрослым делали рентген грудной клетки. По тогдашнему мышлению, порядочные граждане даже не испытывали принуждения, а подчинялись ему во имя общего блага. 

В золотой век государства всеобщего благосостояния, т. е. в 1960-х и 1970-х годах, услуги здравоохранения были безоговорочно признаны гражданским правом. После более чем 50 лет дебатов, медицинское страхование (1963 г.) обеспечило возмещение затрат и базовые суточные для всех граждан, а система медицинских центров (1972 г.) сделала медицинские услуги доступными для всех граждан. Наряду с системой равного обслуживания для всех, медицинское страхование было дополнено пособиями: те, кто работал по найму, получали более высокое пособие по болезни и имели доступ к гигиене труда. Таким образом, в течение 1960-х и 1970-х годов в системе здравоохранения сложился нынешний набор из трех параллельных систем обслуживания. где профессиональная гигиена и частные услуги, поддерживаемые медицинским страхованием, дополняют сеть государственных услуг. С точки зрения равенства трехканальный подход в то время еще не был проблемой, потому что с 1981 года открытые для всех медицинские центры предлагали бесплатный доступ к медицинским услугам.

Ситуация изменилась, когда в 1992 году от услуг поликлиник отказались. Странность нынешней финской системы и источник неравенства заключается в том, что, наряду с детьми, доступ к бесплатным услугам имеют только те, у кого есть работа и заработок. Пенсионеры и безработные должны платить за прием к врачу. Когда в начале 1990-х одновременно был демонтирован государственный надзор и предоставлена муниципалитетам свобода организовывать услуги по своему усмотрению, местные различия в услугах стали расти.

Решения, принятые во время рецессии, оставались постоянными, поэтому с ними практически было принято, что доступ человека к медицинским услугам зависит от места жительства и социального класса. Таким образом, цель предоставления равных услуг на региональном уровне уже в 1920-х годах и идея бесплатного базового медицинского обслуживания, принятая в 1960-х годах, остались на заднем плане как права личности. Вместо этого подчеркивается право человека на свободу выбора, но в то же время он несет ответственность за свой выбор образа жизни - в основном та же модель, что и в начале века. Однако разница в том, что сто лет назад апеллировали к общенациональным интересам и принадлежности к народу, а в 21 веке здоровье – это личный проект каждого. Сегодня национальная ответственность человека ограничивается экономической, как обязательство относительно конкурентоспособности и затрат. Тот факт, что финансовая доля домохозяйств в расходах на здравоохранение увеличилась в 1990-х годах, свидетельствует о явном разрыве с мышлением предыдущих десятилетий, которое подчеркивало ответственность общества.

Цель продолжающейся реформы системы социального обеспечения состоит в том, чтобы обновить как структуру услуг, формировавшуюся с 1920-х годов, так и финансовую систему, созданную в 1960-х и 1970-х годах. До сих пор открытым остается вопрос, какие толкования индивидуальных прав и обязанностей создает и поддерживает на практике система социального обеспечения.

Список литературы

  1. Harjula, Minna (2007). Terveyden jäljillä. Suomalainen terveyspolitiikka 1900-luvulla. Tampere University Press, Tampere.
  2. Harjula, Minna (2015). Hoitoonpääsyn hierarkiat. Terveyskansalaisuus ja terveyspalvelut Suomessa 1900-luvulla. Tampere University Press, Tampere.
  3. Huttunen, Jussi (2012). Elinajan odote Suomessa 1751–2011. Terveyskirjasto.
  4. Van Doorslaer, Eddy et al. (2006). Inequalities in Access to Medical Care by Income in Developed Countries. Canadian Medical Association Journal 174 (2), 177–183.
  5. WHO (2016). Life expectancy at birth.

Интересная статья? Поделись ей с другими: