УДК 316
Система здравоохранения Финляндской Республики: история, достижения и глобальные вызовы
Потапов Владислав Олегович – магистрант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; магистрант Российского государственного социального университета.
Аннотация: Здоровье – это вопрос не только отдельных людей, болезней и медицины, но и в равной степени каждого поколения. В свете демографической статистики 20-й век предстает как история успеха: ожидаемая продолжительность жизни новорожденного в Финляндии удвоилась за столетие. С другой стороны, глобальное сравнение текущей ситуации показывает, насколько исключительно Финляндии и другим западным государствам всеобщего благосостояния удалось решить проблемы, связанные со здоровьем. В то время как в западных странах ожидаемая продолжительность жизни уже достигает 80 лет, в большей части мира этот показатель все еще ниже 60 лет – иными словами, мы живем в ситуации, в которой находилась Финляндия в 1940-х и 1950-х годах, этим и обосновывается актуальность выбранной темы. Исследование проведено методом анализа.
Ключевые слова: здравоохранение, ВОЗ, Финляндия, продолжительность жизни, медицина.
Благополучие внутри финской системы здравоохранения подрывается последними международными сравнениями. Например, исследование, проведенное в странах ОЭСР в 2000 г., показало, что финское здравоохранение является системой, которая больше всего благоприятствует богатым [4]. Статистические данные, в которых Финляндия была помещена в одну категорию с Соединенными Штатами, разрушают представление о равном финском здравоохранении и поднимают вопрос о том, как сложилась такая ситуация.
В долгосрочной перспективе развитие, начавшееся в 1990-х годах, представляет собой переходный этап нового типа в политике здравоохранения. В целом на протяжении ХХ века взгляды на проблемы со здоровьем и состояние здоровья постоянно менялись. В развитии Финляндии можно выделить шесть разных, частично перекрывающихся периодов политики здравоохранения [1].
В начале века основное внимание уделялось борьбе с инфекционными заболеваниями с помощью гигиены. Необходимо было привить людям здоровый образ жизни и улучшить среду обитания. В годы войны лозунг «нас слишком мало» резюмировал демографические проблемы эпохи и, в свою очередь, выдвигал на самое важное место заботу о здоровье детей и матерей.
В условиях высокой смертности населения трудоспособного возраста раннее выявление хронических заболеваний стало приоритетом в 1960-х гг. В то время внимание было сосредоточено на повышении доступности медицинских услуг. Вместо этого в 1970-х годах точка зрения была сосредоточена на опасностях для здоровья, вызванных социальными условиями и социально-политическими решениями, которые способствуют укреплению здоровья. В 1990-х акцент сместился с социальных условий на индивидуальную ответственность. В то же время контроль затрат стал ориентиром политики здравоохранения.
Поскольку акцент политики здравоохранения изменился, права и обязанности гражданина также были определены по-разному[2]. Вместо доступа к лечению в дискуссии в начале 20 века подчеркивалась обязанность гражданина получать информацию о здоровье и роль неправительственных организаций, возглавляемых цивилизованным обществом, как посредников просвещения. Отправной точкой было то, что люди должны были понять важность здоровья и созреть до мысли о необходимости медицинских услуг. Предоставление услуг на уровне муниципалитета было сосредоточено в южных частях страны и городах; половина сельских муниципалитетов осталась совсем без врача. Социальный статус человека определял возможности использования услуг.
После гражданской войны равноправный доступ к здравоохранению стал задачей государственной власти и одновременно инструментом объединения разделенной нации. В течение 1920-х и 1950-х годов было принято большое количество законов, согласно которым муниципалитеты должны были построить необходимое количество медицинских учреждений, пропорционально их населению. В каждом муниципалитете были учреждены должности акушерок, медицинских сестер, муниципальных врачей и школьных врачей, а также были построены консультационные центры и медицинские центры, координируемые на национальном уровне.
Оказанием услуг гражданам с ОВЗ выделялись из общей массы, помощь им называлась долгом общества. Инвалиды войны и другие жертвы войны, очевидно, имели право на помощь. Благодаря бесплатным консультационным услугам, пособию на ребенка и пособию по беременности и родам матери и дети получали особый государственный статус.
Оборотной стороной расширения предложения услуг была обязанность граждан пользоваться услугами: проверки здоровья были само собой разумеющейся частью повседневной жизни всех школьников, а всем взрослым делали рентген грудной клетки. По тогдашнему мышлению, порядочные граждане даже не испытывали принуждения, а подчинялись ему во имя общего блага.
В золотой век государства всеобщего благосостояния, т. е. в 1960-х и 1970-х годах, услуги здравоохранения были безоговорочно признаны гражданским правом. После более чем 50 лет дебатов, медицинское страхование (1963 г.) обеспечило возмещение затрат и базовые суточные для всех граждан, а система медицинских центров (1972 г.) сделала медицинские услуги доступными для всех граждан. Наряду с системой равного обслуживания для всех, медицинское страхование было дополнено пособиями: те, кто работал по найму, получали более высокое пособие по болезни и имели доступ к гигиене труда. Таким образом, в течение 1960-х и 1970-х годов в системе здравоохранения сложился нынешний набор из трех параллельных систем обслуживания. где профессиональная гигиена и частные услуги, поддерживаемые медицинским страхованием, дополняют сеть государственных услуг. С точки зрения равенства трехканальный подход в то время еще не был проблемой, потому что с 1981 года открытые для всех медицинские центры предлагали бесплатный доступ к медицинским услугам.
Ситуация изменилась, когда в 1992 году от услуг поликлиник отказались. Странность нынешней финской системы и источник неравенства заключается в том, что, наряду с детьми, доступ к бесплатным услугам имеют только те, у кого есть работа и заработок. Пенсионеры и безработные должны платить за прием к врачу. Когда в начале 1990-х одновременно был демонтирован государственный надзор и предоставлена муниципалитетам свобода организовывать услуги по своему усмотрению, местные различия в услугах стали расти.
Решения, принятые во время рецессии, оставались постоянными, поэтому с ними практически было принято, что доступ человека к медицинским услугам зависит от места жительства и социального класса. Таким образом, цель предоставления равных услуг на региональном уровне уже в 1920-х годах и идея бесплатного базового медицинского обслуживания, принятая в 1960-х годах, остались на заднем плане как права личности. Вместо этого подчеркивается право человека на свободу выбора, но в то же время он несет ответственность за свой выбор образа жизни - в основном та же модель, что и в начале века. Однако разница в том, что сто лет назад апеллировали к общенациональным интересам и принадлежности к народу, а в 21 веке здоровье – это личный проект каждого. Сегодня национальная ответственность человека ограничивается экономической, как обязательство относительно конкурентоспособности и затрат. Тот факт, что финансовая доля домохозяйств в расходах на здравоохранение увеличилась в 1990-х годах, свидетельствует о явном разрыве с мышлением предыдущих десятилетий, которое подчеркивало ответственность общества.
Цель продолжающейся реформы системы социального обеспечения состоит в том, чтобы обновить как структуру услуг, формировавшуюся с 1920-х годов, так и финансовую систему, созданную в 1960-х и 1970-х годах. До сих пор открытым остается вопрос, какие толкования индивидуальных прав и обязанностей создает и поддерживает на практике система социального обеспечения.
Список литературы
- Harjula, Minna (2007). Terveyden jäljillä. Suomalainen terveyspolitiikka 1900-luvulla. Tampere University Press, Tampere.
- Harjula, Minna (2015). Hoitoonpääsyn hierarkiat. Terveyskansalaisuus ja terveyspalvelut Suomessa 1900-luvulla. Tampere University Press, Tampere.
- Huttunen, Jussi (2012). Elinajan odote Suomessa 1751–2011. Terveyskirjasto.
- Van Doorslaer, Eddy et al. (2006). Inequalities in Access to Medical Care by Income in Developed Countries. Canadian Medical Association Journal 174 (2), 177–183.
- WHO (2016). Life expectancy at birth.