УДК 34

Нормативно правовое регулирование института государственных закупок

Лалакин Игорь Сергеевич – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что данная сфера постоянно претерпевает определенные законодательные изменения и в силу сложной политической обстановки и современной политики государства экономическая стабильность государства находится в шатком состоянии. При этом, следует в первую очередь отметить, что основные изменения контрактной системы в закупочной деятельности государства коснулись как способов определения поставщиков, так и правил осуществления контроля за соблюдением закупочного законодательства.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственные нужды, контракт, конкуренция, гражданское право, административные процедуры, предпринимательское право, государственный контракт, заказчик, поставщик, госзакупка.

Государственный заказ изучался различными научными исследователи и не носит характер новизны. В арсенале Российской Федерации наибольшее количество в истории переосмыслений понятия «государственные закупки» и первое упоминание о необходимости государственных закупок возникло в 17 веке. Целью государственных закупок является получение в ходе конкурсных торгов наилучшие условия для заказчика (того, кто проводит данные тендерные процедуры). Заказчиком государственных торгов выступает государство и тендеры являются для них эффективным инструментом на долгосрочный и текущий период времени. Насколько честно и прозрачно и эффективно проходят государственные торги, настолько быстрее происходит развитие секторов промышленности.

Эволюция подходов к роли и значению системы государственных закупок позволила считать ее инструментом реализации теорий общественного благополучия и социальных благ [1, с. 99].

Фалко Ю. определяет следующие базовые характеристики влияния государственных закупок на национальную экономику:

  • финансирование потребности общества за счет использования выделенного бюджета и достижение цели, где государство выступает соединяющим звеном между потребителем и производителем.
  • основная функция государственных закупок – закрыть потребность общества в благах
  • увеличение расходов государства на проведение государственных закупок говорит о том, что государство принимает участие в поднятии экономики страны и урегулировании экономических отношений. [2, с. 137].

Как отмечает Пинькас Г.И. [3, с. 9], исследования роли государственных закупок позволяют утверждать, что они оказывают значительное влияние как на решение базовых социальных программ, так и на развитие экономики страны в целом

По мнению Квач В.Ю., роль публичных закупок заключается в удовлетворении потребностей государства в товарах, работах и услугах, которые будут использованы для реализации своих функций с наименьшими бюджетными расходами и с получением продукции надлежащего качества.

Следовательно, необходимость осуществления публичных закупок обусловлена потребностью в эффективном и экономном использовании бюджетных средств путем обеспечения государственных предприятий, учреждений и организаций материальными благами (ресурсами).

Государственные закупки в России появились давно и из года в год система государственных закупок совершенствовалась и менялась. Однако около 10 лет не могли перестроить советскую систему и уйти от социалистической системы. Начали пересматриваться подзаконные акты и в 2005 году появилась первая итерация закупок с новыми нормативными актами появился закон 94-ФЗ, который полностью поменял структуру закупок и стал революционным для отрасли.

Одной из основных сложностей развития системы государственных закупок в России является постоянная трансформация закона 44-ФЗ о контрактной системе и огромного количества подзаконных актов, которые регулируют отдельные процедурные вопросы закупок. Так, только за 2020 год 8 раз были внесены изменения в сам закон, а также изданы 55 новых правовых актов в его развитие. Конечно же, большая часть нормативных новелл призвана адаптировать механизм государственных и муниципальных закупок под современные реалии, поставить заслон недобросовестным действиям как со стороны государственных чиновников, так и поставщиков продукции, повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Однако, такая правовая нестабильность контрактной системы заставляет все стороны гос. закупок перестраивать привычный режим работы и подстраиваться под новые, непривычные правила игры. Поэтому считаем крайне важной вновь введенную в 44 федеральный закон норму о том, что если изменения и/или дополнения в закон были сделаны до 1 октября текущего года, то в силу они вступят не ранее 1 января следующего года. В том же случае, когда изменения были утверждены после выше обозначенной даты, то они вступят в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом, то есть, по сути «переходный период» продлится больше года, что позволит поставщикам и заказчикам более продуманно и ответственно разобраться с новшеством.

Одним из популярных способов закупки продукции как для поставщиков, так и для заказчиков является запрос котировок. До недавнего времени котировки можно было применять только при стоимости контрактов не более 500 тыс. рублей. С 1 января 2021 года заказчик получил возможность осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная цена контракта не будет превышать предельный размер в три миллиона рублей.

Кроме того, законом по-прежнему устанавливается ограничение по общему годовому объему закупок продукции путем проведения запроса котировок в электронной форме (максимум 10% совокупного годового объема закупок заказчика), но убирается стоимостное выражение этого предела (ранее он составлял 100 миллионов рублей в год). Сокращается и продолжительность закупочной процедуры котировок с 13 до 7 дней.

Значительное сокращение (почти в 2 раза) стало возможным благодаря двум составляющим: снижению минимального срока для подачи заявок до четырех рабочих дней, и сокращению срока заключения контракта, который по новым правилам может быть подписан сторонами не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола электронного запроса котировок. Как известно практикующим закупщикам продукции для государственных и муниципальных нужд единственным неэлектронным способом определения поставщика является закупка у единственного поставщика.

Однако правило перестает действовать с 1 апреля 2021 года для закупок согласно ст. 93 ч. 1 п.4 и 5. Закупку товаров (для работ и услуг это правило пока действовать не будет) на сумму, не более 3-х млн. рублей можно будет проводить в электронном формате на сайте электронной торговой площадки. Инициирующая роль в проведении такой закупки будет принадлежать поставщикам продукции. Именно они должны подготовить разместить на сайте электронной площадки предварительное предложение о поставке товаров, в котором будет представлена информация о названии, характеристиках, цене, количестве предлагаемого товара и названии того региона, в котором участник закупки готов осуществлять поставку.

Кроме того, должен быть указан срок действия предварительного предложения или если оно действует бессрочно участник не реже, чем 1 раз в месяц должен его обновлять. Как только на сайте электронной торговой площадки появляется извещение заказчика о закупке соответствующего товара, оператор площадки отправляет подходящие предварительные предложения участников заказчику, то есть они (предварительные предложения) автоматически преобразуются в заявки. Таких заявок с наименьшей ценой контракта заказчик должен получить в количестве не менее двух, но не более пяти.

А дальше идет стандартная процедура оценки и выбора лучшего предложения и заключение с единственным поставщиком контракта. Закупки у единственного поставщика затронуло еще одно нововведение.

Так с 1 июля 2020 года у заказчика появилась обязанность согласовывать с контрольным органом возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если не состоялась конкурентная процедура конкурса, аукциона или запроса предложений. При этом необходимость указанного согласования напрямую зависит от способа закупки несостоявшейся процедуры и начальной цены контракта. Так, если несостоявшимися признаны конкурс или аукцион цена контракта должна превышать сумму в 500 млн. руб. для федеральных заказчиков и 250 млн. руб. для заказчиков регионального или муниципального уровней. Если несостоявшаяся закупка производилась закрытым способом или с помощью запроса предложений, то заказчики всех уровней обязаны проводить согласование при стоимости контракта свыше 1 тысячи рублей.

По-прежнему, Правительство РФ заботится о том, чтобы по возможности закупалась отечественная продукция. Для этих целей было установлено, что с 2021 действует правило об установлении для отдельных видов продукции минимальной доли 36 российских товаров и товаров из стран ЕАЭС.

Отметим, что квота для каждого товара из перечня определена на период с 2021 по 2023 год, причем для отдельных групп товаров на каждый год установлена своя минимальная доля (портативные компьютеры с весом не более 10 кг, несколько наименований вычислительных машин и др.), а по некоторым позициям она меняться не будет (например, для лифтов, музыкальных инструментов). Всего в перечень квотируемой продукции попало 107 наименований товаров. Для того, чтобы заставить заказчиков соблюдать минимальную долю закупок отечественных товаров, с 1 января 2022 года они должны будут отчитываться перед Минпромторгом о соблюдении квоты, а в случае несоблюдения пороговых значений показателя обосновывать причину имеющегося несоответствия.

Значительные изменения коснулись и правил контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе. Так, Постановлением Правительства № 1576 от 10.10.2020 г. определены контрольные органы и субъекты контроля, к числу последних, как и прежде, относятся заказчики всех уровней, контрактные службы и комиссии по закупкам, а также операторы электронных торговых площадок, за исключением ЕАТ «Березка», действия которой можно обжаловать только в судебном порядке. Осуществлять контроль будут контрольные комиссии.

Список литературы

  1. Андреев Н. Ю. Методология управления процессами формирования и размещения заказов в системе электронных торгов : дис. … д-ра экон. наук / Н. Ю. Андреев. – Москва : НОЧУ ВПО «Московский финансово-экономический институт», 2019. – 303 с.
  2. Андреева Л. В. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) высокотехнологичной и инновационной продукции (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд по новому законодательству / Л. В. Андреева // Юрист. – 2018. – № 5. – С. 28–32.
  3. Баранов Н. Пять самых распространенных ошибок участников закупок / Н. Баранов // Госзакупки.РУ. – 2015. – № 2. – С. 34–35.
  4. Гатаулина Л. Ф. Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта / Л. Ф. Гатаулина // Конкурентное право. – 2019. – № 2. – С. 40–43.

Интересная статья? Поделись ей с другими: