УДК 37

Что включает в себя ученическое самоуправление

Фролова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, декан Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Синицын Алексей Андреевич – магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: Ученическое самоуправление – это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Ключевые слова: самоуправление, ученическое самоуправление, права, цели самоуправления.

Ученическое самоуправление предлагает учащимся отличные способы принять участие во внутренней работе своих школ, как в старшей школе, так и в колледже. Учащиеся, участвующие в студенческом самоуправлении, получают ряд личных и профессиональных преимуществ, и они могут открывать множество возможностей в школе и за ее пределами. Получение информации от учащихся, которые прошли через это раньше, и получение небольшой справочной информации о структурах, ролях, преимуществах и проблемах студенческого самоуправления может помочь учащимся старших классов и колледжей решить, является ли студенческое самоуправление идеальным дополнением к их личным и академическим занятиям.

Важнейшей самостоятельной деятельностью учащихся является командообразование. Самоуправляемые команды управляют межличностными и межгрупповыми отношениями внутри студенческого сообщества для достижения этой миссии.

Согласно Положениям о студенческом самоуправлении, каждый студент учебного заведения имеет следующие права [1]:

  • участвовать в управлении ОУ;
  • обсуждать и решать вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работы, назначением стипендий;
  • участвовать в контроле качества учебного процесса, вносить предложения по содержанию образования, учебным планам и программам;
  • способствовать удовлетворению потребностей обучающихся в образовании, быту, здоровье, отдыхе и т. д.;
  • делегировать своих представителей в рабочие, совещательные органы;
  • вносить предложения по развитию материально-технической базы Университета;
  • сотрудничать с профсоюзами и общественными организациями Университета, Научно-исследовательским обществом студентов, аспирантов и молодых ученых;
  • способствовать участию студентов в международных, республиканских, межрегиональных, региональных и других молодежных проектах, конкурсах, конференциях;
  • принимать участие в организации досуга и отдыха студентов (проводить вечера отдыха, конкурсы, круглые столы, семинары, праздники, конференции, спортивные соревнования, дни Институтов, Школ и т.п.);
  • создавать условия для свободного развития обучающихся путем вовлечения их в различные виды творческой деятельности: культурно-техническую, общественную, спортивную и др.; организовывать кружки и клубы по интересам в соответствии с действующим законодательством и т.д.;
  • находить и поддерживать инициативных студентов, оказывать им всестороннюю помощь;
  • пропагандировать здоровый образ жизни, принимать меры по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения и алкоголизма;
  • поощрять студентов к соблюдению дисциплины и Правил внутреннего распорядка университета;
  • воспитывать у студентов любовь к Alma Mater;
  • способствовать развитию у студентов духовных ценностей, патриотизма, гражданственности и нравственности;
  • привлекать обучающихся к охране общественного порядка в Университете и на территории кампуса (с их согласия);
  • содействовать взаимодействию студенческих организаций Университета с органами студенческого самоуправления других высших учебных заведений, молодежными и общественными организациями;
  • представлять Университет в местных, региональных, национальных и международных студенческих и молодежных организациях;
  • помощь в трудоустройстве студентов и т.д.

Целями студенческого самоуправления являются:

  • Развитие студенческого уровня профессиональной подготовки и творческой активности;
  • Разнообразие студенческой жизни;
  • Участие студентов в повседневной деятельности;
  • Защита законных прав студентов;
  • Способствовать самореализации и самостоятельному мышлению учащихся;
  • Подготовить предложения и рекомендации для органов управления в направлении организации и качества учебного процесса;
  • Максимальная поддержка интеграции университета в европейское образовательное пространство и участие студентов в этом процессе.

Студенческое самоуправление имеет право:

  • Организация встреч, тренингов, интеллектуальных игр, литературных, спортивных, культурно-развлекательных, научных мероприятий;
  • Студенческое самоуправление сотрудничает с университетом, государственными и общественными организациями, а также ассоциациями, государственными и международными организациями;
  • Студенческое самоуправление может создавать союз со студенческими организациями и международными студенческими союзами высших учебных заведений.

Следовательно, можно сделать выводы:

  1. Ученические самоуправления предоставляют большую возможность развития у учеников навыки планирования, организаторских способностей и рефлексии после проведенных мероприятий. Учащиеся вовлекаются в участие в решении проблем школьной жизни и организацию мероприятий.
  2. Ученические самоуправления - многофункциональное социальное явление и включает в себя: социальные, правовые, организационные, академические и психологические факторы.
  3. Участие в самоуправлении основано на волонтерстве, доступности, справедливости и многом другом. Благодаря самоуправлению подростки развиваются во многих областях, и их поощряют брать на себя ответственность, а также обеспечивать руководство и направление карьеры.

Ученическое самоуправление служит посредником между администрацией ОУ и студентами, обеспечивая взаимный обмен информацией [2]. Оно объединяет активных, творческих и предприимчивых учащихсяв, которые любят быть в центре событий и посвящают свободное время решению проблем сверстников в учебной, общественной, культурной и спортивной жизни.

Основными направлениями деятельности студенческого самоуправления являются:

  • Представление интересов студентов;
  • Организация ежегодного студенческого концерта для сотрудников университета;
  • ежегодная церемония награждения;
  • Присвоение статуса Почетного члена;
  • Организация Дней студентов;
  • Кампании по очистке природы;
  • Благотворительные мероприятия.

Структура ученического самоуправления может варьироваться в зависимости от школы, а размер учебного заведения и уровень участия учащихся могут сильно влиять на то, какая структура работает лучше всего. Несмотря на различия в деталях, существует несколько основных структур, по образцу которых построено большинство студенческих самоуправлений.

Ученическое самоуправление, особенно на уровне школ, обычно строится по образцу государственного устройства. Эти ученические самоуправления состоят из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. Эти ветви работают вместе, чтобы обеспечить баланс сил в студенческом самоуправлении.

Исполнительная власть может принимать разные формы, но как минимум состоит из президента, заместителя и других руководящих должностей. В исполнительной власти обычно есть казначей, секретарь и руководитель аппарата, которые могут действовать в качестве главы президентского кабинета, если таковой существует.

Сенат обычно составляет основную часть законодательной власти. Сенаторы от школ представляют различные колледжи и школы или заинтересованные группы на территории кампуса и могут голосовать от имени этих групп. Спикер и парламентарий председательствуют в сенате и способствуют проведению заседаний. Законодательная власть собирается для удовлетворения потребностей студентов, организации и реализации проектов и инициатив комитетов, разработки законодательства и работы над способами улучшения жизни в школе.

Судебная власть является крупным игроком в любых юридических вопросах, связанных с ученическим самоуправлением и интересами школьников. Это отделение, состоящее из главного судьи и помощников судей, работает над тем, чтобы исполнительная и законодательная ветви власти, а также другие студенческие группы поддерживали и соблюдали правовые стандарты. Они могут рассматривать дела, связанные с подзаконными актами и Уставом школы и самоуправления, спорными выборами и поведением членов ученического самоуправления.

Школы могут обнаружить, что двухпалатная система им больше подходит. Некоторые школы могут назвать это «сенатским стилем» ученического самоуправления. Эта модель похожа на федеральную модель, но в ней обычно отсутствует судебная власть [3].

Средние школы и некоторые небольшие колледжи, такие как муниципальные колледжи и техникумы, скорее всего, останутся с небольшим студенческим самоуправлением, состоящим в основном из представителей исполнительной власти: президента, вице-президента, казначея и секретаря. На уровне средней школы президента, вице-президента, секретаря и казначея могут поддерживать должностные лица и представители от каждого класса.

На уровне колледжа президенты клубов могут выступать в составе студенческого самоуправления, представляя интересы студентов. В этих типах студенческих самоуправлений администраторы и другой школьный персонал могут играть большую вспомогательную роль, чем в более крупных студенческих самоуправлениях [4].

Рассмотрим еще одну распространенную модель ученического самоуправления – Школьные Советы.

Совет школьников средней школы предоставляет заинтересованным учащимся возможности лидерства. Члены школьного совета представляют интересы учащихся школы и продвигают основные ценности. Участники реагируют на проблемы учащихся и организуют школьные мероприятия, которые способствуют энтузиазму и школьному духу, создавая сообщество, в котором каждого члена и его избирателей ценят и уважают. Члены школьного совета работают с учащимися, преподавателями, персоналом, родителями и администраторами, чтобы все происходило своевременно [5].

Цели работы школьного Совета:

  • развивать эффективные лидерские качества
  • воспользоваться возможностями лидерства
  • учиться стратегиям решения проблем
  • улучшать отношения со сверстниками
  • выражать и развивать общее видение
  • наслаждаться процессом

Попасть в состав школьного Совета не просто. Кандидаты и Лидеры должны иметь такие качества: патриотизм и гражданственность, иметь хорошую академическую репутацию, активную позицию и коммуникабельность.

Список литературы

  1. Цели самоуправленческой деятельности – мегаобучалка [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://megaobuchalka.ru/8/19920.html.
  2. Развитие концепция ученического развитие самоуправления проблем как педагогов фактор опалихин формирования степень социальной нельзя компетентности взятые учащихся [Электронный гарантии ресурс] // Режим учащихся доступа ответов к изд.: https :// cyberleninka . ru / article / n / razvitie - uchenicheskogo samoupravleniya - kak - faktor - formirovaniya - sotsialnoy - kompetentnosti - uchaschihsya . – Систем. требования: учащихся IBM является PC, развитию Internet почти Explorer.
  3. Официальный проекта сайт учащихся Российского школе движения работы школьников» [Электронный учащихся ресурс] // Режим следует доступа ответы к изд.: ответа https://рдш.рф. − Систем. требования: проекта IBM разных PC, фонда Internet возросло Explorer.
  4. Общероссийская общественная организация [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/01/Uchebno-metodicheskoe-posobie-po-USU.pdf
  5. Коротов В.М. Самоуправление школьников. М., 1981. - С. 68-70.

Интересная статья? Поделись ей с другими: