УДК 372.881.111.1

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка в начальной школе через применение интерактивного контента

Ананьева Евгения Шахрановна – магистрант Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: Поскольку общение на иностранных языках включает в себя ряд ключевых компетенций, необходимых каждому человеку сегодня для самореализации и развития в быстро меняющемся мире, в данной статье рассматриваются некоторые методы формирования коммуникативной компетенции учащихся при использовании коммуникативной технологии на уроках английского языка.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, формирование коммуникативной компетенции, общение, иностранные языки, обучение иностранным языкам, межкультурная коммуникация.

Изучая иностранную речь, учащиеся должны понимать природу языка как предназначенной для общения знаковой системы. То есть, языковой системой и формальной стороной языка (лексической, фонетической, грамматической) нужно овладевать в процессе общения. Это делает коммуникативно-когнитивный подход доминирующим подходом к изучению иностранных языков.

Для изучения иностранного языка как практического средства межкультурной коммуникации необходимо широко внедрять передовые технологии. Они изменяют парадигму иноязычного образования с помощью вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на языке, который они изучают.

При выборе образовательных технологий, которые позволяют достигнуть поставленных дисциплиной «Иностранный язык» целей и задач, учитывается необходимость сформировать у учеников комплекс общекультурных компетенций для межличностного сотрудничества и взаимодействия в ходе коммуникации с носителями иностранных языков, а также для обеспечения высокого качества всех этапов образования [1, с. 87-88].

Преподаватели иностранных языков в последние годы получили возможность самостоятельно выбирать учебные пособия, творчески подходить к содержанию и способам реализации требований учебной программы.

В России ведется масштабная работа, связанная с организацией непрерывного изучения иностранных языков на всех этапах образования человека. Осуществляется повышение квалификации преподавателей, улучшается обеспечение учебных заведений передовыми учебно-методическими материалами. Дети изучают английский язык со второго класса на уроках устной речи и в ходе игр, овладевают алфавитом, грамматикой, учатся читать.

Младшие классы всех общеобразовательных школ обеспечиваются DVD-рекордерами, учебной литературой, словарями. Создан государственный образовательный стандарт, который встраивает изучение иностранных языков в систему непрерывного образования.

В современном процессе изучения иностранного языка существуют разные методы. Но стоит отметить, что ведущие позиции занимают методы и технологии, которые базируются на индивидуальном подходе к обучению. Они должны способствовать достижению следующих целей:

  • созданию свободной и комфортной для учащихся атмосферы;
  • стимулированию интересов учащихся, развитию у них желания практически применять иностранный язык, потребности в обучении и достижения успехов в изучении предмета;
  • воздействию на личности учащихся в целом, вовлечению их чувств, эмоций и ощущений в учебный процесс, умению соотносить его с реальными потребностями, стимулированию речевых, творческих и когнитивных способностей;
  • активизации учащихся, возведение их в статус главных действующих лиц образовательного процесса, активно взаимодействующих друг с другом и с преподавателем;
  • созданию ситуаций, где учитель уходит с роли центральной фигуры учебного процесса;
  • осознанию учащимися, что изучение иностранного языка связано с его интересами и личностью больше, чем с предоставляемыми учителем средствами и методами обучения;
  • обучению детей самостоятельной работе над языком на уровне их интеллектуальных, эмоциональных, физических возможностей, обеспечению индивидуализации и дифференциации процесса изучения языка;
  • использованию на занятиях различных форм работы, стимулирующих активность обучаемых, их креативность и самостоятельность: индивидуальных, групповых, коллективных.

Вовлекать учащихся в интерактивную деятельность, мотивировать их на знакомство с иностранными языками помогают игровые технологии обучения. Они объединяют рациональное и эмоциональное начала в образовании. Игра входит в число естественных потребностей и желаний детей, поэтому является главным средством ненасильственного обучения.

В начальном образовании игровая деятельность постепенно вытесняется учебной деятельностью, которая переходит в ранг ведущей деятельности у младших школьников. В задачи начального образования входит приобщение детей к новому виду деятельности – образовательной. Но этот переход оказывается довольно сложным, поэтому его нужно осуществлять с помощью уже привычных, знакомых и хорошо освоенных элементов, а именно игр. Именно поэтому в начальной школе часто используются игровые методы обучения [3].

Игра не заменяет, а дополняет классические методы и формы обучения. Она позволяет быстрее достигать задачи и цели конкретного урока и образовательного процесса в целом, повышает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность. За счет этого учащиеся лучшее усваивают информацию, получают ценные навыки принятия решений в разных ситуациях. Взаимодействия в ходе игры обеспечивают условия для неформального общения и позволяют детям раскрыть качества своей личности, обрести здоровую самооценку.

Игры помогают достичь многих образовательных целей:

  • стимулировать мотивацию и интерес к изучаемой области – отдельной теме или всей программе обучения по предмету;
  • сохранить и усилить ценность ранее полученной информации в новой форме;
  • расширить осведомленность детей о различных проблемах и возможностях; последствиях при реализации планов либо возможностей;
  • развить у детей навыки принятия решений, научить их критически мыслить и анализировать информацию, взаимодействовать с людьми, собирать данные, готовить проекты и т. д.;
  • изменить отношения в коллективе путем создания условий для конкуренции, сотрудничества, внимания к интересам других участников игры;
  • создать условия для развития и саморазвития детей;
  • дать детям осознать собственный уровень образования, приобрести новые навыки, лидерские качества.

Игры снимают психологическое напряжение, помогают детям преодолеть языковой барьер. Игровые формы работы дают преподавателю возможность проверить усвоение темы без излишней нервозности, найти пробелы в знаниях, практических навыках и умениях детей. Безусловно, в число ключевых преимуществ игр входит коллективная форма работы. А самое главное, что в процессе игры создается доброжелательная атмосфера, формируются ситуации успеха для обучающихся [2, с. 383-385].

Игра требует от участников взаимодействовать друг с другом, иначе она не работает. Неформальная обстановка и потребность в общении снимают страх говорить на иностранном языке, благодаря этому тренируется беглость речи, формируется навык общения. С помощью игровых форм работы преподаватель может обеспечить условия, в которых учащиеся будут получать удовольствие от изучения языка. Это одно из требований учебной программы.

В последние годы педагогика претерпела сильные изменения. Раньше все сводилось к тому, что дети пассивно воспринимали материал в классе. Но сегодня учащиеся должны быть гораздо активнее, а игру подходят для этого как нельзя лучше [5, с. 56].

Преподаватели могут обеспечивать разнообразие занятий различными способами, к примеру, выбирая творческие виды деятельности учащихся, совмещая индивидуальную работу с коллективной. Для этого хорошо подходят игры, которые совмещаются с другими образовательными методами. Игровые формы работы, особенно имитационные и ролевые игры, театральное самовыражение, отлично подходят для изучения языка на всех его этапах.

Игры заслуживают важного места в системе изучения языка по целому ряду причин. Во-первых, игра – это всегда атмосфера веселья, активизирующая учеников, у которых учебный процесс раньше не вызывал заинтересованности.

Во-вторых, игры также помогают участникам выстраивать отношения друг с другом, нейтрализуют неравенство. Они создают комфортную дружественную атмосферу, в разных играх ученики могут играть совершенно разные роли. Это делает учебную среду захватывающей и разнообразной.

В-третьих, игры позволяют тренировать языковые навыки в реальных ситуациях. Это крайне важно, ведь большинство людей хотят знать иностранный язык для применения в жизни, к примеру, во время поездок в другие страны. В играх воспроизводятся разные жизненные ситуации, что полезно для беглого овладения языком. Помимо этого используя игровые формы деятельности в классе, учитель отводит ученикам первые роли, а сам отходит в сторону. Это также нужно отнести к плюсам образовательных игр, ведь ученики становятся более ответственными и инициативными [4, с. 12-14].

В-четвертых, игры особенно полезны для учеников с низкой самооценкой, неуверенных в себе и застенчивых. Игры обычно проходят в небольших группах, где выступать проще, чем перед большой аудиторией. Тем более, во время игры проще раскрепоститься и забыть о застенчивости, чем на обычном уроке. Это происходит из-за менее серьезной атмосферы, акцента на беглости речи, а не ее грамматической составляющей [5, с. 14].

Для развития коммуникативной компетентности хорошо подходят сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Чтобы успешно сформировать коммуникативное действие, стоит проводить сюжетно-ролевые игры. В них учащиеся импровизированно разыгрывают определенные жизненные ситуации. В ходе игру общение протекает естественно и органично, непринужденно, а игровые типы могут быть перенесены в реальную жизнь.

Дидактические игры особенно ценны с познавательной точки зрения и находятся в тесной связи с учебным процессом. В них дети решают узкие, определенные задачи интеллектуального порядка с использованием различных умственных операций.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование интересных методов и форм в коммуникативном подходе к преподаванию иностранного языка дает возможность дать детям больше времени для речевой практики, обеспечить усвоение материала всеми обучающимися, решить комплекс развивающих и образовательных задач.

Учитель при использовании игровых форм работы превращается в организатора самостоятельной учебной, коммуникативной, познавательной, творческой деятельности учеников. У преподавателя появляются возможности для модернизации образовательного процесса, развития коммуникативной компетентности детей, их целостного личностного развития.

Список литературы

  1. Камалова, Д. А. Forming the communicative competence of learners at using the communicative technologies in the English lessons / Д. А. Камалова. – Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – Москва : Буки-Веди, 2017. – С. 87-90.
  2. Холмирзаева, Н. М. Interactive speaking activities in teaching English inprimary classes / Н. М. Холмирзаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240). – С. 383-385.
  3. Games as a method of communication development [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://studopedia.net/11_48459_games-as-a-method-of-communication-development.html
  4. Langran J., Langran P. Language Games and Activities, 1994, р. 12–14.
  5. Steve S. Games That Teach, San Francisco: Jossey-Bass Pfeiffer, 1998, р. 56–57.

Интересная статья? Поделись ей с другими: