УДК 37

Профессиональная ориентация: опыт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Департамента образования и науки г. Москвы

Керимова Чинара Вагифовна – кандидат экономических наук, доцент, начальник Управления по профессиональной ориентации и работе с одаренными обучающимися Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье затрагиваются вопросы организации профориентационной работы школьников в условиях цифровизации экономики. Цифровизация бизнес-процессов приводит к активному созданию новых профессий, развитию и модернизации существующих, появлению новых форм цифровых продуктов, товаров, работ и услуг, необходимо повышать квалификацию школьных учителей в данной области. цифровых технологий. Вопросы профориентации становятся наиболее актуальными и требуют эффективного взаимодействия всех субъектов хозяйственных правоотношений (семья, общество, хозяйствующие субъекты). Опыт ведущих организаций позволяет изучать и обобщать содержание нового опыта, что является важной теоретической и практической задачей. Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий на уровне основного общего образования и общего среднего образования, обеспечивающих развитие у учащихся основных навыков и умений, приводит к повышению мотивации учащихся к обучению и вовлеченности в процесс обучения. образовательный процесс.

Ключевые слова: предпрофессиональное образование, профессиональная ориентация, образование, цифровизация.

В современных условиях цифровизации социально-экономических процессов особого внимания заслуживают вопросы формирования личностного и профессионального самоопределения человека в условиях цифровизации.

Исследования показывают, что не все лица, совершающие профессиональный выбор, делают это осмысленно, с учетом возможных перспектив и рисков, условий будущей жизни. Особенно остро вопрос профессионального самоопределения стоит у школьников, которые еще не способны в полной мере самостоятельно и осознанно делать жизненный и профессиональный выбор. Также в условиях динамично развивающихся цифровых процессов, появления новых форм цифровых продуктов, товаров, работ и услуг возникает необходимость повышения квалификации школьных учителей в области цифровых технологий. [5]

Сегодняшняя цифровая экономика требует рабочей силы в соответствии с сильной динамикой развития, формирующимся технологическим укладом и цифровой эпохой, в которой мы уже живем. Это люди, готовые к переменам, готовые постоянно учиться. Следует помнить, что, несмотря на частые изменения требований к навыкам, ключевые навыки остаются такими же, какими они были вчера и в прошлом веке, и останутся такими и в будущем. Требуемый персонал должен обладать этим набором навыков. Это включает в себя критическое и аналитическое мышление, готовность работать в мультикультурной среде, готовность к совместной работе в распределенных мобильных командах и готовность находить новые творческие решения проблем новой экономики. [2]

Цифровизация бизнес-процессов приводит к активному созданию новых профессий, развитию и модернизации существующих. Такая трансформация характерна для смены технологического уклада и всех технологических революций. Например, для специалистов финансовой сферы, аудиторов, бухгалтеров большая часть рутинной деятельности будет автоматизирована – перенесена на компьютер и программное обеспечение. В то же время появляются новые задачи для различных отраслей, например, для юридических профессий, перед которыми стоит задача трансформации юридической практики в задачи цифровой экономики, связанные с виртуальной и дополненной реальностью, машинным обучением, искусственным интеллектом и нейротехнологиями.

В этой связи в вопросах профориентации становится необходимым обеспечить эффективное взаимодействие всех субъектов экономических правоотношений (семьи, общества, экономических субъектов) в области научно-методического обеспечения, исследования современных возможностей информационно-коммуникационных технологий и диагностических средств.

Как показывают исследования, существует четыре ключевых направления работы по профессиональной ориентации, которые традиционно используются в комплексе:

  1. Профессиональное информирование – знакомство заинтересованных людей с многообразием существующих и возможных профессий. Этот процесс включает в себя сбор, обработку и публикацию информационных материалов о состоянии рынка труда и перспективах его развития. Информирование также предоставляет информацию о формах и требованиях к местам работы, возможностях профессионального развития.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности лица как профессионала для конкретной работы или должности на основании должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование – помощь человеку в профессиональной решимости принять самостоятельное и осознанное решение относительно выбора профессии. Он также помогает определить другие направления профессионального обучения и трудоустройства с учетом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических способностей, а также требований рынка труда.

Психологическая поддержка – диагностика и коррекция психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к существующей ситуации, повышает психологическую компетентность, снижает случаи выгорания и деформации специалистов. [3].

В целях развития у поступающих осмысленного понимания дальнейших направлений подготовки с учетом приоритетного развития целевых компетенций, необходимых для профессиональной самореализации в условиях цифровой экономики, университеты проводят активную работу в области профессиональной ориентации учащихся и учителей образовательных организаций среднего, общего и среднего профессионального образования. [1] Одним из таких вузов, готовящих экономистов, финансистов, менеджеров, юристов по финансовому праву, математиков, ИТ-специалистов, специалистов в области управления персоналом, социологов и политологов, является Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее - Финансовый университет).

Финансовый университет проводит мероприятия, нацеленные на личную и профессиональную адаптацию к требованиям цифровой экономики, повышение продуктивности профессиональной деятельности, формирование устойчивых компетенций у обучающихся в области научно-технических, технологических и гуманитарных технологий.

Так, в 2022 году Финансовый университет провел бесплатные образовательные программы «Цифровая экономика» для учащихся 8-11 классов московских школ и студентов колледжей в рамках проекта Департамента образования и науки г. Москвы «Университетские субботы» в 2022 году, абитуриентам предлагает возможность получить общие знания и перспективы работы с финансово-экономическим профилем и ознакомиться с первыми навыками и способностями рабочих мест в этой области. Университетские субботы создают информационную среду, способствующую самоопределению участников, дают возможность пообщаться со студентами разных факультетов, узнать о правилах приема на выбранные факультеты и принять участие в различных интерактивных мероприятиях. Более 1800 человек приняли участие в университетских субботах на кампусе Финансового университета.

Основная цель проекта – создать возможность для каждого ученика выбирать и выстраивать свою образовательную траекторию. Благодаря веселым и познавательным мероприятиям многие обучающиеся находят свой университет местом для получения профессии. Ведь когда школьники знакомятся с учителями, когда профессор рассказывает о том, каков его научный мир, в какой области он является специалистом, читает для школьников увлекательные лекции, то ученик сначала заинтересуется конкретным учителем, а затем уже через личность, через увлеченность работой некоторых ученых и выбором профессии, выбором учебного заведения. Вузы, участвующие в проекте, прекрасно об этом знают, поэтому заинтересованы в таких встречах со школьниками. [4]

Финансовый университет активно внедряет новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии на уровнях основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Система раннего отслеживания талантливых школьников и обучающихся колледжей, внедрение адаптивно практико-ориентированных и гибких образовательных продуктов для абитуриентов позволяет отслеживать их успехи, создавать благоприятные условия для их личностного роста, корректировать траекторию их развития и стимулировать абитуриентов к участию в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/c4fb442754ae407b0a81a1fa36030eff61adc6c9/ (дата обращения 28.08.2022)/
  2. Авакова Э.Б., Асадов А.Н.О., Кузнецов А.А. Формирование цифровых компетенций при подготовке управленческих кадров. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 2 (128). С. 116-121
  3. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. – 2021. – № 12. – С. 37-39.
  4. Сергеев, И. С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. – 2021. – № 7. – С. 5-19.
  5. Савкина, М. В.Нескучная профориентация, или Поиск современных форм организации профориентационной работы в учреждении дополнительного образования / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. – 2020. – № 11. – С. 56-60.

Интересная статья? Поделись ей с другими: