УДК 376

Развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом

Милостинкина Валерия Сергеевна – магистрант Южного федерального университета.

Научный руководитель Карантыш Галина Владимировна – доктор биологических наук, зав. кафедрой Коррекционной педагогикиЮжного федерального университета.

Аннотация:В данной статье описаны способы развития коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом. А также упомянута важность работы с родителями, для скорейшего включения детей с ДЦП в общество.

Ключевые слова:коммуникативная деятельность, ДЦП, ранняя логопедическая помощь, работа с родителями.

Введение

Культура общения является главным условием адаптации человека к социуму (Григоренко Н.Ю. 2017). Потребность в общении возникает на ранних этапах развития ребенка, когда формируются коммуникативные умения, направленные на познание и оценки окружающего мира (Керимова С. Э. 2019). Изучение себя и окружающей среды происходит из разных видов деятельности, особую роль среди которых играет коммуникативная деятельность (Козырева Л. А. 2016).

У детей с детским церебральным параличом недостаточность коммуникативных умений может проявляться уже на первом году жизни в результате нарушения психомоторного развития. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, при котором нарушаются двигательные функции, и в ряде случаев отмечаются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта (Керимова С.Э.2019).

На сегодняшний день, к сожалению, продолжает существовать проблема развития коммуникативных умений на ранних этапах развития у детей с детским церебральным параличом. На первый взгляд кажется, что условия нашей жизни меняются в лучшем направлении, но почему же сложность адаптации и интеграции детей с ДЦП в общество здоровых детей сохраняется? 

Данная проблема имеет большое социальное значение и для ее решения необходимо разработать специальные подходы к коррекции имеющихся нарушений. Ведь для полноценного психического развития необходимо не только общение ребенка со взрослым, но и обязательный контакт с детьми того же возраста.

Работа над этой проблемой принесет пользу как самим детям с ДЦП, так и их родителям, ведь многие семьи впадают в огромный психологический и эмоциональный дисбаланс из-за мыслей о том, что их дети никогда не смогут вписаться в социум и вести полноценный образ жизни.

 Все вышесказанное мотивирует нас осознать важность социальной реабилитации детей с ДЦП, изучать проблемы развития их коммуникативных возможностей. 

Развитие коммуникативных функций относится к важнейшим направлениям коррекционной работы с детьми с церебральным параличом.

Коммуникативная функция речи, прежде всего, заключается в построении общения с людьми. В ходе него ребенок знакомится с новыми понятиями, необходимыми для будущих контактов с взрослыми и ровесниками. Коммуникация помогает организовывать совместную деятельность, а это, в свою очередь, ведет к развитию личности, воли, эмоциональной сферы ребенка, формированию у него адекватного поведения. Обязательным компонентом общения выступают межличностные взаимоотношения. Между детьми происходит обмен информацией, они добиваются взаимопонимания в разных видах деятельности. С помощью общения дети учатся понимать обращенную речь и употреблять словесные средства.

Общения играет огромную роль в развитии детей с ДЦП. Увы, его часто затрудняют нарушения речи, которые могут проявляться в разных формах. Самая распространенная из них – дизартрия. Обычно она сочетается с ОНР – общим недоразвитием речи. Степень выраженности этой речевой патологии зависит от того, какие поражения нервной системы ест у ребенка, насколько они сложные. Нарушения в произношении звуков проявляются в том, что ребенок их пропускает, заменяет, искажает, смещает. Насколько разборчива речь, зависит от конкретного случая. У одних детей она невнятная, слабо понятна для окружающих, у других – нечеткая, смазанная. Из-за этого возникают нарушения в сфере речевой коммуникации, которые приводят к тому, что дети не желают инициировать общение, вступать в диалог. Вместо слов они обычно пользуются невербальными средствами общения, часто уходят в себя, стараются меньше говорить. Многие дети с ДЦП, общаясь с окружающими, пользуются только короткими стандартными фразами или предложениями из 2-3 слов. Причинами этого становятся скудный словарный запас, нарушенная грамматика речи, невозможность использовать обычные языковые средства, чтобы описать разнообразные явления, события, предметы. 

Если речь ребенка развивается нормально, вырабатывание коммуникативных способностей идет последовательно, шаг за шагом. Предпосылки к общению с помощью речи можно заметить уже в раннем возрасте. Формирование механизмов довербального общения базируется на установлении эмоциональных личностных отношений между ребенком и взрослыми, которые окружают его. Под действием непосредственного эмоционального контакта с близкими людьми ребенок ощущает потребность общаться, в процессе усвоения языка он учится налаживать это общение с помощью речи. У детей с ДЦП коммуникативные навыки и умения формируются дольше и в более поздние сроки. Нередко в самые важные для развития речевого аппарата годы жизни ребенку приходится проводить основную часть времени в лечебных учреждениях. Там не всегда уделяется достаточное внимание педагогической работе, а это может негативно сказываться на речевом развитии. Ранние формы речевого общения во многом определяют развитие ребенка, в том числе на формирование его личности, отношение к окружающему. Доречевое развитие и первые этапы речевого развития детей с ДЦП также значительно задерживаются из-за отрицательного влияния тонических рефлексов.

В работе с детьми с ДЦП нужно сформировать и развить их коммуникативные навыки и умения, чтобы они могли полноценного общаться со взрослыми и ровесниками. При этом крайне важно не принуждать ребенка общаться с помощью речи, а побуждать его говорить. Нужно стараться пробудить у учащихся потребность в общении, стремление говорить с окружающими и слушать их, организовывать беседу. Необходимо добиваться овладения ребенком знания правил и норм общения с окружающими людьми.

Детям нужно помогать освоить практическое использование языка в качестве средства общения, мотивировать их к речевому взаимодействию с окружающими людьми. 

На первых этапах обучения важна работа по развитию понимания речи. Для этого уточняется и расширяется понимание слов, которые обозначают названия явлений, предметов и действий; формируются обобщающие понятия. Затем можно переходить к составлению предложений, начиная с простых, из 2-3 слов. Необходимо учить детей составлять предложения с обращением, просьбами к окружающим, к примеру: 

  • «Пожалуйста, налейте мне стакан воды».
  • «Будьте добры, возьмите игрушку».
  • «Передайте, пожалуйста, зеленую книгу» и т. п.

От занятия к занятию предложения должны усложняться.

На следующем этапе детям показываются картинки, по которым нужно составить предложения. Важно уделить особое внимание составлению вопросительных конструкций. Для этого приводятся примеры, инструкции, по которым ученики повторяют различные предложения. Например:

  • «Тома, спроси у Паши, где лежит ручка?».
  • «Игорь, спроси у Димы, где стоит машинка?».
  • «Петя, спроси у Лены, что она делает?» и т.п.

В таких заданиях содержатся инструкции, в составе которых уже есть искомый вопрос. Взрослый должен добиться, чтобы дети усвоили общую структуру и смысл схемы, по которой строится фраза-вопрос.

В процессе становления коммуникативных функций серьезное внимание должно уделяться развитию навыков диалога. Данная работа нацелена на формирование у детей способности контактировать с людьми; вести разговор на определенную тему; не просто слушать, но и слышать собеседника, быть внимательным; быть инициатором диалога. 

Дети получают от педагога фразы, которые используются в диалоге.

К примеру, это могут быть фразы, которые используют при встрече:

- «Добрый день! Рад с вами встретиться.»

- «Здравствуй! Давно не виделись. Как твои дела?».

- «Привет! Хочешь со мной поиграть в …». 

Другие примеры фраз-схем:

  • Фразы, чтобы опросить разрешения:

- «Пожалуйста, разрешите мне …».

- «Вы не будете против, если я …».

  • Фразы, чтобы предложить помощь:

- «Вам нужна помощь?»

- «Хотите, я вам помогу?».

  • Фразы, чтобы поинтересоваться делами:

- «У вас все хорошо?». 

- «Как у вас дела?».

В будущем для обучения детей ведению диалога можно моделировать реальные ситуации общения. С этой целью проводятся речевые упражнения, игры-беседы, в ходе которых дети используют предложения-обращения, вопросы. Также важно уделять внимание развитию восприятия и различения интонации речи (вопросительной, повествовательной, удивленной, восклицательной). Дети должны познакомиться с вопросительной интонацией, узнать, как она выражается. Им важно понять, что, изменяя голос, можно передавать различные эмоции. Так, изменив голос, можно спросить о чем-то. Педагог задает вопрос, а после предлагает ребенку повторить его, показав, что к концу вопросительного нужно повысить голос. Такие упражнения вызывают определенные сложности у детей с дизартрией, ведь при данном нарушении речи страдает просодическая сторона речи. 

Полезно давать детям упражнения, в ходе которых они поочередно задают друг другу вопросы, ведут беседы на разные темы, почерпнутые из индивидуального или группового опыта. 

 Предлагают ряд игр, которые можно использовать для развития коммуникационных навыков:

«Проигрывание ситуаций»

Цель игры: Развить умение вступать в диалог, поддерживать разговор на определенную тему. Развить интонационную сторону речи, навыки эмоционального выражения мыслей с привлечением, мимики и жестов. 

Педагог предлагает детям разыграть ряд ситуаций, к примеру:

  • Ты очень хочешь посмотреть книгу, которую принес в класс твой сосед по парте. Попроси дать ее.
  • Ты не можешь застегнуть куртку. Обратись к товарищу (воспитателю) с просьбой тебе помочь.
  • Ты сильно обидел своего друга. Помирись с нм, попроси прощения.
  • Ты пришел в супермаркет. Попроси продавца показать тебе, где находится молочный отдел.
  • У тебя потерялась ручка. Подойди к одноклассникам и спроси, видел ли ее кто-нибудь.

 «Интервью»

 Цель игры: Развить навыки ведения диалога. Сформировать умение грамматически правильно выстраивать предложения, отвечать на заданные вопросы, выслушивать собеседника.

В этой игре могут использоваться любые темы для беседы, к примеру: «Моя школа», «Наш класс «Мой город», «Мой день рождения», «Поездка на природу», «Города мира » и т.п.

Один из учеников выступает в роли гостя, с которым проводят интервью. Он садится в центре класса и отвечает на вопросы по заданной теме, которые задают ему другие дети и педагог.

«Вежливые слова»

Цель игры: Расширить словарный запас, уточнить значение и сферы использования слов и словесных конструкций. 

Педагог предлагает детям передавать эстафетную палочку и называть вежливые слова, к примеру:

  • слова, которые используются при приветствии: добрый день, здравствуйте, рад тебя видеть, рады встрече; 
  • слова, которые выражают благодарность: спасибо, благодарю, очень признателен;
  • слова, с помощью которых просят прощения: простите, извините, мне жаль;

 Игровые упражнения могут включать диалоги с героями из различных мультфильмов, книг, фильмов. Можно вести работу с сюжетными картинками, которые показываются детям, чтобы они научились понимать взаимоотношения действующих лиц и составлять диалоги. Дети пытаются передать содержание отношений между двумя персонажами, говорят от их имени, играя роль другого человека.

 Обязательно стоит вносить в занятия разнообразие с помощью разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр на распространенные темы: «Магазин», «Школа», «Почта», «Больница», «Пикник» и т. д. В ходе проведения данных игр нужно обязательно обращать внимание на способность детей правильно вести диалог, выстраивать свою речь с учетом выбранного игрового персонажа.

Нельзя не отметить, что крайне важной для социализации детей с ДЦП является работа с их родителями. Особую роль играют совместные тренинги и семинары для семей больных и нормотипичных детей. Участники таких мероприятий побуждаются обсуждать проблемы воспитания, супружеские и детско-родительские отношения, типичные для всех семей. Это помогает родителям особых детей ощутить себя частью общества, почувствовать доверие к людям, а не замыкаться лишь на своих проблемах. Родителям здоровых детей такие семинары и тренинги дают возможность побороть негативные стереотипные установки по отношению к инвалидам, проникнуться их проблемами. Все это неминуемо приведет к позитивным изменениям в обществе, устранит пренебрежительное и черствое отношение к детям с ОВЗ. Люди научится замечать инвалидов и общаться с ними на равных, будут учить состраданию и толерантности своих детей.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что коррекционная работа по формированию у детей с ДЦП коммуникативных функций развивает целый ряд умений:

  • беседовать с взрослыми и ровесниками в разных ситуациях;
  • грамотно выражать свои мысли и строить высказывания;
  • слушать собеседников, уважать их интересы и мнение;
  • соотносить свои стремления и желания с интересами окружающих людей;
  • получать в общении нужную информацию;
  • принимать активное участие в групповых делах (уступать, договариваться, предотвращать и разрешать конфликты).

 Насколько спешным будет обучение, личностное развитие, социализация детей с ДЦП во многом зависит от того, насколько сформированы их коммуникативные навыки и умения.

Список литературы

  1. Баранов А. А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом : учеб.-метод. пособие / А. А. Баранов [и др.] ; федерал. гос. бюдж. науч. учреждение «Науч. центр здоровья детей». — М. : ПедиатрЪ, 2014.
  2. Гришина Л.П., Лаврова Д.И. Инвалидность как многофакторная проблема // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2013. № С. 27–30.
  3. Григоренко Н.Ю. / Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 31.10.2022)
  4. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 256 с.
  5. Григоренко Н.Ю. – Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) //Специальное образование. – 2011. – №1. – С. 34–41.
  6. Керимова С.Э. / Коммуникативные навыки детей и взрослых с детским церебральным параличом // – 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-navyki-detey-i-vzroslyh-s-detskim-tserebralnym-paralichom (дата обращения: 02.11.2022)
  7. Козырева Л.А. / Развитие двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. –2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dvigatelnyh-sposobnostey-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 03.11.2022)
  8. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом: дисс…докт. пед. наук. – М., 2009, - 350 с.
  9. Пузанова, Ж. В. Проблемы внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты мониторинга / Ж. В.Пузанова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — № 6.
  10. Симонова, Т. Н. Формирование графических навыков у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича / Т. Н. Симонова, Н. Р. Андреева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – №2(29). – Т. 1. – С. 132– 135.
  11. Тихонова, И. В., Адеева, Т. Н., Голубева, М. С. Специфика социализации дошкольников с комплексными и множественными нарушениями в развитии [Текст] / И. В. Тихонова, Т. Н. Адеева, М. С. Голубева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2014. – № 3. – С. 178–182.

Интересная статья? Поделись ей с другими: