УДК-614.47

Скептицизм по отношению к детским вакцинам: статистика, анализ

Диордица Кристина Александровна – студент Тихоокеанского государственного медицинского университета Минздрава России.

Купянский Глеб Борисович – студент Тихоокеанского государственного медицинского университета Минздрава России.

Аннотация: В статье приведены исторические аспекты дезинформации по поводу детской вакцинопрофилактики. Представлены результаты собственного исследования об осведомлённости родителей о иммунизации. Проанализированы причины отказа как от обязательной вакцинации, так и от дополнительной. Исследованы варианты получения родителями информации о вакцинах их компонентах, эффективности и возможных побочных эффектах.

Ключевые слова: вакцинация детей, национальный календарь профилактических прививок, Гамк-ковид-Вак, полиомиелитная вакцина, ВПЧ.

В настоящее время несмотря на то, что вакцинация признана одной из наиболее успешных мер здравоохранения, многие родители до сих пор имеют предубеждения и сознательно отказываются от вакцинации, подвергая опасности не только своих детей, но и тех, кто слишком мал для вакцинации или имеет медицинские противопоказания [6]. Даже те, кто вакцинирует своего ребенка в соответствии с национальным календарём профилактических прививок зачастую не заинтересованы в использовании дополнительных вакцин, зарегистрированных в РФ, а часть даже не знает об их существовании.

Вокруг вакцин всегда были сомнения. Даже тот факт, что вакцинация помогла полностью ликвидировать оспу во всем мире, а также, например, полиомиелит в Северной и Южной Америке, не дает родителям уверенности в их необходимости и эффективности [2]. Порой кажется, что один громкий заголовок или одно негативное слово может обесценить многолетнюю работу по внедрению необходимости вакцинации среди населения. Так, например, В 2015-2016 годах программы вакцинации против вируса папилломы человека (ВПЧ) в Ирландии были сорваны из-за сообщений в средствах массовой информации о различных симптомах, ложно предполагаемых как вызванные вакциной. Показатели охвата вакцинацией против ВПЧ резко снизились с более 85% до менее 40% [3]. И эти сомнения у родителей были вызваны дезинформацией, распространяемой документальными фильмами, транслируемыми по национальному телевидению, и лоббированием групп по вакцинации против ВПЧ [4]. Разберем также один из самый знаменитых подобных случаев, когда во многих регионах мира снизился уровень вакцинации комбинированной вакциной против кори, эпидемического паротита и краснухи (MMR)[5]. Одним из факторов, способствующих этому конкретному снижению, по-видимому, стала публикация статьи Эндрю Уэйкфилда в журнале «The Lancet» в 1998 году о возможной связи между вакцинацией MMR и возникновением аутизма. Хотя с тех пор статья была отозвана, исследование дискредитировано, а автору больше не разрешено заниматься медицинской практикой, сохраняются сохраняющиеся сомнения, и во многих регионах мира показатели вакцинации MMR значительно ниже рекомендуемого 95% [1] Также пандемия COVID19 заставила многих обратить внимание на то, что несмотря на активное распространение доступной вакцины «Гамк-ковид-Вак» многие боялись и не спешили прививаться, появлялись теории заговоров по поводу вакцинации и темпы вакцинации были достаточно медленные [7]. Также коронавирусной инфекция повысила осведомлённость о важности в общественном признании эффективных вакцин таких факторов, как: политические, социальные и поведенческие.

Цель исследования. Изучить осведомлённость родителей о вакцинации. Проанализировать и понять причины отказа как от обязательной вакцинации, так и от дополнительной вакцинации.

Материалы и методы. Группу исследования составили 31 родитель ребенка в возрасте до 12 лет им было предложено пройти анонимный опрос о своем отношении к вакцинации.

Результаты и обсуждения. Результаты показали, что лишь 80,6% родителей прививают своих детей согласно национальному календарю. Тем 6 родителям (19,4%) кто не прививает своего ребёнка было предложено выбрать одну или несколько причин отказа: у троих опрошенных были страхи начет безопасности вакцин и возможных осложнений, также три человека выразили сомнения насчет действенности вакцин. Один родитель отказывался от вакцинации из-за наличия противопоказаний у ребенка, также ещё один выразил желание лучше разобраться в механизм действия вакцин ввиду недостаточной информированности о них. Мы поинтересовались у опрашиваемых, как они оценивают уровень осведомлённости о вакцинации среди родителей. Результаты представлены на рисунке 1. Четверть (25,6%) людей считают, что уровень осведомленности низкий, 51,6% указали на удовлетворительный уровень, а — «хорошо» или «отлично» оценили 12,9% и 9,7% соответственно.

1

Рисунок 1. Насколько родители оценивают уровень осведомленности о вакцинации.

 Также мы попытались узнать, интересуются ли родители темой вакцинации и были получены результаты, представленные на рисунке 2. Которая показывает, что 51,6 % опрошенных предпочитают советоваться с педиатром, 26,9% не изучают дополнительную информацию так как полностью доверяют национальному календарю, 9.7 % указали, что не имеют интереса к изучению, 6,5% предпочитают доверять информации, найденной в интернете, только один человек (3,2%) указал, что собирает информацию из нескольких источников, и ещё один родитель изучает составы и все компоненты вакцин.

2

Рисунок 2. Заинтересованность родителей темой вакцинации.

Среди исследуемой группы 19,4% опрошенных ответили, что отказывались от вакцин, входящих в национальный календарь. При этом из всех опрошенных 25, 8 % никогда не слышали о вакцинах «сверх» национального календаря. При этом, учитывая, что большинство родителей осведомлены о возможности защитить своих детей ещё от нескольких инфекционных заболеваний, всего 29,4% родителей принимали решение о дополнительной иммунизации, из них 12,9 % вакцинировали детей от клещевого энцефалита, 3,2% от ротавируса и 3,2% от ветряной оспы. Кроме того, нас интересовало сталкивались ли опрошенные люди с мифами и/или негативными высказываниями о вакцинации и какого было их происхождение. Результаты представлены на рисунке 3. Итого 60% указали что подобная информация была получена от их друзей или родственников, 4% указали на влияние средств массовой информации и 24% встретились с мифами в интернете.

3

Рисунок 3. Откуда распространяются мифы о вакцинации.

Список литературы

  1. Burgess DC, Burgess MA, Leask J. The MMR vaccination and autism controversy in United Kingdom 1998-2005: inevitable community outrage or a failure of risk communication? Vaccine. 2006 May 1; V - 24
  2. Centers for Disease Control and Prevention (CDC). Ten great public health achievements--United States, 1900-1999. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 1999 Apr 2.
  3. Corcoran B, Clarke A, Barrett T. Rapid response to HPV vaccination crisis in Ireland. 2018 May 26.
  4. Dubé È, Ward JK, Verger P, MacDonald NE. Vaccine Hesitancy, Acceptance, and Anti-Vaccination: Trends and Future Prospects for Public Health. Annu Rev Public Health. 2021 Apr 1; V-42, P-175-191
  5. Jolley D, Douglas KM. The effects of anti-vaccine conspiracy theories on vaccination intentions. PLoS One. 2014 Feb 20.
  6. Omer SB, Salmon DA, Orenstein WA, deHart MP, Halsey N. Vaccine refusal, mandatory immunization, and the risks of vaccine-preventable diseases. N Engl J Med. 2009 May 7.
  7. Первый опыт применения вакцины Гам-КОВИД-Вак "Спутник V" в условиях реальной клинической практики / О. М. Драпкина, Л. Н. Рыжакова, В. Н. Шишкова [и др.] // Профилактическая медицина. – 2021. – Т. 24. – № 10. – С. 53-60.

Интересная статья? Поделись ей с другими: