УДК 7.072

Размышления о включении китайских традиционных элементов в современный художественный дизайн

Сюн Цзинхао – аспирант кафедры Дизайна среды Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Чжэн Сян – аспирант кафедры Дизайна среды Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: Традиционная китайская культура вносит весомый вклад в развитие индустрии современного дизайна в Китае. В процессе роста индустрии в современные дизайнерские идеи интегрируются элементы традиционной культуры, что позволяет преобразить внешний вид современного художественного дизайна и удовлетворить потребности производителей и потребителей в поиске новых решений. В данной статье анализируется интеграция традиционных китайских элементов в современный художественный процесс, определяется коннотация элементов традиционной культуры, выявляются основные подходы к их применению в современном дизайне. Также анализируется, каким образом предпринимаются соответствующие меры для внедрения инноваций в интеграцию традиционных китайских элементов в современный дизайн. Целью данного исследования является рассмотрение роли интеграции традиционных китайских элементов в повышении уровня качества современного художественного дизайна, а также предложение новых идей для развития индустрии художественного дизайна в Китае.

Ключевые слова: современный художественный дизайн, китайские традиционные элементы, инновационная стратегия, меры конвергенции, дизайн.

В настоящее время индустрия дизайна в Китае не обходит стороною тенденцию всемирной глобализации – западная культура оказывает серьезное влияние на развитие современного художественного процесса, что приводит к появлению «поощрения иностранцев» в некоторых отраслях китайского дизайна. Данный вопрос следования западным стандартам эффективно проработан в Японии, но проблема культурной идентичности все еще остро стоит в Китае [3: 20]. Для того, чтобы решить данную проблему и повысить рыночную конкурентоспособность китайского современного художественного дизайна, необходимо интегрировать в дизайн китайские традиционные элементы для повышения узнаваемости. Разумеется, в процессе разработки и реализации современных дизайнерских решений встречаются определенные проблемные вопросы, что может затруднять развитие данной отрасли. Поэтому необходимо проанализировать соответствующее содержание интеграции китайских традиционных элементов в современный художественный дизайн, изучить коннотацию и функцию китайских традиционных элементов, а также принять соответствующие инновационные меры для обеспечения развития китайского современного художественного дизайна в Китае.

1. Коннотация традиционных китайских элементов.

Традиционные элементы являются духовным носителем китайской культуры, содержащей чрезвычайно богатые идеологические коннотации, оказывающие большое влияние на все сферы жизни населения современного Китая. В области художественного творчества китайская традиционная культура отстаивает концепцию гармоничного сосуществования с природой по правилам симметричного соотношения. Наиболее популярными традиционными элементами китайского художественного процесса являются архитектура, живопись, скульптура, вырезание из бумаги и так далее.

2. Роль традиционных китайских элементов в современном дизайне.

(1) Демонстрация жизнеспособности проектных работ

Как известно, традиционные элементы представляют собой своеобразную культурную сущность этнических характеристик, накопленную в процессе историко-культурного развития. В настоящее время применение традиционных китайских элементов в китайском современном художественном дизайне может способствовать пробуждению национальной культурной памяти и идентичности, а также повысить уровень национального патриотического сознания. В то же время интеграция традиционной культуры в современную индустрию дизайна может обладать уникальной эстетической концепции и придавать жизненную силу современным произведениям искусства [6: 89]. Поэтому традиционные элементы играют важную роль в указании направления развития современного художественного дизайна.

(2) Усиление «неявности» дизайнерского выражения

Китайская культура является сокровищем мировой культуры, традиционное искусство Китая известно своей сдержанной и утонченной красотой. Таким образом, использование традиционных элементов в современном художественном дизайне может более неявно и деликатно выражать эмоции и стремления Востока, и в то же время увеличивает выразительность и коннотацию произведений современного искусства, значительно улучшив дизайн. В настоящее время в процессе художественного проектирования часто используются «простые» и «пустые» приемы оформления, а для формирования достаточного пространства воображения используются ограниченные текстовые символы и изображения, абстрактное содержание и образные темы [4: 48]. Символы делают содержание дизайна более понятным на ассоциативном уровне. Таким образом может быть отражена имплицитность традиционных элементов, что, в свою очередь, может побудить современные китайских дизайнеров усилить имплицитность их собственных дизайнерских решений.

(3) Обогащение философских мыслей, выраженных в дизайнерских работах

В ходе исследования традиционных китайских построек было установлено, что в основе большинства из них лежит концепция «устойчивого развития», в процессе строительства был поставлен упор на гармоничное сосуществование человека и природы. В настоящее время традиционная архитектурная концепция соответствует концепции современного развития Китая. В то же время традиционные элементы также могут символизировать важные смыслы и нести в себе добрые пожелания. Например, узор в виде «дракона» символизирует власть, честь и благородство, а также означает пожелание удачи и успеха, что является общепринятым смыслом в народном сознании [1: 54]. Следовательно, использование этого элемента в дизайне поможет лучше отображать национальную культуру, а также формировать уникальные национальные предметы искусства, тем самым способствуя наследованию и развитию национальной культуры.

3. Мысли об интеграции китайских традиционных элементов в современный художественный дизайн.

(1) Использование традиционных цветовых решений в современном художественном дизайне

При использовании традиционных цветовых решений в современном художественном дизайне важно не просто гармонично сочетать оттенки между собой, необходима разумная интеграция устоявшихся значений цветов в процессе проектирования дизайна для повышения качества и художественной привлекательности произведений искусства. Поэтому, применяя в современном художественном дизайне традиционные цвета, необходимо сначала уточнить их коннотацию, определить семантическое значение. Хотя в современной индустрии дизайна цветовая палитра также наделена различными коннотациями, традиционная китайская цветовая концепция по-прежнему пользуется спросом у многих художников. В Китае с древности большое значение имеет красный цвет, который представляет собой национальный образ прогресса, энтузиазма и единства [2: 95]. Красный цвет используют в дизайне как отечественные, так и зарубежные бренды. Например, всем известен колорит рекламной кампании бренда Coca-Cola в честь китайского Праздника Весны: в рекламных роликах, в логотипе и дизайне продукции преобладает глубокий красный цвет, который обозначает радость от воссоединения семьи во время празднования китайского Нового года. Такое успешное применение традиционных цветов способствует эффективному сочетанию современного искусства и традиционной культуры, тем самым повышая уровень художественной ценности современного дизайна.

(2) Применение традиционной каллиграфии в современном художественном дизайне.

Применение традиционной каллиграфии в современном художественном дизайне может не только выполнять функцию передачи информации, но и играть роль украшения произведения искусства и способствовать продвижению традиционной китайской культуры. Поэтому в процессе национального развития выдвигаются более строгие требования к применению каллиграфии в современном художественном оформлении. Однако в процессе реального применения появилось большое количество компьютерно-синтезированных художественных шрифтов, которые хоть и могут играть определенную роль в украшении дизайна, но все же им не хватает естественности и гибкости. Традиционная каллиграфия как раз восполняет этот недостаток, древнее искусство написания поражает разнообразием стилей, написанные вручную элементы несут в себе смысл и выражают подлинные человеческие эмоции. Например, шрифт печати воплощает элегантность, официальный шрифт воплощает простоту, курсивный шрифт воплощает маневренность, бегущий шрифт воплощает вкус и так далее. Таким образом, применение традиционной каллиграфии в современном художественном дизайне может лучше выражать мысли и эмоции, а также более точно передает информацию о товарах, что может значительно улучшить коннотацию произведений искусства и лучше удовлетворить потребностям покупателей. Ярким примером использования традиционной китайской каллиграфии в дизайне является символика «Танцующий Пекин» на Олимпийских играх 2008 года. В эмблеме Олимпиады переплетены каллиграфия – древнекитайский иероглиф «бегущий человек» и спортивная тематика. В изображении скрыто несколько значений – символ веры в процветание, развитие и прогресс Китая, напоминание о национальной силе государства. Данное дизайнерское решение способствует эффективному сочетанию современного искусства и народных традиций, наглядно демонстрирует достижения культуры Китая и вызывает яркий эмоциональный отклик. Таким образом, в современном художественном дизайне применение традиционной каллиграфии может способствовать качественному развитию современного художественного дизайна.

(3) Применение традиционных узоров в современном художественном дизайне.

В процессе становления и непрерывного развития традиционной культуры Китая было накоплено множество визуальных моделей, в которых отразилось стремление населения государства к счастливой полноценной жизни. Особую группу таких визуальных образов представляют традиционные китайские орнаменты – благоприятные узоры [5: 56]. Хорошо известно, что процесс зарождения китайских текстовых иероглифов схож с появлением египетских клинописных иероглифов. Каждый иероглиф представляет собой определенный сюжет, полноценную историю. Существуют также растительные узоры, зооморфные орнаменты и геометрические орнаменты. В основном в таких узорах используются символы, метафоры и омонимы для передачи национальных эмоций и пожеланий счастливой и красивой жизни. Под влиянием таких эмоций культурный язык мира полностью обогатился и развился, а затем эволюционировал в дизайн. В процессе создания различных дизайнерских концепций встречаются случаи применения традиционных благоприятных узоров, многие современные художники и дизайнеры успешно интерпретируют элементы традиционных узоров в художественном выражении. Известным примером такой дизайнерской работы может послужить логотипы «Нефритовый дракон» китайского банка Хуа Ся (Huaxia Bank) и «Ziwei» Китайской телекоммуникационной компании (China Mobile Corporation). Благодаря применению традиционных благоприятных узоров в произведениях современного искусства сохраняются характерные черты народной культуры, могут быть идеально интерпретированы и использованы национальные идет, а личные качества и профессиональные навыки дизайнеров могут быть лучше выражены. Однако, в процессе подачи заявки дизайнерам следует уделить внимание художественной концепции, чтобы гарантировать, что метод презентации современного художественного дизайна может гармонично сочетается с традиционными благоприятными образцами, а качество работ современного художественного дизайна будет значительно улучшено.

(4) Применение традиционной народной культуры в современном художественном дизайне.

Народная культура всегда была важным звеном традиционной китайской культуры и широко использовалась в оформлении произведений искусства. Элементы китайской культуры помогают художникам и реципиентам искусства приблизиться к чувству национального единения, а также углублять понимание семантических значений различных элементов. Наиболее распространенными китайскими фольклорными визуальными элементами являются устойчивые символы «узел счастья» и «каменный лев», которые считаются неотъемлемой частью духовной культуры Китая. Применение элементов традиционной народной культуры в современном художественном дизайне может обеспечить принятие и терпимость к произведениям искусства, а также поможет популяризации народной культуры среди современных жителей урбанизированных населенных пунктов. Поэтому многие художники и дизайнеры стремятся создавать произведения искусства, используя визуальные мотивы и образы с региональными особенностями. Например, региональная эмблема Макао в Китае «Лотос» является примером использования элементов народной культуры. Таким образом, применение традиционной народной культуры может способствовать дальнейшему развитию современного художественного дизайна.

4. Инновационные стратегии интеграции китайских традиционных элементов в современный художественный дизайн.

(1) Дизайн, основанный на традиционных китайских элементах

Для обеспечения эффективности интеграции традиционных китайских элементов в современном художественном дизайне необходимо взять традиционные китайские элементы за основу дизайн-концептов. При этом от проектировщиков требуется идеологическое понимание того, какие смыслы заложены в тех или иных элементах традиционной культуры, выявление разнообразных характеристик национального искусства и осознание масштабов для дальнейшего развития. Таким образом, на фоне роста уровня профессионального мастерства и стремительного развития технологий традиционные китайские элементы претерпели определенные изменения, но не потеряли свою культурно-историческую ценность. Следовательно, грамотное применение традиционных элементов в дизайне поможет населению современного Китая лучше усвоить важнейшие истины, заложенные в народной культуре. Например, основным в пропорциях шанхайской башни Цзинь Мао является число 8, которое в китайской культуре ассоциируется с благополучием. Традиционная конструкция в форме башни используется для представления упорядоченного перекрытия карнизов башни и подчеркивает достоинства великолепного ландшафта. Существует также коллекция буддийских изображений в гротах на фресках Дуньхуана, отражающих концепцию живописи того времени. Очевидно, что в процессе технического развития художники и дизайнеры должны обращать внимание на использование элементов традиционной культуры, чтобы усилить индивидуализацию произведений современного искусства, быть способными создавать собственный уникальный дизайн.

(2) Извлечение сути традиционных китайских элементов

В процессе проектирования дизайнеры могут начать с аспектов цвета, формы и узора, для более точного применения традиционных элементов китайской культуры. При извлечении цветов дизайнеры должны разделять категории традиционных элементов и выбирать на их основе соответствующие методы сочетания. При создании шаблонов и макетов дизайна продукции дизайнеры должны использовать процесс переосмысления роли дизайна в современном обществе, чтобы разумно интегрировать в художественный дизайн любые решения, связанные с традиционными китайскими элементами. В процессе интеграции дизайнеры должны стараться избегать простого и механического сращивания и отображения, комбинировать различные фактуры, углублять понимание исходного элемента, а затем выполнять эффективную инновационную обработку, этап комбинирования и компоновки. При выполнении вышеуказанной работы дизайнеры должны использовать элементы традиционного китайского узора с точки зрения эстетики современного искусства, сохраняя преемственность поколений. В последующем процессе декомпозиции элементов дизайнеры должны извлекать элементы узора, чтобы обогатить выразительность дизайна и представление символически заряженного цвета. Этот метод не только обеспечивает научность и рациональность в процессе интеграции элементов, но и обеспечивает их разумное применение в современном художественном дизайне, а также способствует значительному повышению качества и ценности произведений современного художественного дизайна.

(3) Интеграция современного художественного дизайна с духом развития времени.

Извлечение традиционных элементов и их применение в процессе проектирования и создания дизайна не должно быть просто скопировано и использовано без должного осмысления в процессе интеграции. От современных дизайнеров требуется проводить целенаправленные интеграции с соблюдением конкретных требований к дизайну, культурных традиций и региональных особенностей. В этом процессе происходит сочетание востребованных тенденций современности и наследование устоявшихся за долгие годы существования Китая традиций. При бережном использовании традиционных элементов качество произведений современного искусства значительно улучшается, что соответствует текущим потребностям развития людей. Поэтому на данном этапе развития индустрии дизайна необходимо интегрировать в современный художественный дизайн яркие примеры традиционных китайских элементов, что позволит достигнуть цели по продвижению китайского искусства.

В целом, благодаря данному исследованию можно определить эффективность применения традиционных китайских элементов, повысить уровень и качество современного художественного дизайна, а также лучше удовлетворить потребности индустрии дизайна в развитии. Поэтому под влиянием тенденции экономической глобализации необходимо проанализировать актуальное содержание интеграции китайских традиционных элементов в современный дизайн, особенно коннотацию традиционных элементов, роль интеграции и мышления и т. д. Важно сделать соответствующие выводы и принять необходимые инновационные меры. Таким образом, интеграция традиционных элементов будет способствовать развитию индустрии современного художественного дизайна в Китае, влияние западной культуры в определенной степени будет ослаблено, уровень художественного дизайна в Китае, наоборот, повысится, а развитие художественной индустрии будет ускорено.

Список литературы

  1. Ван Дунсюэ. Исследование применения традиционных китайских элементов в дизайне культурных и творческих продуктов. Art Appreciation, 2021(29). С. 53-54.
  2. Е Цун. Инновационные исследования китайских традиционных элементов в современном художественном дизайне. Оценка искусства, 2021 (29). С. 95-96.
  3. Хуан Вэйвэй. Применение традиционных китайских декоративных элементов в современном искусстве дизайна интерьера. House, 2021 (30). С. 20-21.
  4. Чжан Сюэдань. Обсуждение применения традиционных китайских элементов в дизайне визуальной коммуникации. Молодежь, 2021 (20). С 48-49.
  5. Чэнь Бинбин, Гэ Сюаньюань. Анализ развития и применения традиционных китайских элементов в видении. Оценка искусства, 2021 (29). C. 55-56.
  6. Ян Хайянь, Чэнь Чжифан. Исследование применения элементов китайской традиционной культуры в современном художественном дизайне окружающей среды. Western Leather, 2021, 43(19). С. 88-89.

Интересная статья? Поделись ей с другими: