УДК 003.077

Китайская каллиграфия как искусство: проблема шуфа и мэйшузи

Лю Бэйбэй – студент Хубэйского университета национальностей (Китай).

Аннотация: Каллиграфия в Китае – один из знаковых и традиционных видов искусства. Однако важно понимать разницу между такими типами каллиграфии, как шуфа и мэйшузи. Который из этих типов каллиграфии является искусством, и какой основной критерий отделяет искусство от ремесла – данным вопросам посвящена данная статья, рассматривающая проблему каллиграфии как искусства и через призму современности, и в исторической перспективе.

Ключевые слова: каллиграфия, типографика, Китай, история искусства, шуфа, мэйшузи, китайское искусство.

Искусство каллиграфии – а для древних китайцев оно, безусловно, было искусством – было направлено на демонстрацию превосходного контроля и умения пользоваться кистью и тушью. Каллиграфия зарекомендовала себя как одна из основных форм китайского искусства во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), и в течение двух тысячелетий после этого все образованные мужчины должны были владеть ею. Изучение видов каллиграфии и восприятия каллиграфии как искусства поможет лучше понять суть и философию традиционного китайского искусства.

Существует два художественных способа написания китайских иероглифов: первый называется шуфа (书法, обычно переводится как каллиграфия), а второй называется мэйшузи (美术字, дословно переводится как «художественная каллиграфия» или «художественное письмо» согласно китайско-английским словарям). При этом искусством в западном понимании этого слова считает именно шуфа, традиционная каллиграфия, а не мэйшузи, художественная каллиграфия. В поддержку утверждения о том, что каллиграфия шуфа, а не мэйшузи, является формой искусства, могут свидетельствовать следующие факты. [1]

Во-первых, ежегодно в разных частях Китая, в различных галереях, музеях, центрах художественной и культурной деятельности проводится множество выставок каллиграфии. Китайская каллиграфия также выставлена почти во всем мире. Напротив, очень мало выставок так называемой художественной каллиграфии.

Во-вторых, В Китае существует множество учебных заведений, связанных с образованием в области каллиграфии шуфа, от детских классов каллиграфии до программ университетов по каллиграфии, в то время как официальных учебных заведений по художественной каллиграфии почти нет, за исключением некоторых краткосрочных куров повышения квалификации для художников-любителей.

В-третьих, существует множество профессиональных ассоциаций каллиграфии на разных уровнях, от национального до провинциального и муниципального, а также любительских ассоциаций и даже несколько крупных компаний. Однако подобных организаций среди любители художественной каллиграфии не существует.

В-четвертых, существует множество книг по каллиграфии, включающих историю каллиграфии, теорию каллиграфии, биографии знаменитых каллиграфов, антологии и так далее, в то время как литературы по художественной каллиграфии, кроме некоторых брошюр для обучения художников-оформителей, в которые не включены теоретические или исторические рассуждения, не существует.

В-пятых, как и любое искусство, каллиграфия может иметь политическую или социальную функцию, в то время как художественная каллиграфия, такой функции не имеет.

Эти примеры дают описание факта: художественные институты, связанные с каллиграфией, уже высоко развиты и, таким образом, составляют художественный мир вокруг каллиграфии в Китае, в то время как институты, связанные с художественной каллиграфией, или, иначе можно сказать, типографикой, все еще недостаточно развиты.

Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, поскольку, согласно общему пониманию, произведение искусства создается с сугубоэстетической целью. Каллиграфия в то же время тесно связана с повседневной письменной деятельностью. Даже многие знаменитые древние каллиграфические произведения не могут быть рассмотрены только к эстетической точки зрения, они также несут в себе смысл как текст. Это свидетельствует о трудности проведения различия между эстетическими и неэстетическими качествами каллиграфии. С другой стороны, художественная каллиграфия предназначена для сугубо эстетической цели, в повседневной жизни таким шрифтами не пишут, однако искусством в полном понимании этого слова мэйшузи не является [2].

 Вышеупомянутое различие имело место и в древние времена. Так, Сун И научился каллиграфии у Чжун Ю (151–230 гг. Н.э.), мастера-каллиграфа. Сначала у Сун И был аккуратный почерк, и каждый из его символов образовывал квадрат. Такой почерк хорош сам по себе, и если книга будет напечатана в таком виде, она будет легко читаться и выглядеть довольно красиво. Но, по мнению Чжун Ю, Ван Сижи (303–361 гг. н.э.) и всех известных каллиграфов Китая, этот тип письма следует осуждать. Согласно Ван Сичжи, автору этой истории, а также одному из величайших каллиграфов древнего Китая, Сун был отруган своим мастером Чжун Ю и был так напуган, что не осмеливался посещать Чжуна в течение трех лет. В этот период он изо всех сил пытался изменить свой стиль, рисуя ши из мира природы: всякий раз, когда он писал горизонтальный штрих, он делал его похожим на боевой массив; всякий раз, когда он делал удар крюком, он делал это похожим на стреляющий арбалет; всякий раз, когда он делал точку, он делал ее похожей на камень, брошенный с большой высоты.[3]

Ван Сичжи утверждает, что Чжун Ю написал книгу «О ши мазка», которая, должно быть, была сосредоточена, в частности, на ши каллиграфии. Именно изучая эту книгу, Сун И стал знаменитым мастером каллиграфии .[3]

Итак, можно прийтик выводу, что каллиграфия шуфа является искусством, а художественная каллиграфия мэйшузи – нет, поскольку каллиграфия может показать свободное движение руки, что является выражением жизненной силы, тогда как художественная каллиграфия имеет тенденцию к геометризации формы знаков, что в китайском эстетическом восприятии не относится к категории искусства.

Список литературы

  1. Gao J. Aesthetics and Art. Springer Berlin, Heidelberg, 2018.
  2. Gombrich E. H. The Story of Art. London: Phaidon Press, 1989.
  3. Hong P. Essential Record of Calligraphy Exemplars. Shanghai: Shanghai Shuhua Chubanshe,1986.

Интересная статья? Поделись ей с другими: