УДК 004

Рынок мобильных приложений Астраханской области

Панкратов Кирилл Михайлович – магистрант Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева.

Аннотация: Статья посвящена анализу рынка мобильных приложений Астраханской области. В работе рассмотрено, что актуальность разработки мобильных приложений, тенденции развития рынка мобильных приложений Астраханской области, а также его анализ. Выявлены узкие места рынка и их причины. Проанализирован ИТ рынок Астраханской области, количество размещенных вакансий по техническим специальностям, рынок ИТ компаний, а также компаний занимающиеся разработкой мобильных приложений, в частности. Подсчитано количество астраханских приложений в магазинах их распространения.

Были сделаны следующие выводы, что разработка мобильных приложений в Астрахани под заказ – это удел небольших организаций, так как рынок мал и не интересен крупным компаниям. Местные разработчики мобильных приложений практически не работают с региональными компаниями. Так как основная доля приложений в Астрахани – это заказ еды и такси, то можно предположить, что такая аудитория более интересна для астраханских предприятий и они охотнее создают приложения под эту аудиторию. Регион не рекламируется для туристов с помощью мобильных приложений, а также не разрабатываются приложения в поддержку мероприятий культурного и спортивного отдыха.

Российский рынок мобильных приложений приближен к монополистической конкуренции, а региональный – к олигополии, но имеет тенденции к развитию и перспективен. Компаниям, работающим на этом рынке, необходимо уделять большое внимание стратегии продвижения своей продукции.

В данной статье решена проблема самой оценки рынка мобильных приложений Астраханской области, его тенденции, т. к. аналогичных статей мной не было найдено.

Ключевые слова: мобильные приложения, рынок мобильных приложений, разработка мобильных приложений.

Вступление

Развитие сферы IT-технологий и стремительное распространение мобильных устройств предоставили возможность сформировать совершенно новый рынок – рынок мобильных приложений (далее – МП). Упомянутый рынок считается одним из наиболее главных и значимых трендов, которые наблюдались в сфере IT-технологий за последние несколько лет.

С каждым годом увеличивается количество разработчиков МП, возрастает число всевозможных предложений и пользователей. Также все больше современных организаций понимают острую потребность в разработке собственных предложений с целью повышения конкурентоспособности на отраслевом рынке и привлечения большего числа потенциальных потребителей. На рисунке 1 проиллюстрирован график доли пользователей сети Интернет через мобильное устройство [1]. Представленный на графике стремительный рост числа пользователей в комплексе с развитием технологий демонстрируют то, что отечественный рынок МП пребывает на этапе активного роста. Следует подчеркнуть, что исследуемый рынок относится к числу наиболее перспективных. Это обуславливается тем аспектом, что именно рынок МП открывает довольно большие возможности для предприятий сферы IT.

1

Рисунок 1. Рост числа пользователей мобильного интернета.

Для более глубокого изучения рынка МБ, прежде всего, следует рассмотреть его определение. Так, под понятием «мобильное приложение» понимается приложение, разработанное под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone) [2]. Большинство МП изначально предустановлены на современном мобильном устройстве. Однако необходимые пользователю МП также могут быть загружены на телефон посредством использования специализированных магазинов (например, App Store, Google play market, Windows Phone Store). Стоит отметить, что в специализированных магазинах, приложения загружаются пользователями, как на бесплатной основе, так и на платной основе. Подчеркивается, что МП направлены на то, чтобы облегчить жизнь и трудовую деятельность пользователей, а также внести в нее соответствующее разнообразие.

В настоящее время к управляющему составу современных организаций, функционирующих в различных отраслях, приходит четкое осознание того, что в ближайшем будущем разработка собственного МП будет обыденной необходимостью. Согласно статистическим данным компании «Яндекс» [3], которое провело исследование на тему «Развитие интернета в регионах России», в 2016 году порядка 83 млн. россиян в возрасте 12 лет и старше пользуются сетью Интернет на постоянно основе. Свыше 60 млн. россиян ежедневно выходят в сеть Интернет. Из данного количества порядка 84% людей пользуются мобильной сетью Интернет как минимум один раз в месяц.

Существенный прирост мобильных пользователей, представленный выше, в комплексе с тенденцией клиентоориентированных стратегий ведения предпринимательской деятельности в обязательном порядке должны заставить собственников компаний и их управляющий состав думать о развитии такого коммуникационного инструмента, как брендированное МП. Среди преимуществ МП следует выделить следующие:

  • более удобный и понятный интерфейс;
  • программы лояльности онлайн;
  • постоянная коммуникация с пользователем;
  • геолокация;
  • наиболее точный сбор данных о целевой аудитории.

Следует отметить, что рынок МП сформировался относительно недавно, а именно в результате запуска «Apple App Store», которое состоялось 10 июля 2008 г. Несколько позже, а именно в октябре того же года был произведен запуск «Android Market», а после на рынке появились и другие магазины. Сегодня на рынке МП сформировалось несколько основных игроков. Согласно исследованию, проведенному в 2013 году компанией «J’son & Parthers Consulting» к ключевым игрокам рынка МП относятся следующие: пользователи; специализированные магазины; разработчики МП; операторы связи; рекламные площадки. Исследователь Малаховская Е. К. в своем труде «Продвижение мобильных приложений: управление рисками» приводит более полную классификацию ключевых игроков. Так, в данной классификации к основным игрокам относятся: государство; IT-рынки (мобильные устройства, операторы связи и т.д.); пользователи; специализированные магазины; разработчики МП; конкуренты.

Согласно прогнозам различных экспертов, невзирая на общий спад в экономике нашего государства, отечественный рынок МП будет расти и дальше. Предполагается, что к 2016 году рынок МП на территории страны достигнет уровня $1300 млн., что является на восемь раз выше в сопоставлении с 2012 годом [4]. К основным источникам роста рынка МП на территории нашего государства относятся следующие:

  • Распространение мобильного интернета;
  • Продажа мобильных устройств;
  • Совершенствование технологий разработки МП;
  • Развитие электронной коммерции.

Основными барьерами для развития исследуемого рынка все еще остается довольно низкая осведомленность российских пользователей, а также боязнь произведения оплаты онлайн и боязнь новых разработок (инноваций).

Таким образом, актуальность этой статьи обусловлено тем, что рынок мобильных приложений перспективен, но слабо изучен и разработан, а особенно в Астрахани.

Методы исследования рынка мобильных приложений

Для данного исследования подходят универсальные научные методы анализа и синтеза, обобщения, сравнения, системный анализ и инженерия знаний.

Результаты исследования рынка мобильных приложений Астраханской области

В настоящий момент на астраханском рынке вакансий (по данный hh.ru) размещено 188 предложений о работе в технических сферах:

Они распределяются по следующим категориям:

  • CTO, CIO, Директор по IT – 1
  • Web инженер – 30
  • Web мастер – 30
  • Аналитик – 11
  • Игровое ПО – 1
  • Инженер – 160
  • Интернет – 51
  • Компьютерная безопасность- 6
  • Контент – 3
  • Начальный уровень, Мало опыта – 38
  • Поддержка, Helpdesk – 57
  • Программирование, Разработка – 39
  • Сетевые технологии – 20
  • Системная интеграция – 1
  • Системный администратор – 57
  • Системы управления предприятием (ERP) – 36

Таким образом вакансий, связанных с программированием и разработкой – всего 39 штук.

В Москве же таких вакансий – 29 471 штука – что говорит о том, IТ рынок в Астрахани не очень большой

По данным 2gis в Астрахани только 19 IТ-компаний. Из чего можно сделать, что большинство вакансий размещают компании имеющий другой основной профиль работы.

Разработкой мобильных приложений на заказ осуществляет только 5 веб-студий на территории Астраханской области: такие как «Зетта», «Бакка софт», «Онисофт», «Астрастудия», «Cosmos Star». Из чего можно опять же сделать вывод, что рынок разработки мобильных приложений в Астрахани крайне мал и имеет перспективы к росту.

Самой же крупной IТ-компанией в Астрахани является группа компании «ПИЛОТ».

В перечне их деятельности есть распространение многих программных продуктов, однако собственной реализацией МП они не занимаются. Из чего можно сделать вывод, что разработка МП под заказ – это удел мелких организаций, поскольку рынок является крайне малым и не особо интересным для крупных предприятий.

Если анализировать рынок размещенных в специализированных магазинах действующих МП, то можно обнаруживать, что их крайне мало.

По запросу «Астрахань» магазин приложений «Play Market» выдает только 14 приложений (см. рис. 2). 

2

Рисунок 2. Поиск по запросу «Астрахань» магазин приложений «PlayMarket».

В таком специализированном магазине приложений, как «App Store», предназначенного для платформы iOS, их количество намного больше, а именно 46 (см. рис. 3). Обладатели смартфонов марки «Apple» являются более платежеспособными в сравнении с обладателями смартфонов и телефонов других марок.

По причине того, что доля приложений – это заказ еды и такси, то можно предположить о том, что такая аудитория является более интересной для предприятий Астрахани. В связи с этим предприятия Астрахани стремительнее разрабатывают приложения именно для этой целевой аудитории.

3

Рисунок 3. Поиск по запросу «Астрахань» магазин приложений «App Store».

По причине экономического спада, как в исследуемом регионе, так и в стране в целом, возникает потребность в «урезании» рекламных бюджетов. В связи с тем, что разработка МП является дорогостоящим удовольствием, а выгода от него не является прозрачной (относится к брендированным МП), современные предприятия отказываются от разработки мобильных систем лояльности, магазинов, а также бонусных программ и проводимых промо-приложений. Подчеркивается, что местные разработчики МП не взаимодействуют с региональными предприятиями. Однако именно сотрудничество местных разработчиков с действующими предприятиями Астрахани привели бы к следующему: существенное снижение стоимости на разработку МП; рост доверия к разработчикам; повышение общего уровня осведомленности о самом разработчике и о разрабатываемых им приложений посредством «сарафанного маркетинга».

Государство не оказывает никакой поддержки в вопросах разработки МП для бюджетных учреждений. Но сегодня все подобные учреждения в обязательном порядке должны иметь официальный web-сайт. Отмечается, что на территории более развитых регионов страны (например, Москва и Санкт-Петербург) больницы и налоговые службы стали активно заниматься разработкой МП, а также мобильной версией своих сайтов. Согласно росту мобильных пользователей, в скором будущем, правительству России придется выделять соответствующие денежные средства на разработку новых МП для бюджетных учреждений. 

Исследуемый регион не рекламируется для российских и зарубежных туристов посредством МП. Как показывает практика, туристы заранее скачивают такие приложения, как карты, гиды, виртуальные экскурсии. Однако наличие специализированных МП в сфере туризма позволили бы улучшить имидж Астрахани и Астраханской области в глазах туристов.

Помимо вышеуказанного, также отсутствует и разработка таких МП, которые направлены на поддержку мероприятий, как культурного отдыха, так и спортивного отдыха. Мобильные приложения рассматриваемого вида довольно благоприятно воздействуют на социально-культурную сторону жизни местного населения. Возможность приобрети билет в театр или кино посредством МП через телефон, уведомление об интересных городских мероприятиях – это те функции, которые стимулируют людей посещать различные мероприятия. Как следствие, это приводит к такому полезному эффекту для региона, как получение прибыли.

Астраханская область обладает довольно большим профессиональным потенциалом для разработки различных МП. Однако все действующие компании-разработчики работают на более платежеспособные регионы страны или вовсе на другие страны.

Следовательно, можно говорить о том, что развитие рынка МП на территории Астраханской области сопряжено с рядом проблем.

Для того чтобы более успешно функционировать на рассматриваемом рынке, региональным предприятиям необходимо обозначить соответствующие приоритеты в собственной маркетинговой стратегии. В этом направлении особую помощь сможет оказать само понимание структуры рынка (см. рис. 4) и ее типа в целом.

4

Рисунок 4. Структура рынка мобильных приложений.

Выводы

Принимая во внимание все вышеуказанное, можно сделать вывод о том, что отечественный рынок МП является максимально приближенным к монополистической конкуренции, а региональный рынок – к олигополии. Однако четко разграничить упомянутые рынки является достаточно непросто. Это обуславливается тем аспектом, что современные астраханские предприятия функционируют на других региональных рынках и наоборот. В результате это предоставляет возможность говорить о том, что в целом мы имеем дело с таким рынком, который является более близким к типу «монополистическая конкуренция».

Следовательно, предприятиям, которые функционируют на упомянутом рынке особое внимание необходимо уделять стратегии продвижения собственной продукции (услуги по разработке МП). Следует подчеркнуть, что для продвижения упомянутой продукции необходимо использовать информирование потребителей посредством проведения различных семинаров и специализированных мероприятий, усиленной рекламной кампании, контент-маркетинга.

Таким образом, на сегодняшний день, основной целью преимущественного большинства предприятий выступает донесение ценности собственной продукции до потребителя. Рынок МП Астраханской области, как и преимущественное большинство региональных рынков России только набирает свои обороты в данном направлении. Следует отметить, что рынок МП является довольно перспективным, как для самих разработчиков, так и для предприятий. В условиях глобальной мобилизации, разработка МП для региональных предприятий может стать довольно хорошей инвестицией. 

Список литературы

  1. Развитие интернета в регионах России. Ежегодное исследование Яндекс. [сайт] режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016
  2. Рынок мобильных приложений в России и мире. Март 2013 года. Исследование аналитической компании J'son & Partners Consulting. [сайт] режим доступа: http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rynok_mobilnyh_prilozhenij_v_rossii_i_mire/
  3. Бурылов О.В. Обзор российского и регионального рынка мобильных приложений / О.В. Бурылов, Е.В. Лукашина // Экономика и социум. 2015. №3 (16). [сайт] режим доступа: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__3_16__2015/
  4. Малаховская Е. К. Продвижение мобильных приложений: управление рисками / Е.К. Малаховская, М.А. Шишанова // Электронные средства и системы управления. 2015. № 1-2. С. 339-343.

Интересная статья? Поделись ей с другими: