УДК 004.4

Использование кейсов, полученных при работе программной системы, для создания сценария обучающей программы

Волкова Ирина Андреевна ­– магистрант МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В статье рассматривается корреляция сценария обучающей программы и руководства пользователя. Описывается технология опережающего обучения для массового профессионального пользователя, основные ее преимущества, а также ее влияние на эффективность внедрения программного продукта. Показывается связь реализации технологии опережающего обучения в виде тренажеров, в которых используются кейсы, построенные на основе руководств пользователей и часто встречающихся вопросов пользователей к системе в процессе эксплуатации. Приводятся примеры построения в виде фрагментов сценария, полученных на основе кейсов из руководств пользователя.

Ключевые слова: массовый профессиональный пользователь, обучающая программа, кейс, ситуационное обучение, сценарий.

Введение

Быстро меняющейся предметной областью является область информационных технологий. За последние 15-20 лет произошли и постоянно происходят огромные изменения в методах и средствах создания программно-аппаратных систем [1].

В настоящее время в обучении пользователей в программных продуктах (ПП) широко используются электронные обучающие ресурсы. Частный случай обучающих ресурсов – тренажеры, которые применяются для закрепления навыков при использовании программ для выполнения вычислений, для редактирования текстов и для инструментов автоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами, как информационно-поисковая или экспертная система, наконец, как средство практического обучения работе с компьютерной техникой и программированию. Применение обучающих ресурсов способствует развитию компетенций пользователя, которые позволят ему выполнять действия в новом программном продукте.

Одним из способов использования электронных обучающих ресурсов является деятельное обучение.

Деятельное обучение – это процесс практического получения и применения навыков, в котором учащийся самостоятельно осуществляет поиск решений задачи.

Положительный эффект от применения деятельного обучения может быть получен как непосредственно при использовании его в регулярном учебном процессе, так и при самостоятельном изучении. Данный способ обучения является более эффективным, так как после его использования учащиеся демонстрируют высокий уровень успешности решения задач.

Деятельное обучение используется в технологии опережающего обучения пользователей.

Опережающее обучение пользователей

Новые информационные технологии сейчас активно применяются во всех сферах деятельности людей. В соответствии со стремительным ростом цифровизации и компьютеризации производства появилась необходимость в компетентных специалистах. Для подготовки таких специалистов возникла потребность внедрить в учебный процесс технологии опережающего обучения, которые поспособствуют лучшему усвоению учащимися информации. Методы опережающего обучения позволяют отработать соответствующие умения и навыки, прогнозировать конечный результат.

Опережающее обучение повышает эффективность обучения, так как в нем используются современные способы изучения и усвоения материала.

Основными преимуществами опережающего обучения являются:

  • Темп изучения учебного материала выбирается учащимся самостоятельно.
  • Обучающийся самостоятельно ищет пути решения поставленной задачи без помощи преподавателей.
  • Методом проб и ошибок учащийся в конечном итоге находит пути решения поставленной задачи и лучше усваивает изучаемый материал.

Технология электронного опережающего обучения базируется на ситуационном обучении. В качестве ситуаций будем рассматривать кейсы. Ситуационный метод обучения основан на рассмотрении конкретных кейсов.

Кейс – это конкретная практическая ситуация пользователя, связанная с использованием программного продукта.

Данные кейсы можно брать из руководства пользователя, которое предлагается для изучения при внедрении нового программного продукта, и из часто задаваемых вопросов к системе.

В технологии опережающего обучения используется ментальная модель пользователя. Ментальная модель пользователя базируется на бизнес-процессах, выполняемых пользователем.

Важной составляющей успешного решения задачи обучения является корреляция методов обучения с особенностями обучаемых. В переложении для массового обучения пользователей ИУС это звучит как построение соответствия между методами обучения и классами пользователей [2]. В случае внедрения программного продукта в обиход пользователи и их обязанности определяют требуемый уровень знаний.

Существует два класса пользователей:

  • непрофессиональные пользователи, которые самостоятельно определяют для себя и необходимый уровень знаний и умений, и метод обучения;
  • профессиональные пользователи, необходимый уровень умений и знаний которых определяется должностными инструкциями, а метод обучения – политикой фирмы. Профессиональными пользователями могут быть сотрудники организации, имеющие разную квалификацию и уровень управления. Практические навыки работы с ПП – это одно из необходимых составляющих умений профессионального пользователя.

Согласно статье [2], массовый профессиональный пользователь (МПП) характеризуется следующими свойствами:

  • Для конкретной ИУС количество МПП много больше всех остальных профессиональных пользователей. Примером такого класса пользователей могут быть операционисты банков, кассиры авиа и железнодорожных касс, страховые агенты и вообще служащие «front office».
  • АРМ ИУС является основным инструментом для выполнения профессиональных обязанностей МПП.
  • МПП выполняет *небольшое число очень часто* повторяющихся операций ИУС.
  • Операции должны выполняться быстро. Работа должна быть доведена до автоматизма. Ошибка стоит дорого.

Одними из основных признаков, отличающих МПП от обычных пользователей являются:

  • МПП применяют ПП исключительно для выполнения своих профессиональных обязанностей, используя ограниченный набор необходимых функций;
  • выполнение некоторых функций может быть критичным в случае допущения ошибки, так как ее совершение может вызвать определенное управляющее воздействие;
  • МПП, не являющийся специалистом в этой области, не отвечают за настройку и устранение неисправностей программного и аппаратного обеспечения;
  • МПП являются наиболее массовым классом и подвергаются наиболее частой смене кадров, нежели остальные категории пользователей.

Таким образом, ментальная модель пользователя является основой для создания обучающих программ.

Обобщенный сценарий на основе кейсов и реализация в виде обучающей программы

Известно [3], что обучающая программа — это программное средство, предназначенное для решения определенных обучающих задач и ориентированное на взаимодействие с обучаемым.

Обучающие программы представляются в виде конкретных заданий и подсказок для упрощения прохождения пользователем обучения. Обучающие программы могут быть ориентированы на конкретные узкие предметные области. Целью процесса обучения с помощью обучающей программы является: сделать пользователя компетентным при работе с программным продуктом.

Многие компании используют руководства пользователя для обучения своих сотрудников. Основой руководства пользователя являются кейсы, описывающие конкретный функционал программного продукта. Они позволяют ознакомиться со всеми возможностями системы. Как правило, кейсы содержат последовательности действий, которые необходимы МПП для решения его профессиональных задач.

Обучающие программы и руководства пользователя коррелируют между собой. Кейсы, рассматриваемые в руководстве пользователя, используются для создания сценариев обучающих программ.

В качестве примера представлен кейс добавления гиперссылки в системе дистанционного обучения в формате инструкции:

  1. Выберите дисциплину «Управление проектами». Для этого щелкните левой кнопкой мыши по элементу дисциплины «Управление проектами», расположенному в левом нижнем углу.
  2. Включите режим редактирования. Для этого щелкните левой кнопкой мыши по кнопке с карандашом, расположенной в верхнем меню.
  3. Добавьте гиперссылку с названием «Лекция» в раздел «Тема 5». Для этого:
    • Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке «Добавить элемент или ресурс» в разделе «Тема 4».
    • Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке с надписью «Гиперссылка».
    • Щелкните левой кнопкой мыши на поле «Введите название».
    • Введите название «Лекция».
  4. Введите адрес (URL). Для этого щелкните левой кнопкой мыши на поле «Адрес».
  5. Сохраните созданную гиперссылку. Для этого щелкните левой кнопкой мыши по кнопке «Сохранить и вернуться к курсу», расположенной внизу страницы

На основании данного кейса был сформирован сценарий обучающей программы, который представлен в таблице 1.

Таблица 1. Сценарий обучающей программы.

№ шага

Задание

Подсказка

1

Выберите дисциплину «Управление проектами»

Щелкните левой кнопкой мыши по элементу дисциплины «Управление проектами», расположенному в левом нижнем углу

2

Включите режим редактирования

Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке с карандашом, расположенной в верхнем меню

3

Добавьте гиперссылку с названием «Лекция» в раздел «Тема 5»

Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке «Добавить элемент или ресурс» в разделе «Тема 4»

4

Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке с надписью «Гиперссылка»

5

Щелкните левой кнопкой мыши на поле «Введите название»

6

Введите название «Лекция»

7

Введите адрес (URL)

Щелкните левой кнопкой мыши на поле «Адрес»

8

Сохраните созданную гиперссылку

Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке «Сохранить и вернуться к курсу», расположенной внизу страницы

Заключение

Таким образом, в процессе формирования сценария обучающей программы была показана эффективность использования кейсов для руководства пользователя и доказана их корреляция.

Список литературы

  1. Григорьев В.К. Подсистема обучения – обязательная компонента информационно-управляющей системы (принципы разработки, методы проектирования и реализации) / Григорьев В.К. // Educational Technology & Society. – 2003. – №6 (3). – С. 139-152.
  2. Григорьев В.К. Модель обучения массовых профессиональных пользователей информационно-управляющих систем / Григорьев В.К. // Открытое образование. – 2019. – № 1. – С. 10-14.
  3. Понятие компьютерных обучающих программ, их формы, классификация, достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1885240/pedagogika/ponyatie_kompyuternyh_obuchayuschih_programm_formy_klassifikatsiya_dostoinstva_nedostatki (дата обращения 10.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: