УДК 070
Особенности контент-стратегии делового еженедельного журнала (на примере журнала «Эксперт»)
Латушинская Ксения Михайловна – магистрант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Аннотация: В данной статье приведён анализ контента журнала «Эксперт». Выявлены тематические, жанровые приоритеты, а также особенности целевых установок, заголовков издания. На основании анализа сделаны выводы о специфике контент-стратегии журнала.
Ключевые слова: массмедиа, журналы, печатные СМИ, деловая пресса, контент-стратегия.
В последние годы рынок печатных СМИ переживает кризис, вызванный сменой потребительских привычек аудитории: читатели всё чаще предпочитают новые медиа традиционным СМИ, в результате, газеты и журналы оказываются вынуждены конкурировать не только в сегменте, но и в интернет-пространстве: создавать онлайн-версии, каналы и паблики в соцсетях. Тем не менее доля аудитории, обращающейся к печатной прессе в поисках информации, всё ещё велика. По данным Mediascope, в 2022 году 57% россиян продолжали читать газеты и журналы [8].
Особое место на рынке печатной прессы занимают деловые еженедельные журналы. Им по-прежнему удаётся выдерживать конкуренцию с лидерами журнального сегмента.
В данной работе было проанализировано 147 статей из четырёх номеров журнала «Эксперт» 2022-го года (№48, №49, №50, №51). Были выявлены те особенности, которые позволяют изданию даже сегодня, когда аудитория прессы всё чаще выбирает «информационный фастфуд», конкурировать с другими печатными СМИ.
Рассмотрим особенности контента издания, опираясь на полученные в ходе исследования данные.
В журнале «Эксперт» 9 постоянных рубрик: «повестка дня», «разное», «тема недели», «русский бизнес», «экономика и финансы», «наука и технологии», «политика», «культура», «индикаторы». Часто к ним добавляются и другие рубрики. Например, «книги» (№48, 2022), «международный бизнес» (№49, 2022), «специальный доклад» (№50, 2022).
Рубрики
Главная рубрика журнала – «повестка дня». Материалы из этой рубрики составляют в среднем 28,6% номера. Вторая рубрика по количеству статей – «индикаторы» (12,5%). Третья – «культура» (10,5%).
Меньшая доля отдаётся материалам рубрики «политика» (7,5%). 19,8% номера составляют статьи из рубрик «разное», «тема недели», «экономика и финансы», «наука и технологии»: 2,8%, 4,9%, 5,3%, 3,3% и 3,5%, соответственно.
Большую часть издания формируют статьи из непостоянных рубрик. В среднем их доля в номере – 21,5%.
Таким образом, в среднем наибольшее количество материалов мы видим в рубриках «повестка дня», «индикаторы», «культура». Наименьшее – в рубриках «разное», «экономика и финансы», «наука и технологии» (рис. 1).
Рисунок 1. Соотношения материалов рубрик журнала «Эксперт».
Темы
Несмотря на то, что доля материалов рубрики «экономика и финансы» невелика, тема рубрики преобладает в издании. В среднем в одном номере журнала 57% статей данной тематики (среднее их количество в номере – 20).
Практически вполовину меньше материалов на тему политики: их доля в журнале в среднем 24,9% (среднее количество в номере – 9).
Статьи на тему культуры занимают в среднем 11,1% номера журнала (среднее количество в номере – 4).
Самая непопулярная тема – наука. На материалы данной тематики приходится 2,8% от всего контента журнала (среднее количество в номере – 1).
Статьи на другие темы, затрагиваемые в издании, формируют 4,2% номера.
Таким образом, можно сделать вывод, что разделение материалов на рубрики в журнале «Эксперт» имеет условный характер: материалы из разных рубрик могут относиться к одной теме. Чаще всего – к теме политики или экономики (рис. 2).
Рисунок 2. Баланс тем в журнале «Эксперт».
Модальность
В журнале «Эксперт» в среднем большая доля материалов приходится на статьи с нейтрально-информационной модальностью. Они составляют в среднем 34,3% номера. На материалы с проблемной модальностью в среднем приходится 28,6% номера. Положительной – 22,6%. Отрицательной – 14,5% (рис. 3).
Следовательно, для журнала «Эксперт» наиболее характерны материалы с критической модальностью (43,1% от всего контента), а также нейтрально-информационные статьи (34,3%).
Рисунок 3. Модальность контента журнала «Эксперт».
Жанры
Основной жанр, используемый для написания материалов журнала «Эксперт» - аналитическая статья. В среднем 40,9% от всех текстов номера представлены в этом жанре. Другие важные жанры для издания – заметка и комментарий: доли материалов в этих жанрах – 29,4% и 14,5% в среднем от всех жанров, используемых в одном номере.
Наименее представлены жанры: рецензия, репортаж, колонка – 0,6%, 0,8%, 0,7%, соответственно.
Тексты в других жанрах: обзора, интервью, очерка – составляют в среднем 5,6%, 5,5% и 2%, соответственно (от всех жанров, используемых в номере).
Таким образом, структуру номера журнала «Эксперт» формируют преимущественно жанры «аналитическая статья», «заметка» и «комментарий» (рис. 4).
Рисунок 4. Жанровая структура журнала «Эксперт».
Заголовки
Статьи журнала «Эксперт» в основном имеют метафорические заголовки: доля материалов с такими заголовками в среднем 46,2% на номер. Статей с констатирующими заголовками – 31,9%, оценивающими – 21,9%.
Следовательно, в журнале «Эксперт» предпочтение отдаётся заголовкам, образно отражающим содержание материала (рис. 5).
Рисунок 5. Соотношение заголовков в журнале «Эксперт».
Резюмируя: большая часть материалов журнала «Эксперт» – тексты на тему политики и экономики, критической или нейтрально-информационной модальности, написанные в жанрах комментария, заметки или аналитической статьи, с метафорическим заголовком.
Тематика, выбранная журналом, соответствует запросам бизнесменов, чиновников, финансистов и т.д., которые и являются читателями деловых еженедельников.
Жанровая структура журнала отвечает запросу аудитории на аналитическую и нейтральную информацию, основываясь на которой она может сформировать мнение для принятия важных решений.
Модальность материалов журнала сужает аудиторию до образованных людей, которым важно разобраться в событиях и процессах, а не только узнать о них.
Заголовки материалов издания привлекают внимание читателей к невыразительным и чётко структурированным текстам.
Следовательно, журнал «Эксперт» как представитель деловых еженедельных журналов имеет чётко выстроенную стратегию, ориентирован на деловых людей и своей миссией видит информирование о главных событиях и процессах в политике и экономике и объяснение этих событий и процессов. Журнал придерживается выбранной стратегии и с помощью неё реализует свою миссию.
Контент-стратегия журнала «Эксперт» достаточно перспективна. Благодаря чёткому позиционированию издание может выдерживать конкуренцию с другими печатными СМИ.
Подводя итог, можно сказать, что тема контент-стратегии делового еженедельного журнала нуждается в дальнейшем изучении ввиду её малой представленности в работах медиаисследователей.
Список литературы
- Автаева Н.О. Контент-стратегии медиа социальной направленности в условиях цифровой среды // Mediaобразование: Медиа как тотальная повседневность: материалы V Международной научной конференции / Под редакцией А.А. Морозовой. Челябинск: Челябинский государственный университет. 2020. С. 401-405.
- Городничева, М. А. Типоформирующие признаки деловой прессы / М. А. Городничева // Мировая и Российская наука: области развития и инноваций : Сборник научных статей / Научный редактор С.П. Акутина. – Москва : Издательство "Перо", 2020. – С. 13-16.
- Исаева, А. Ю. Основные функции и принципы деловой прессы / А. Ю. Исаева, В. А. Евдокимов // Современная наука: проблемы и перспективы развития : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Омск, 28 февраля 2020 года / Под редакцией А.Э. Еремеева. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2020. – С. 41-47.
- Мелехова, А. С. Компоненты комплексной контент-стратегии / А. С. Мелехова // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий : Сборник научных статей по итогам работы второго круглого стола с международным участием, Москва, 15–16 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2020. – С. 48-51.
- Папченко, К. В. Состояние современной деловой прессы на основе формирования фирменного стиля издания / К. В. Папченко // Международный академический вестник. – 2019. – № 9(41). – С. 27-28.
- Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество [Академические монографии]. — М.: МедиаМир, 2014 — 352 с.
- Медиалогия [Электронный ресурс]: Российская компания-разработчик автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей в режиме реального времени. - Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/11564/ (дата обращения: 08.01.2023).
- ТАСС [Электронный ресурс Российское государственное федеральное информационное агентство. - Режим доступа https://tass.ru/obschestvo/16292559 (дата обращения: 09.01.2023).