УДК 070

Особенности контент-стратегии делового еженедельного журнала (на примере журнала «Эксперт»)

Латушинская Ксения Михайловна – магистрант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье приведён анализ контента журнала «Эксперт». Выявлены тематические, жанровые приоритеты, а также особенности целевых установок, заголовков издания. На основании анализа сделаны выводы о специфике контент-стратегии журнала.

Ключевые слова: массмедиа, журналы, печатные СМИ, деловая пресса, контент-стратегия.

В последние годы рынок печатных СМИ переживает кризис, вызванный сменой потребительских привычек аудитории: читатели всё чаще предпочитают новые медиа традиционным СМИ, в результате, газеты и журналы оказываются вынуждены конкурировать не только в сегменте, но и в интернет-пространстве: создавать онлайн-версии, каналы и паблики в соцсетях. Тем не менее доля аудитории, обращающейся к печатной прессе в поисках информации, всё ещё велика. По данным Mediascope, в 2022 году 57% россиян продолжали читать газеты и журналы [8].

Особое место на рынке печатной прессы занимают деловые еженедельные журналы. Им по-прежнему удаётся выдерживать конкуренцию с лидерами журнального сегмента.

В данной работе было проанализировано 147 статей из четырёх номеров журнала «Эксперт» 2022-го года (№48, №49, №50, №51). Были выявлены те особенности, которые позволяют изданию даже сегодня, когда аудитория прессы всё чаще выбирает «информационный фастфуд», конкурировать с другими печатными СМИ.

Рассмотрим особенности контента издания, опираясь на полученные в ходе исследования данные.

В журнале «Эксперт» 9 постоянных рубрик: «повестка дня», «разное», «тема недели», «русский бизнес», «экономика и финансы», «наука и технологии», «политика», «культура», «индикаторы». Часто к ним добавляются и другие рубрики. Например, «книги» (№48, 2022), «международный бизнес» (№49, 2022), «специальный доклад» (№50, 2022).

Рубрики

Главная рубрика журнала – «повестка дня». Материалы из этой рубрики составляют в среднем 28,6% номера. Вторая рубрика по количеству статей – «индикаторы» (12,5%). Третья – «культура» (10,5%).

Меньшая доля отдаётся материалам рубрики «политика» (7,5%). 19,8% номера составляют статьи из рубрик «разное», «тема недели», «экономика и финансы», «наука и технологии»: 2,8%, 4,9%, 5,3%, 3,3% и 3,5%, соответственно.

Большую часть издания формируют статьи из непостоянных рубрик. В среднем их доля в номере – 21,5%.

Таким образом, в среднем наибольшее количество материалов мы видим в рубриках «повестка дня», «индикаторы», «культура». Наименьшее – в рубриках «разное», «экономика и финансы», «наука и технологии» (рис. 1).

1

Рисунок 1. Соотношения материалов рубрик журнала «Эксперт».

Темы

Несмотря на то, что доля материалов рубрики «экономика и финансы» невелика, тема рубрики преобладает в издании. В среднем в одном номере журнала 57% статей данной тематики (среднее их количество в номере – 20).

Практически вполовину меньше материалов на тему политики: их доля в журнале в среднем 24,9% (среднее количество в номере – 9).

Статьи на тему культуры занимают в среднем 11,1% номера журнала (среднее количество в номере – 4).

Самая непопулярная тема – наука. На материалы данной тематики приходится 2,8% от всего контента журнала (среднее количество в номере – 1).

Статьи на другие темы, затрагиваемые в издании, формируют 4,2% номера.

Таким образом, можно сделать вывод, что разделение материалов на рубрики в журнале «Эксперт» имеет условный характер: материалы из разных рубрик могут относиться к одной теме. Чаще всего – к теме политики или экономики (рис. 2).

2

Рисунок 2. Баланс тем в журнале «Эксперт».

Модальность

В журнале «Эксперт» в среднем большая доля материалов приходится на статьи с нейтрально-информационной модальностью. Они составляют в среднем 34,3% номера. На материалы с проблемной модальностью в среднем приходится 28,6% номера. Положительной – 22,6%. Отрицательной – 14,5% (рис. 3).

Следовательно, для журнала «Эксперт» наиболее характерны материалы с критической модальностью (43,1% от всего контента), а также нейтрально-информационные статьи (34,3%).

3

Рисунок 3. Модальность контента журнала «Эксперт».

Жанры

Основной жанр, используемый для написания материалов журнала «Эксперт» - аналитическая статья. В среднем 40,9% от всех текстов номера представлены в этом жанре. Другие важные жанры для издания – заметка и комментарий: доли материалов в этих жанрах – 29,4% и 14,5% в среднем от всех жанров, используемых в одном номере.

Наименее представлены жанры: рецензия, репортаж, колонка – 0,6%, 0,8%, 0,7%, соответственно.

Тексты в других жанрах: обзора, интервью, очерка – составляют в среднем 5,6%, 5,5% и 2%, соответственно (от всех жанров, используемых в номере).

Таким образом, структуру номера журнала «Эксперт» формируют преимущественно жанры «аналитическая статья», «заметка» и «комментарий» (рис. 4).

4

Рисунок 4. Жанровая структура журнала «Эксперт».

Заголовки

Статьи журнала «Эксперт» в основном имеют метафорические заголовки: доля материалов с такими заголовками в среднем 46,2% на номер. Статей с констатирующими заголовками – 31,9%, оценивающими – 21,9%.

Следовательно, в журнале «Эксперт» предпочтение отдаётся заголовкам, образно отражающим содержание материала (рис. 5).

5

Рисунок 5. Соотношение заголовков в журнале «Эксперт».

Резюмируя: большая часть материалов журнала «Эксперт» – тексты на тему политики и экономики, критической или нейтрально-информационной модальности, написанные в жанрах комментария, заметки или аналитической статьи, с метафорическим заголовком.

Тематика, выбранная журналом, соответствует запросам бизнесменов, чиновников, финансистов и т.д., которые и являются читателями деловых еженедельников.

Жанровая структура журнала отвечает запросу аудитории на аналитическую и нейтральную информацию, основываясь на которой она может сформировать мнение для принятия важных решений.

Модальность материалов журнала сужает аудиторию до образованных людей, которым важно разобраться в событиях и процессах, а не только узнать о них.

Заголовки материалов издания привлекают внимание читателей к невыразительным и чётко структурированным текстам.

Следовательно, журнал «Эксперт» как представитель деловых еженедельных журналов имеет чётко выстроенную стратегию, ориентирован на деловых людей и своей миссией видит информирование о главных событиях и процессах в политике и экономике и объяснение этих событий и процессов. Журнал придерживается выбранной стратегии и с помощью неё реализует свою миссию. 

Контент-стратегия журнала «Эксперт» достаточно перспективна. Благодаря чёткому позиционированию издание может выдерживать конкуренцию с другими печатными СМИ.

Подводя итог, можно сказать, что тема контент-стратегии делового еженедельного журнала нуждается в дальнейшем изучении ввиду её малой представленности в работах медиаисследователей. 

Список литературы

  1. Автаева Н.О. Контент-стратегии медиа социальной направленности в условиях цифровой среды // Mediaобразование: Медиа как тотальная повседневность: материалы V Международной научной конференции / Под редакцией А.А. Морозовой. Челябинск: Челябинский государственный университет. 2020. С. 401-405.
  2. Городничева, М. А. Типоформирующие признаки деловой прессы / М. А. Городничева // Мировая и Российская наука: области развития и инноваций : Сборник научных статей / Научный редактор С.П. Акутина. – Москва : Издательство "Перо", 2020. – С. 13-16.
  3. Исаева, А. Ю. Основные функции и принципы деловой прессы / А. Ю. Исаева, В. А. Евдокимов // Современная наука: проблемы и перспективы развития : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Омск, 28 февраля 2020 года / Под редакцией А.Э. Еремеева. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2020. – С. 41-47. 
  4. Мелехова, А. С. Компоненты комплексной контент-стратегии / А. С. Мелехова // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий : Сборник научных статей по итогам работы второго круглого стола с международным участием, Москва, 15–16 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2020. – С. 48-51.
  5. Папченко, К. В. Состояние современной деловой прессы на основе формирования фирменного стиля издания / К. В. Папченко // Международный академический вестник. – 2019. – № 9(41). – С. 27-28. 
  6. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество [Академические монографии]. — М.: МедиаМир, 2014 — 352 с.
  7. Медиалогия [Электронный ресурс]: Российская компания-разработчик автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей в режиме реального времени. - Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/11564/ (дата обращения: 08.01.2023).
  8. ТАСС [Электронный ресурс Российское государственное федеральное информационное агентство. - Режим доступа https://tass.ru/obschestvo/16292559 (дата обращения: 09.01.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: