УДК 005

Понятие и сущность корпоративного управления и контроля

Мусаев Олег Гаджимусаевич – магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению содержания и сущностного наполнения понятий «корпоративный контроль» и «корпоративное управление». Отдельное внимание уделено корпоративному руководству компанией, также обозначена значимость корпоративного контроля для уменьшения агентской проблемы.

Ключевые слова: менеджмент, корпоративный контроль, управление, компания.

Процессы глобализации в настоящее время предполагают активное развитие корпоративной формы ведения хозяйства, что характеризуется обострением конкурентной борьбы как на внутреннем рынке, так и на международном уровне. Соответственно трансформации и структурные сдвиги, произошедшие за последнее десятилетие в конкурентной среде, с которой приходится сталкиваться компаниям, привели к глубоким изменениям в корпоративном управлении и в связанных с ним системах управленческого контроля. Глобализация рынка и сквозная информатизация, частые ситуации избыточного предложения товаров, растущая сложность внутрифирменных и межфирменных отношений, важность инноваций для продуктов и процессов, необходимость восстановления доверия и консенсуса в отношении деятельности субъектов хозяйствования - все это подчеркивает важность комплексного подхода к процессам управления и необходимость совершенствования прямых моделей, а также определение того, насколько эффективны многочисленные типы операционных подразделений современных корпораций [1].

Обозначенные изменения привели к тому, что корпоративное управление сегодня трактуется как стимулирующий фактор национального развития и необходимое требование существования компаний в условиях международных экономических отношений. В настоящее время многие страны мира рассматривают корпоративное управление как неотъемлемую составляющую рыночной экономики, необходимое условие развития частного предпринимательства, средство повышения конкурентоспособности на внутренних и транснациональных рынках, а также как метод улучшения показателей экономической деятельности в целом.

В данном контексте разработка практических рекомендаций по применению механизмов корпоративного управления и контроля в целях недопущения конфликтов и сбалансирования интересов требует обоснованного анализа их сущности, исследования сложившихся теоретических подходов, определения конкретного содержания и задач на макро- и микроэкономическом уровнях. Необходимость решения обозначенной задачи и предопределяет выбор темы данной статьи.

Значение и сущность корпоративного управления исследуется как зарубежными, так и отечественными учеными, среди которых следует выделить Грядунова М.Ю., Щеголева А.В., Коробейникову Л.С., Черкасову К.А., Nita, B.; Nowak, E.; Nieplowicz, M.; Jostarndt, P.; Sautner, Z.

Анализу мирового опыта разработки и использования моделей корпоративного управления посвящены труды Прянишниковой О.Н., Ключникова С.В., Вагановой О.Е., Freidank, C. C.; Haldma, T.; Velte, P.

В то же время, необходимо отметить, что корпоративное управление и корпоративный контроль являются относительно новым объектом исследований. Поэтому в уточнении и развитии нуждаются подходы к формализации и усовершенствованию моделей корпоративного управления и контроля, которые бы отвечали вызовам современного рынка и требованиям времени.

Таким образом, цель статьи заключается в детальном рассмотрении понятия и сущности корпоративного управления и контроля.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день не существует единого, общепринятого определением понятий «корпоративное управление» и «корпоративный контроль».

Корпоративное управление в общетеоретическом контексте представляет собой процесс управления компанией [2]. Также некоторые ученые считают, что корпоративное управление – это комплекс практик, правил, процессов и процедур, посредством которых компания управляется и контролируется. Корпоративное управление, по существу, предполагает баланс интересов ключевых стейкхолдеров в деятельности компании, таких как высшее руководство, финансисты, акционеры, поставщики, клиенты, общество и правительство.

Сущность корпоративного управления заключается в сборе информации для целей планирования и принятия решений, а затем в реализации стратегий, которые могут помочь компании достичь своих целей. Корпоративное управление включает в себя такие задачи, как планирование, руководство, организация и контроль деятельности субъекта хозяйствования. Компании обычно используют управление титулами и делегируют задачи, которые могут включать повседневное управление компанией, стратегическое планирование и развитие бизнеса.

Право принимать решения относительно деятельности и политики компании может быть основано на юридических полномочиях - т.е. на праве собственности - или на силе положения человека в компании. Правительство, конкуренция, банки и общественные силы ограничивают эти полномочия, но не принимают решения, за исключением отраслей, которые регулируются государством или находятся под контролем финансового учреждения.

Должности корпоративного руководства могут включать следующие:

  1. Главный исполнительный директор (CEO): являясь высшей руководящей должностью в компании, генеральный директор принимает все основные решения при ограниченном участии других лиц.
  2. Председатель – это глава совета директоров, который контролирует работу компании и принимает решения.
  3. Главный операционный директор (COO): операционный директор руководит повседневным управлением компании и может занимать вторую по рангу руководящую должность.
  4. Генеральный менеджер - может возглавлять конкретные отделы и подчиняться непосредственно корпоративному руководству [3].

Большинство компаний стремятся к исключительному корпоративному управлению. Для многих акционеров компании недостаточно просто, чтоб их компания была прибыльной. Они стремятся продемонстрировать хорошую корпоративную гражданственность посредством экологической осведомленности, этического поведения и разумной практики корпоративного управления.

Корпоративный контроль – это система и набор инструментов, которые позволяют осуществлять эффективный надзор за руководством компании, производственными процессами и процедурами для поддержания целостности, достижения более открытых и строгих процедур и обеспечения соблюдения законодательства. В конечном итоге корпоративный контроль также должен способствовать установлению хороших отношений с заинтересованными сторонами, включая акционеров и сотрудников [4]. Эффективный контроль помимо надзора также подразумевает управление рисками и выявление возможностей, чтобы бизнес велся компетентно, честно и с должным учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Механизмы корпоративного контроля предназначены для обеспечения достижения запланированных целей. Кроме того, он уменьшает и исправляет любые возникающие отклонения и неэффективность, являющиеся следствием агентской проблемы. Агентская проблема является широко распространенным явлением в компаниях с разделением контроля собственности, поэтому механизмы корпоративного контроля необходимы. В таких компаниях менеджмент, как агент, и акционеры, как принципал, руководствуются разными целями, кроме того, между ними существует информационная асимметрия.

Агентские издержки наносят вред корпорациям и инвестором, а также ущерб экономическому сообществу, возникают в огромных потерях, которые несет общество по причине краха крупных корпораций. К агентским издержкам, как следствие финансовых махинаций руководителей относиться – злоупотребление менеджмента, фальсификация документов финансовой отчетности и завышение доходов.

Акционеры обычно хотят максимизировать прибыль от своих инвестиций, в то время как менеджмент принимает решения для увеличения своего дохода, который определяется результатами их деятельности. Для того, чтобы уменьшить агентскую проблему и усилить контроль внутри компании используются механизмы корпоративного контроля.

Можно выделить следующие преимущества использования корпоративного контроля в контуре управления субъектом хозяйствования:

  • обеспечение успеха работы компании и экономический рост;
  • поддержка доверия инвесторов, в результате чего компания может эффективно и результативно привлекать капитал;
  • положительное влияние на цену акций;
  • обеспечение надлежащего стимулирования собственников, а также менеджеров к достижению целей, отвечающих интересам акционеров и организации;
  • минимизация растрат, коррупции, рисков и бесхозяйственности;
  • помощь в формировании и развитии бренда.

Таким образом, корпоративное управление и контроль являются новым предметным полем исследования в экономической науке, которое недостаточно структурировано по содержанию и терминологии. В связи с этим, считаем, что разработка теоретических основ корпоративного управления требует системного подхода. Важным направлением дальнейшего исследования является идентификация и углубленное изучение структурных элементов системы корпоративного управления и контроля на этой основе более четкая формализация их сущностного наполнения.

Список литературы

  1. Степанян А.С. Некоторые механизмы управления и контроля в корпоративных объединениях: проблемы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 5. С. 43-47
  2. Management control systems and corporate social responsibility: perspectives from a Japanese small company // Corporate governance. 2018. Volume 18: Number 1; pp 68-80.
  3. Чумакова О.В., Дрокин В.О. Корпоративное управление и корпоративный контроль в холдинговых структурах // International Law Journal. Т. 5. № 8. С. 172-177.
  4. Adib Mohamed Management control system for corporate social responsibility implementation – a stakeholder perspective // Corporate governance. 2021. Volume 21: Issue 3; pp 410-432.
  5. Либман А.В Теоретические аспекты агентской проблемы в корпорации. // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2005 Вып. 1 (№ 8). С. 130.

Интересная статья? Поделись ей с другими: