УДК 330.33:004

Анализ методик расчета обязательных показателей цифровой трансформации государственного управления

Сумина Екатерина Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Международного бизнеса Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

Усик Кристина Сергеевна – студентка Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

Аннотация: Правительство РФ поставило курс на цифровую трансформацию отраслей экономики и социальной сферы России. Перед субъектами РФ были поставлены задачи по разработке, утверждению и реализации региональных стратегий цифровизации. Цель статьи – это анализ методик расчета обязательных показателей цифровой трансформации отраслей регионов России. В статье рассмотрены основные понятия, заложенные в стратегию цифровизации, изучены особенности критериев оценки цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровая зрелость, цифровизация, цифровая трансформация, государственное управление.

Рассмотрим понятия цифровой трансформации, которые были даны различными авторами в разное время. Так, Эрик Столтерман и Анна Крон Форс из Швеции понимают под этим явлением процесс, когда организация внедряет в систему управления основными технологическими процессами цифровые технологии для ускорения процессов управления и увеличения эффективности своей деятельности [1].

На государственном уровне понятие цифровизации устанавливается в федеральном проекте национальной программы «Цифровая экономика РФ». В этом документе цифровизацией называют всесторонние глубокие изменения в социальных и производственных процессах, которые связаны с заменой аналоговых технических систем на цифровые, а также с широкомасштабным внедрением цифровых технологий. В сферу охвата цифровой трансформации входит не только производственная деятельность, но и организационные структуры и бизнес-модели предприятий, процессы жизнедеятельности граждан [2].

Это означает, что основной целью цифровой трансформации является эффективное и ускоренное управление процессами с использованием цифровых технологий. Чтобы добиться полной цифровизации общества, требуется внедрить цифровые технологии на всех уровнях и во всех сферах социальной и государственной жизнедеятельности.

Потребность отрасли в цифровой трансформации определяется с учетом уровня ее цифровой зрелости. Это показатель, который отражает уровень цифрового развития отрасли с помощью анализа критериев, оценивающих цифровую трансформацию. Такой анализ позволяет определить текущее положение отрасли, выявить потенциал ее развития и сформировать дальнейшую стратегию ее цифровой трансформации.

Федеральный проект национальной программы «Цифровая экономика РФ» включает методические рекомендации, по которым должны рассчитываться обязательные показатели региональных проектов по развитию отраслей экономики.

Главными обязательными показателями для выявления уровня цифровой зрелости отрасли региональных проектов считаются:

  • наличие информационной инфраструктуры;
  • наличие кадров для цифровой экономики;
  • условия информационной безопасности;
  • цифровое государственное управление;
  • цифровые технологии.

Поговорим отдельно о каждой из методик.

Методика расчета информационной инфраструктуры отрасли предполагает выявление соотношения числа объектов организаций муниципальной и государственной систем субъекта РФ, которые подключены к сети Интернет, к общему числу объектов таких организаций осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ. Результат расчета выражается в процентах. Соответственно, рекомендуемое плановое значение показателей информационной инфраструктуры отрасли должно составлять 100%. Такой показатель значит, что каждый работник обеспечен средством связи с постоянным доступом к сети Интернет.

Наличие кадров для цифровой экономики оценивается по двум критериям:

  • Число выпускников учреждений профессионального образования субъекта РФ, у которых сформированы ключевые компетенции для работы в сфере цифровой экономики.
  • Число трудоспособных граждан субъекта РФ, которые получили компетенциям цифровой экономики по программам переобучения в рамках дополнительного образования [2].

Эта методика оценки цифровизации отрасли нацелена на определение количества потенциальных кадров и будущих сотрудников государственных и муниципальных структур. Рекомендуемое плановое значение для данной методики определяется индивидуально по регионам России с учетом численности их населения.

Методика расчета информационной безопасности отрасли определяется по трем различным показателям. Для наглядности рассмотрим их на примере таблицы 1.

Таблица 1. Оценка информационной безопасности отрасли.

Наименование показателя

Рекомендуемые плановые значения показателей

Среднее количество часов простоя информационных систем органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, вызванного компьютерными атаками.

18 часов

Количество специалистов, которые прошли подготовку по образовательным программам в сфере информационной безопасности в учебных заведениях субъекта РФ.

индивидуально по регионам РФ с учетом численности из населения

Процентное соотношение доли стоимости арендуемого и закупаемого отечественного программного обеспечения к общей стоимости программного обеспечения, приобретаемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.

> 75%

Эта таблица дает понять, что для обеспечения информационной безопасности органам власти субъектов РФ требуется перейти на отечественное программное обеспечение, что поможет избежать компьютерных атак, а значит сократит срок простоя информационных систем.

Для оценки показателя внедрения цифровых технологий в отрасли регионов применяется методика, основанная на сравнении показателей увеличения затрат на развитие «сквозных» цифровых технологий на территории субъекта РФ предыдущего года к отчетному году.

Методика оценки регионального цифрового государственного управления осуществляется по четырем основным показателям, к которым относятся:

  1. Доля направленных в электронной форме обращений и заявлений граждан и коммерческих организаций в органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления от общего числа поданной документации.

Государством предполагается каждый год увеличивать данный показатель в связи с ростом цифровой грамотности среди населения.

  1. Доля приоритетных государственных услуг и сервисов, оказываемых органами власти субъекта РФ и местного самоуправления, которые не требуют личного посещения государственных органов и прочих организаций.

Государство ставит перед субъектами РФ задачу по внедрению технологий оказания государственных услуг проактивным методом, то есть в онлайн-режиме.

  1. Доля отказов при предоставлении приоритетных государственных услуг и сервисов, оказываемых органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления от числа отказов предыдущего года.
  2. Доля межведомственного и внутриведомственного юридически значимого электронного документооборота органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления [2].

Этот критерий оценки позывает количество исходящей корреспонденции органа субъекта РФ и органов местного самоуправления, направленных с использованием средств электронной связи. Следовательно, количество отправленных писем соответствует количеству организаций и граждан, использующих государственные цифровые сервисы.

Рассмотрев теоретический материал и правовые нормы цифровой трансформации отраслей экономики, можно сделать вывод, что цифровая трансформация процесс сложный и трудоемкий, особенно для отдаленных регионов и отраслей, далеких от информационных процессов. Методики расчета показателей позволяют определить цифровой потенциал и цифровую зрелость отрасли или региона, что дает общую картину возможностей для дальнейшего развития.

Список литературы

  1. Stolterman, Erik; Croon Fors, Anna (2004). «Information Technology and the Good Life». Information systems research: relevant theory and informed practice. p. 689. ISBN 1-4020-8094-8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/1-4020-8095-6_45.pdf (дата обращения: 15.12.2022)
  2. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343571/1d43a52e7b24a093e2405a6520be0fa5394ebd09 (дата обращения: 15.12.2022)
  3. Официальный портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: