УДК 316.752

Теория гендерной идентичности с учетом гендерных стереотипов в обществе

Капиян Анна Юрьевна – магистр Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: Данная статья посвящена теоретическим вопросам формирования гендерной идентичности с учетом гендерных стереотипов в обществе. В качестве объекта исследования в работе рассматривается влияние стереотипного гендерного воспитания подростка на формирование гендерной идентичности, в качестве предмета исследования – теория гендерной идентичности.

Ключевые слова: личность, гендер, идентичность, биологический пол, небинарность, бинарность, стереотип.

Гендерная идентичность – это самоопределение личности, как представителя одного из категорий гендеров: мужчина, женщина и др. Данный процесс обусловлен социально-культурными общественными стереотипами о поведении представителей тех или иных биологических полов. Важно понимать, что гендерная идентичность не всегда соответствует биологическому полу, то есть это самоопределение формируется в процессе становления личности. Личность, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом, называется цисгендерной, если данные параметры расходятся, то такая личность именуется трансгендерной.

Концепция социального конструирования гендера базируется на опровержении понимания биологического пола, как естественной данности, которая считается основой в различиях между «слабым» и «сильным» полом в поведении, психологии, культуре и т.д.

Марксистские философы и социологи, проведя исследования, выявили, что любые гендерно-половые отношения реализовались как один из аспектов эксплуатационных производственных отношений, где половое разделение труда является потребностью для существования человечества. То есть, данный вид отношений искусственно создается из-за человеческих субъективных факторов, для поддержания экономики и тд, а не является природным феноменом.

Гендер как социальный феномен можно разделить на три определения: биологическая половая принадлежность; гендерно-половые стереотипы, которые развиваются в различных обществах; гендерный дисплей -многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

 Социологи Бергер и Лукман подробно рассматривают данный феномен в своей теории социального конструирования гендера. Главный тезис, который выявили Лукман и Бергер в своей работе «Социальное конструирование реальности» 1966-ого года, сводится к тому, что социальное конструирование гендера является одновременно субъективным и объективным процессом. Гендер не зависим от индивида, что говорит о его объективности, но его нельзя рассматривать вне индивида, поэтому гендер также рассматривается как субъективный феномен [1]. 

Термин «конструирование гендера» говорит о субъективном процессе, которая личность формирует путем усвоения опыта. Индивид самостоятельно создает гендерно-социальные отношения и гендерные законы, затем отражает их в социальный мир. Личность может создать данный процесс, остановить его или преобразовать, что говорит о субъективности данного феномена, который формируется, конструируется, преобразуется и разрушается в социальном аспекте. С другой стороны, гендерные отношения объективны, потому что индивид их воспринимает как внеположенную данность.

В современной науке важно разграничивать термины «гендер» и «пол». Разделения данных понятий впервые предложил психолог Р. Столлер, который раскрыл гендерную идентичность вне биологического пола. «Пол» – это биологическое различие между людьми, характеризующее их генетические особенности. «Гендер» – это термин, который раскрывает социально-психологический характер субъекта. Гендер непосредственно связан с полом, но возникает при взаимодействии с другими людьми, по-другому гендер можно назвать «социальным полом». Представители так называемой «новой психологии пола» утверждают, что пол биологический, врожденный, лишь помогает определить потенциальное поведение человека, а главным, значимым является пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно.

 Концепция формирования гендера начала преобразовываться вместе с развитием феминистической философией. Важен тот факт, что сам термин «гендер» появился в 70-ых годах ХХ-ого века, когда начали активно развиваться женские исследования. В работах социологов Уэста и Зиммермана можно проследить развитие данной темы. Социологи утверждают, что гендерность создается самой личностью в процессе социализации в повседневной жизни. То есть гендер является не только общесоциальным феноменов, но и является «перфомансом» определенных взглядов посредством науки, социологии и культуры [4].

Американская феминистка теоретик Тереза де Лауретис считает, что гендер является продуктом идеологии, соглашаясь с теорией М. Фуко. Французский философ рассматривает биологический пол, гендер и тело, как процесс субъективного идеологического контроля, поскольку именно сам социум делит человечество на мужчин и женин, (хотя сама биологическая природа не так категорически бинарна), контролируя данный процесс посредством морали, системы здравоохранения, законов о браке, о возрасте вступления в половую жизнь, норм и законов.

В обществе долгое время существовала только бинарная гендерная система. Бинарная гендерная система – это система, при которой общество четко разделяло людей на две категории полов: мужчин и женщин, соответственно и гендерная идентичность приписывалась им с рождения. Однако в современной системе общества развилась небинарная гендерная идентичность - спектр гендерных идентичностей, отличных от бинарного мужского и женского гендера. Данная система получила свое официальное признание в таких странах как США, Австралия, Великобритания и в европейских странах.

Философ Дж. Хопкинс раскрыл термин «гендерная идентичность», описывая внутреннее состояние личности с точки зрения биологического пола. Доктор психологических наук И.С. Клёцина также описывает гендерную идентичность как аспект субъективного сознания, раскрывающее самоопределение личности как представителя какого-либо пола.

Биологический пол личности и гендерная социализация влияют на формирование гендерной идентичности. В данном процессе человек усваивает различные гендерные стереотипы и определяет свою гендерную роль [2].

Важно понимать различия между гендерными ролями и гендерной идентичностью. Гендерная роль говорит о внешних социальных ожиданиях, связанных с гендерной принадлежностью человека, а гендерная идентичность – это его внутреннее восприятие. То есть, гендерная роль – это субъективная система стереотипов, которым соответствует человек, чтобы его приписали к определенному женскому или мужскому полу. Гендерные роли непосредственно связаны с социальными нормами, которые влияют на сознание и поведение личности. Большинство подобных норм передаются через прессу, телевидение и другие социальные медиа, часть стереотипов передаются из-за наставлений родителей или испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения [2].

Гендерные стереотипы – это неизменные и принятые для определенного в общества в настоящий временной период о различиях между мужчинами и женщинами. Первый отечественный доктор психологических наук И. С. Клецин говорит о гендерных стереотипах, как об как «упрощенных схематизированных, эмоционально окрашенных образах мужчины и женщины». Подобные стереотипы формируются в процессе социализации личности с раннего детства.

Таким образом, и гендерные роли и гендерные стереотипы так или иначе влияют на развитие гендерной идентичности.

Долгое время в Советском обществе существовали радикальные традиционные патриархальные представление о гендерной идентичности, которая характеризовала более высокий статус у мужчин. В данной традиционной системе предполагалось, что «сильный» мужской пол должен обеспечивать семью и брать на себя принятие всех решений, а «слабый» женский пол имел традиционную роль матери и хранительницы женского очага. В связи с данной системой, в дальнейшем в обществе сформировались различные гендерные стереотипы.

Стереотип феминности и мускулинности – это стереотипы, связанные с психологической, поведенческой системой, которая характерна для сильного и слабого пола. Например, мужчина должен доминировать, быть независимым, сильный, рациональным, менее поддаваться эмоциям. Женщина менее активна, зависима и более эмоциональна, нежна и заботлива.

Стереотип труда мужчин и женщин – это стереотип, связанный с непосредственным содержанием труда каждого пола. Например, мужчина должен занимать руководящую и организационную деятельность, а женщина обсуживающую.

Стереотипы семейных и профессиональный ролей – это стереотипы, которые прививают мужчинам роль профессиональную, а женщинам – семейную. Например, сильный пол должен стремиться развивать свою карьеру, а цель женщины – выйти замуж и родить детей [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что гендерная идентичность – это социальный, а не биологический аспект, который не связан с биологическим полом, а возникает из субъективной идентичности личности. Рассмотренная выше стереотипная гендер политика в СССР непосредственно повлияла на формирования стереотипов гендерной идентификации в современной России. Прочные установки в сознании социума способствуют воспроизводству данных взглядов из поколения в поколение, формируя стереотипы.

Список литературы

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. – М.: Медиум, 1995.
  2. Волкова Т.А., Волков Н.А. Реализация принципа гендерного равенства в современной России// Вестник КемГУКИ. 2012. № 19-2.
    России // Вестник КемГУКИ. 2012.
  3. Ильин. Е. П. Дифференциальная психология мужчин и женщин / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.
  4. Уэст К., Зиммерман ДСоздание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.