УДК 070

СМИ Китая и внешняя политика

Чэнь Ичэнь – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Существует единое мнение, что медиадипломатия может играть уникальную роль в реализации национальных внешних стратегий. В настоящее время исследования медиадипломатии в Китае сосредоточены на изучении общих концепций и принципов, а также на анализе практики конкретных стран и расширении технических возможностей, в то время как относительно мало исследований было проведено о том, как медиадипломатия может дополнить реализацию национальных стратегий Китая. Инициатива "Пояс и путь", как конкретный путь к построению сообщества человеческой судьбы, вступила в фазу высококачественного развития. Для того чтобы медиадипломатия могла лучше служить высококачественному развитию инициативы "Пояс и путь" и построению сообщества человеческой судьбы, необходима новая теоретическая интерпретация медиадипломатии, основанная на основных практических потребностях. В этой статье мы обсудим роль СМИ, функции медиадипломатии и контекст.

Ключевые слова: СМИ, Китай, политика, мир, взаимодействие.

Роль СМИ в медиадипломатии традиционно понимается двояко. Согласно одной из точек зрения, СМИ играют роль канала и посредника и являются инструментом для правительства, чтобы его голос был услышан, в то время как правительство является главным и доминирующим актором. Китайский ученый Чжао Кэцзинь [1] также утверждает, что "если правительство общается с народом другой страны через СМИ, то это медиадипломатия. Можно заметить, что медиадипломатия - это часть общественной дипломатии, та часть общественной дипломатии, которая действует через СМИ". По мнению вышеупомянутых ученых, СМИ принимают на себя, скорее инструментальную (инструментальную) роль в медиадипломатии, роль, которая является пассивной, поскольку оператором или доминантом инструмента является правительство.

Кроме того, есть и другой голос, который утверждает, что помимо пассивной роли, СМИ сами могут играть активную и ведущую роль. Например, Рен Хай [2] утверждает, что "медиадипломатия содержит два типа поведенческих тенденций: активное, доминирующее поведение новостных организаций, одобренное или санкционированное их собственными правительствами; и пассивное, партисипативное поведение новостных организаций, руководимое их собственными правительствами". По словам Чжан Сяоя [3], среди трех видов деятельности медиадипломатии, кроме "деятельности по информированию общественности", где главным органом является государственное учреждение, "деятельности по международной коммуникации" и "международного сотрудничества и обмена СМИ", где главным органом являются СМИ. Такое понимание роли СМИ соответствует концепции "медиадипломатии". Такое понимание роли СМИ соответствует концепции "новой публичной дипломатии". В то время как традиционная теория публичной дипломатии подчеркивает право на дипломатию в смысле суверенитета, где правительство является субъектом публичной дипломатии, а общественность в других странах - объектом или получателем, Новая публичная дипломатия адаптировалась к новой реальности быстрого развития коммуникационных технологий Интернета и подъема негосударственных акторов в международной системе. В Китае специалисты по международной коммуникации и ученые, такие как Чжао Цичжэн, стали активными сторонниками новой публичной дипломатии, расширив круг участников публичной дипломатии за пределы правительства и придав ей более гражданский оттенок. Например, согласно Чжао Цичжэну [4], публичная дипломатия - это "правительство страны и общественность (предприятия, СМИ, НПО, частные лица), выражающие свои национальные условия иностранной общественности различными способами, объясняющие свою национальную политику, отвечающие на вопросы о своей стране и узнающие о деятельности друг друга в области международного обмена". По сравнению с традиционной публичной дипломатией, Новая публичная дипломатия является "новой" в том смысле, что она подчеркивает плюрализм акторов и уделяет больше внимания роли и функциям неправительственных акторов в публичной дипломатии. Поэтому в рамках новой теории публичной дипломатии вполне справедливо, что СМИ должны получить статус актора в публичной дипломатии. Другими словами, СМИ являются не только "голосовым инструментом" в общественной дипломатии, но и "действующим лицом" в общественной дипломатии, и обе формы общественной дипломатии относятся к сфере медиадипломатии.

Обе формы публичной дипломатии относятся к сфере медиадипломатии. С точки зрения обслуживания основных национальных стратегических потребностей, независимой роли китайских СМИ в публичной дипломатии следует уделять больше внимания. Если роль СМИ в медиадипломатии рассматривается как простой канал для распространения информации правительством, это не способствует полноценной реализации инициативы СМИ в продвижении инициативы "Пояс и путь". В этом смысле крупные отечественные СМИ должны позиционировать себя не только как каналы международной коммуникации, но и как самостоятельные субъекты общественной дипломатии [5].

Функции медиадипломатии можно разделить на две основные категории: информационная функция и формирующая функция. Информационная функция, основным содержанием которой является передача информации, а целью - повышение доверия и устранение сомнений, является основной функцией медиадипломатии, в то время как формирующая функция является продвинутой функцией медиадипломатии, включая формирование общественного мнения, формирование имиджа и формирование ценностей, все из которых основаны на информационной функции СМИ. Функция формирования - это передовая функция медиадипломатии, включающая формирование общественного мнения, формирование имиджа и формирование ценностей, все из которых основаны на информационной функции СМИ. Среди них формирование общественного мнения - это ориентация на общественное мнение других стран, направленная на кризисную коммуникацию и влияние на политику целевых стран; формирование имиджа - это в основном формирование себя, направленное на укрепление мягкой силы; формирование ценностей - это распространение культуры и передача ценностей, направленная на облегчение коммуникации "между людьми".

Своевременное или даже немедленное распространение точной и объективной информации посредством "управления новостями" или "международного вещания" является фундаментальной функцией медиа-дипломатии. В информационном обществе СМИ должны удовлетворять основные информационные потребности общества. Важно, чтобы СМИ или через них предоставляли правдивую информацию в первую очередь, напрямую, а не через третьих лиц. Это включает две широкие категории информации: объективные и точные факты (факты) и истинные позиции и мнения (мнения). Если факты и мнения переданы своевременно и точно, то укрепление доверия и избавление от сомнений будут достигнуты соответствующим образом. Другими словами, это естественное следствие точного распространения информации, а распространение правильной информации является необходимым условием для повышения уверенности и устранения сомнений.

Чтобы лучше служить высококачественной инициативе "Один пояс, один путь" и идее построения сообщества человеческой судьбы, китайская медиадипломатия должна уделять больше внимания формирующей функции и действительно растворить цель публичной дипломатии в международной деятельности по распространению информации, как предлагает ученый Ван Хуан, в новостной коммуникации "внедриться функция "публичной дипломатии"". Китайские СМИ должны уделять больше внимания своей формирующей функции и действительно интегрировать цели общественной дипломатии в свою деятельность по распространению международной информации. В постэпидемическую эпоху особенно важно, чтобы китайская медиа-дипломатия играла формирующую роль.

Медиадипломатия, благодаря своим информативным и формирующим функциям, может способствовать качественному строительству "Пояса и пути" и построению сообщества человеческой судьбы. На национальном уровне медиадипломатия должна быть интегрирована в общую структуру дипломатии великой державы с китайской спецификой и ей следует уделять больше внимания. С другой стороны, СМИ должны совершенствовать свои навыки публичной дипломатии и, благодаря технологическому расширению возможностей, сделать так, чтобы голос Китая был услышан. И рассказать историю Китая в соответствии с местным контекстом, временем и ситуацией, а также решительно предотвратить то, чтобы Китай "характеризовали", "конструировали" и "выражали" до того, как он сможет "выразить себя".

Список литературы

  1. Евдокимов Е. В. Политика Китая в глобальном информационном пространстве //Международные процессы. – 2011. – Т. 9. – №. 1. – С. 74-83.
  2. Калинин О. И. Метафорический образ НОАК в СМИ КНР //Политическая лингвистика. – 2018. – №. 6. – С. 55-59.
  3. Лю Х. Внешнеполитический курс современного Китая в отражении национальных СМИ //Век информации. – 2014. – №. 4. – С. 12-68.
  4. Кокарев К. А., Комиссина И. Н., Сведенцов В. Л. Политика" мягкой силы" Китая в Азии //Проблемы национальной стратегии. – 2019. – №. 3. – С. 11-67.
  5. Мамонов М. В. Инерция и новации во внешней политике Китая //Международные процессы. – 2010. – Т. 8. – №. 3. – С. 40-56.