Особенности китайского управления

Хуан Шухун – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Институциональная сила – это самое большое преимущество страны и ее основная конкурентоспособность. Практика доказала, что социалистическая система с китайскими особенностями - это система, которая работает, действительно работает и эффективна, это система с большой жизненной силой и замечательным превосходством, обеспечивающая прочную поддержку для развития партии и государства, для долгосрочного управления страной, для социальной гармонии и стабильности, для счастья и благополучия народа. Вся страна работает как единое целое, национальная система управления функционирует эффективно и демонстрирует преимущества системы принятия решений.

Ключевые слова: особенности, Китай, управление, государство.

Самое большое преимущество национальной системы КНР и системы управления страной заключается в руководстве партии. Центральный комитет партии всегда играл центральную руководящую роль, принимая общую картину и координируя все стороны в общей игре национальной системы управления, сохраняя стратегическую решимость и принимая правильные стратегии, спокойно справляясь с рисками и вызовами, и продвигаясь вперед к целям и задачам для обеспечения устойчивого и здорового экономического и социального развития [1]. Твердо поддерживая авторитет и централизованное и единое руководство Центрального комитета партии, партия подчинила отдельных членов партии партийной организации, меньшинство - большинству, нижестоящие организации - вышестоящим организациям, а все партийные организации и членов партии - Национальному съезду и Центральному комитету партии, мы обеспечили, чтобы решения были научно обоснованными, эффективными и действенными, чтобы на них можно было своевременно реагировать, чтобы они быстро выполнялись и чтобы они выполнялись бескомпромиссно.

После основания нового Китая, в таких тяжелых условиях, как крайние экономические трудности, слабая технологическая база и империалистическая блокада, партия повела нацию к тому, чтобы в полной мере использовать преимущества социалистической системы, сосредоточив усилия на развитии тяжелой промышленности и оборонной промышленности, а также на создании независимой и относительно полной промышленной системы и национальной экономической системы.

В условиях социалистической системы с китайскими особенностями партия смогла мобилизовать всю страну, мобилизовать энтузиазм всех партий и сконцентрировать свои усилия на главных вопросах, что является важным активом для Китая, чтобы достичь скачкообразного развития и справиться с различными рисками и вызовами [2].

Использование сложившихся организационных систем и структур социального управления для быстрой и эффективной мобилизации и организации народа является еще одним существенным преимуществом китайской системы управления, отличающим ее от западных систем управления.

Основные противоречия нашего общества, его развитие и изменения являются движущей силой модернизации национального управления. После реформы и открытости в резолюции "О некоторых исторических вопросах партии с момента основания Народной Республики [3]", принятой на шестом пленуме ЦК партии одиннадцатого созыва в 1981 году, было четко указано, что "после основного завершения социалистических преобразований главным противоречием, которое необходимо разрешить в Китае, является противоречие между растущими материальными и культурными потребностями народа и отсталым общественным производством". Основанное на этом суждении дело реформ и открытости внесло большой вклад в экономическое, социальное и культурное развитие. По мере того, как социализм с китайской спецификой вступает в новую эпоху, основное социальное противоречие в Китае трансформировалось в противоречие между растущей потребностью народа в лучшей жизни и несбалансированным и недостаточным развитием. Содействие модернизации национальной системы управления и потенциала управления - это не только общая цель всестороннего углубления реформ, но и важная задача постоянного удовлетворения потребностей народа в лучшей жизни и решения проблемы несбалансированного и неадекватного развития. Именно в процессе разрешения основных социальных противоречий развивалась модернизация государственного управления Китая.

Модернизация государственного управления Китая предполагает оптимизацию и улучшение соотношения между политической властью и гражданскими правами, а также взаимодействие между ними. В плане оптимизации отношений между политической властью, в плане отношений между правящей партией и государством, общее руководство партии и централизованная и единая система руководства будут постоянно укрепляться и совершенствоваться, а уровень научного, демократического и правового управления партии будет повышаться [4]. Что касается национальной политики, то мы будем придерживаться и совершенствовать социалистическую систему с китайскими особенностями, улучшать взаимосвязь между законодательной, исполнительной, судебной и надзорной властью, улучшать отношения между центральным правительством и местными властями, формировать структуру политической власти с едиными полномочиями и ответственностью, научным распределением, надежными институтами и эффективной работой. Что касается улучшения соотношения прав граждан, то мы будем реализовывать стратегию следования верховенству закона, укреплять защиту прав человека в условиях верховенства закона, обеспечивать, чтобы люди пользовались широким спектром прав и свобод и выполняли надлежащие обязанности в соответствии с законом, и наставлять всех людей быть верными защитниками, добросовестными приверженцами и твердыми защитниками социалистического верховенства закона. Что касается отношений между политической властью и гражданскими правами, то границы власти четко определены, функционирование власти регулируется, гражданские права активно развиваются и реализуются, поощряется позитивное взаимодействие между государственной властью и гражданскими правами, достигается совместное управление государственной властью и правами личности, реализуется позитивное взаимодействие и взаимное усиление между государственным управлением, социальным регулированием и автономией жителей [5].

С начала нового века в Китае постепенно формируется новый тип системы социальной мобилизации, в которой партия и правительство играют ведущую роль, подразделения, предприятия, городские и сельские общины и общественные организации работают вместе, а широкая общественность активно участвует, создавая бесперебойные и эффективные каналы и методы организации и мобилизации масс. Этот новый тип системы социальной мобилизации имеет значительные преимущества при работе с крупными чрезвычайными ситуациями. Когда разразилась новая эпидемия пневмонии, Китай в полной мере использовал свою систему мобилизации для максимальной организации масс и привлечения народной поддержки, и за очень короткий период времени провел мощную организационную и социальную мобилизацию, так что сотни миллионов людей сознательно объединились в мощную народную войну, и построил плотную линию обороны массовой профилактики и лечения против эпидемии [6].

Китай придает большее значение сотрудничеству, взаимной поддержке и взаимодействию между людьми, ведомствами и регионами, а также всесторонней интеграции ресурсов и скоординированному развертыванию сил для национального развития и использования в интересах народа. В борьбе с бедностью партия и правительство воспользовались институциональным механизмом сотрудничества Восток-Запад для борьбы с бедностью посредством "побратимства" и разработали синергию борьбы с бедностью Восток-Запад, в которой основное содержание составляют "государственная помощь, сотрудничество предприятий, социальная помощь и обмен талантами". Новый путь "государственной помощи, сотрудничества предприятий, социальной помощи и обмена талантами" - это новый путь синергетического развития, взаимодополняющих преимуществ и взаимной выгоды.

Наиболее важным моментом в оценке зрелости и эффективности системы управления является наличие в ней механизма и функций для выявления проблем и исправления ошибок в критические моменты. Одной из главных особенностей китайской системы управления является формирование постоянно совершенствующейся системы надзора и системы соблюдения дисциплины, где основой является внутренний надзор со стороны партии, а различные виды надзора координируются и согласовываются, в полной мере играя роль надзора в низовом управлении и привлекая общественность к надзору, эффективно избегая и исправляя такие проблемы, как отклонения в принятии решений, неудачи и бездействие кадров в процессе реализации и даже коррупция.

Список литературы

  1. Упир И. Р. Особенности политического лидерства в Китае: первая часть серии книг «Си Цзиньпин о Государственном Управлении» //Вопросы элитологии. – 2020. – Т. 1. – №. – С. 167-172.
  2. Шестакович А. Г. Институты государственного управления инновационной деятельностью в Китае //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – №. – С. 177-196.
  3. Сыманюк Н. В. Особенности государственного устройства Китая //Уральский форум конституционалистов. – 2020. – С. 106-112.
  4. Борох О. Н., Ломанов А. В. Новая эпоха Китая: от обогащения к усилению //Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – Т. 62. – №. 3. – С. 59-70.
  5. Шаламов Г. А., Кудров А. С. Особенности развития Китая в условиях пандемии коронавируса //Финансовая экономика. – 2020. – №. 7. – С. 194-196.
  6. Лексютина Я. Китай как ответственная великая держава //Международные процессы. – 2018. – Т. 16. – №. 2. – С. 60-72.