УДК 808.1

Создание художественно-педагогической среды на уроке как фактор повышения мотивационной сферы обучающихся

Аникьева Наталья Витальевна – старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Института развития образования Иркутской области.

Шнейвас Эльвира Юрьевна – учитель музыки, педагог дополнительного образования Гимназии №2 г. Иркутска.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об актуальности художественно-педагогической среды на уроке предметов эстетического цикла. Методы и приемы активизации познавательной и мотивационной сфер обучающихся на уроках предметной области «Искусство».

Ключевые слова: Художественно-педагогическая среда, музыка, мировая художественная культура, культурно-историческая эпоха, искусство, метод, урок.

Художественно – эстетическое развитие личности в общеобразовательной системе происходит на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры (далее МХК). В Концепции преподавания предметной области «Искусство» отмечается: «Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, <…> в преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет: воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры»[2]. Художественный анализ произведений искусства «способствует выработке основ критического мышления» [2].

В связи с этим, необходимо повышать статус выше указанных предметов. Создание художественно-педагогической среды на уроках эстетического цикла является важным основополагающим фактором успешной учебной деятельности. Каждый учитель в своей педагогической практике сталкивается с проблемой низкой мотивации современных школьников к предметам художественной направленности. Перед учителем встают вопросы: «Что делать?» «Как оживить урок, заинтересовать обучающихся, замотивировать к учебной деятельности?» Заинтересованный учитель стремиться найти эффективные методы и приемы, которые будут способствовать формированию интереса обучающихся к учебному процессу. Также существует проблема актуальности, значимости предмета для школьников. Ни для кого не секрет, что школьники уделяют внимание предметам, по которым они сдают ЕГЭ, необходимые для поступления в ВУЗ. Нередко у школьников возникает вопрос: «А зачем мне надо изучать музыку или МХК? Разве мне это пригодится в жизни?» Таким образом, данные предметы уходят на второй план. Учителю важно показать особую значимость уроков предметной области «Искусство». Ведь именно в искусстве саккумулирован весь опыт человечества, начиная от древнего мира и по сегодняшний день.

Создание художественно-педагогической среды на уроке, благоприятной атмосферы на которой происходит встреча с прекрасным, будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся. Особенно это касается детей подросткового возраста, когда формируется художественный вкус, собственное мнение и отношение к различным жизненным явлениям. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению. Благоприятная обстановка на уроке активизирует познавательный интерес обучающихся, стремление узнать больше, а главное – творить самому. Опыт работы показывает, что интерактивные формы наиболее эффективны для повышения интереса, мотивации занятий искусством. Использование на уроках музыки, мировой художественной культуры социоигрового стиля обучения, повышает уровень активности обучающихся. Применение метода разноуровневых заданий способствует возникновению интереса к учебе, побуждает к творческой деятельности. Мотивация ученика: я хочу, я могу, я буду – это результат грамотного подхода к планированию урока, создания художественно-педагогической среды, которая включает в себя методы и приемы, активизирующие учебную деятельность учеников.

Социоигровой стиль обучения абсолютно свободен и динамичен в создании активной учебной ситуации на уроке. Педагог легко моделирует учебный процесс, в котором форма подачи заданий увлекательна, доступна и в то же время содержит необходимую долю новизны. Так, например, на уроке МХК предлагается задание «Видимо-невидимо», работа с различными понятиями в сфере искусства на уроке [1]. Обучающиеся объединяются в группы по 4-5 человек. На доске или экране разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом "вдоль " и "поперек" написано десять-пятнадцать слов по одной теме, например «Античность». По истечении оговоренного времени экран закрывается. Каждая группа записывает запомнившиеся слова и составляет небольшой рассказ по теме. Прием мозгового штурма позволяет за короткий промежуток времени выполнить задание. Мобилизация и концентрация внимания обеспечены. Данный метод может быть использован вначале изучения темы, это позволяет выяснить уровень представлений об искусстве Античности, а также на обобщение темы. Оценивается оперативность, грамотность, логика, знаниевый уровень. В задании «Вопрос-ответ» предполагается работа с учебником. Ученики читают параграф и надо составить друг другу вопросы по прочитанному тексту. Оценивается умение составить вопрос и степень его сложности. Эта работа может проводиться парами или в группах. Задание рассчитано на внимательность, сообразительность. Социоигровой стиль обучения предполагает разные формы. Интересно воплощение художественного образа в пластике «оживление картины или скульптуры». Микросюжеты, рассмотрение ситуаций из современной жизни: как в них повел бы себя первобытный человек, древний грек или римлянин, сообразно мышлению, религиозным воззрениям, укладу семьи и быта того времени.

Разноуровневые задания предполагают самостоятельный выбор сложности вопроса самими учащимися, либо педагогом. Интересен в этом плане метод образовательного путешествия.

Рассмотрим варианты трех уровней данного метода. Например, базовый уровень. Обучающиеся знакомятся с основными элементами и функциями культуры, периодизацией, основными произведениями различных эпох. Научатся: определять виды искусства, выделять жанры, формулировать понятия.

Продвинутый уровень: узнают характерные особенности, отличия культуры различных эпох. Учатся анализировать произведения разных видов искусств, приводить примеры, дают характеристики произведениям разных исторических периодов. Наконец, углубленный уровень. Обучающиеся знакомятся с основными направлениями развития отдельно взятой культурно-исторической эпохи. Учатся определять роль и значение рассматриваемой эпохи в развитии мировой культуры, проводить анализ, сравнивать различные стили и направления, применять начальные навыки исследовательской деятельности [1].

Применение метода образовательного путешествия на уроке музыки позволит обучающимся расширить представление о жизни и творчестве композиторов. Например, знакомство с «Детским альбомом» П. И. Чайковского можно организовать через увлекательное путешествие по странам Европы. Замечательные фортепианные пьесы «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка» станут отправной точкой увлекательного путешествия. Школьники не только познакомятся с музыкой, но и узнают историю создания произведений, периодов творчества композитора, его путешествий по разным странам.

Для создания художественно-педагогической среды важны все составляющие учебного процесса. Не только хорошо спланированный урок, но и атмосфера, в которой будут находиться обучающиеся. Видеоряд, музыкальный фон, качество репродукций, фото, видеосюжетов, все, начиная от техники и заканчивая образом учителя. Его профессиональные качества, эмоции, артистизм, умение выстраивать диалог и др. Возможна смена положений в пространстве, изменение мизансцен урока. Фрагменты видеоматериала, фильмов, необычные факты, интересные события из жизни художников, композиторов создают момент интриги, пробуждают живой интерес обучающихся, мотивируют их к творческой деятельности. Перед школьниками откроется волшебный мир искусства, где они вступят в диалог с творцами различных эпох и возможно, сами пожелают сказать свое ответное слово в виде стихов, музыки, картин. Значит, урок искусства состоялся, урок постижения жизни через накопленный опыт человечества, отраженный в произведениях великих мастеров.

По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания, стремится к самораскрытию собственного Я.

Список литературы

  1. Букатов В. М., Ершова А. П. «Хрестоматия игровых приемов обучения» // серия «Я иду на урок». – М., 2002.
  2. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] URL: Банк документов (edu.gov.ru) (дата обращения 31.03.2022)
  3. Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизмы художественного-творческого развития детей: интегрированные формы обучения / Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. – М.: Изд. дом Российской акад. образования, 2006, - 235 с.
  4. Троицкий, Ю.Л.. Образовательные системы современной России. // Справочник// РГГУ, М.: 2010 – 488 с.