УДК 687.01:677.025(072)

Искусство и дизайн: что за чем следует

Горелкина Тамара Тимофеевна – старший преподаватель Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В статье дается попытка определения сущности понятий: искусство, дизайн. Рассматривается феномен дизайна костюма в контексте творческого процесса, а также определение первичности этих категорий в творчестве. В качестве объекта исследования в работе рассматривается приоритетность искусства или дизайна в творчестве. В качестве предмета исследования – влияние искусства на создание новых дизайнерских образов, возникновение новых форм костюма при взаимодействии искусства и дизайна.

Ключевые слова: искусство, дизайн, костюм, одежда, проект, творчество, мода.

Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности, процесс и итог выражения внутреннего и внешнего мира. Следовательно, искусство – творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. «Общеинтересное в жизни – вот содержание искусства», писал Н. Г. Чернышевский. В своей эстетической оценке действительности искусство исходит из определенного эстетического идеала. В основе этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других эстетических категорий.

Роль дизайна в предметно-пространственной среде меняется во времени. Для определения функции дизайна костюма в системе дизайнерской деятельности стоит выделить понятие дизайна, одним из представителей которого является костюм. Сам термин «дизайн» стал популярен и в среде специалистов, и в общественных кругах, не имея однозначного толкования. Вследствие этого, понятия дизайн и искусство интерпретируют не совсем верно, считая модели «прет-а-порте» дизайном, а модели «от кутюр» – искусством. На самом деле, это разные виды дизайна уже в системе проектирования костюма. Сложность заключается в том, что дизайн, как вид творчества, существует в состоянии формирования собственной теории.

Понятие дизайн появилось в Англии и в переводе звучит как замысел, чертеж, узор, проектировать и конструировать. В XIX – начале ХХ в. в англоязычных странах слово дизайн широко применялось по отношению к ремесленному творчеству, декоративно-прикладному искусству, искусству графики, означая рисунок, узор, эскиз, композицию [1].

Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционно-художественной культуре возможностью машинного производства изделий, рациональностью, научностью, унифицированностью. Дизайн в то время не претендовал на ведущую роль в предметном мире [3].

Разные исследователи корректируют определение дизайна. Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, который ориентирован на достижение максимально полного соответствия производимых объектов и среды в целом утилитарным, эстетическим возможностям и потребностям человека [1]. В настоящее время дизайн отвечает за всю предметно-пространственную среду и имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, различным аспектам художественного формообразования.

К сфере дизайна относится и мода, как непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах костюма.

Тема принадлежности моды к сфере искусства продолжительное время остается открытой. Подавляющая часть общества соотносит моду скорее с индустрией, нежели с частью искусства. Мода характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм, в то время, как искусство, в глобальном значении этого слова — с вечным. Прослеживается тенденция демократизации вещей от кутюр и выпуск их в массовое производство. Это можно интерпретировать двояко и выделить следующие точки зрения.

Первая - «искусство в массы», сторонники которой видят в демократизации одежды «от кутюр» равный доступ к нему многих слоев населения, что делает доступным обладание трендами всех, кто считает для себя это приоритетным. Это можно сравнить с выставками картин работ художников, которые раньше были сосредоточены только в руках коллекционеров.

Другая точка зрения заключается в том, что искусство всегда доступно только ценителям. Это, как при возможности купить картину, нельзя купить понимание ее смысла. Если рассматривать предметы искусства и моды как объекты для инвестиции, то очевидно, что предметы искусства обладают неповторимой уникальностью, тогда как модные творения утилитарны. Ценовая доступность опускает предметы гардероба на несколько ступеней ниже произведений искусства, поэтому искусством они априори не являются.

Художники в XX веке обратили пристальное внимание на модные подиумы, осознав провокативный потенциал одежды, благодаря которому можно создать уникальный визуальный образ собственной индивидуальности и превратить свои произведения в узнаваемый во всем мире бренд. И наоборот, когда мода попадает в среду музейного или галерейного пространства, её потребительская ценность преобразуется в ценность художественной композиции. Таким образом, произведение моды занимает место в новой системе ценностей как коллекционный предмет. 

Наметилась тенденция стирания границ: дизайнеры вдохновляются работами как мастеров эпохи Ренессанса, так и работами современных художников. Дизайнеры выпускают коллекции, которые занимают почетные места в музейных залах, а молодые художники все чаще принимают участие в совместной деятельности как с известными, так и с начинающими брендами. Художественный замысел, некогда ориентированный на академическую аудиторию, сделался достоянием аудитории массовой. 

Если говорить о взаимодействии между искусством и модой, стоит упомянуть платье Эльзы Скиапарелли с гигантским омаром, нарисованным Сальвадором Дали (рис.1). Эльза Скиапарелли соединяла искусство с модой. Она сотрудничала с художниками-авангардистами, сюрреалистами, такими как Сальвадор Дали, Жан Кокто, которые творили в провокационном и неожиданном ракурсе. В одном ряду и коллекция Ива Сен-Лорана по мотивам работ Мондриана (рис.2). С появлением этой коллекции имя художника, прежде известное в относительно узких кругах, стало нарицательным и превратилось в своего рода бренд. Однако, можно выделить следующее отличие: Эльза Скиапарелли и Дали сотрудничали непосредственно, тогда как Сен-Лоран использовал для своего творчества произведение голландского художника.

image1


Рисунок 1. Э.Скиапарелли «Платье с омаром».

image2


Рисунок 2. И.Сен-Лоран «Мондриан».

Итак, дизайн в целом – это проектная деятельность. Тогда как произведение искусства, ориентируясь на идеал, обладает, прежде всего, ярко выраженной субъективностью, то произведение дизайнерского творчества этот самый идеал предполагает как константу.

Таким образом, опираясь на эту точку зрения, можно сказать, что искусство первично, как источник вдохновения творческого индивидуума. Дизайн вторичен, как творческий процесс воплощения предложенной главенствующей идеи, идеала.

Список литературы

  1. Липская В.М. «Костюм в системе дизайна»; Вестник культуры и искусств; ВАК; 2011.
  2. « Мода и искусство» Коллектив авторов; из серии Библиотека журнала «Теория моды», 430 стр., 2015 .
  3. Козлова Т.В. «Костюм. Теория художественного проектирования». (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII). Учебник для вузов. – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005.