УДК 78

Фортепианная импровизация как форма профессиональной свободы

Ван Чао – магистр Российской академии музыки имени Гнесиных.

Аннотация: Когда фортепианное исполнение интегрируется с музыкальной терапией в качестве терапевтического инструмента, эстетический подход к фортепианному искусству значительно отличается от подхода к сольной игре на фортепиано. Фортепианная импровизация в музыкальной терапии следует идее, что каждая нота, ритм, аккорд и т.д. должны привести пациента к музыкальной релаксации, музыкальным образам и музыкальному обзору. Факторы, которые необходимо учитывать при проведении фортепианной музыкотерапии, также включают совместное взаимодействие между сенсорными функциями человека и музыкой.

Ключевые слова: музыкальная терапия, фортепиано, импровизация.

Фортепианная импровизация – это живая импровизация, основанная на понимании исполнителем фортепианной музыки и исполняемая одновременно без какой-либо подготовки. Фортепианный импровизатор использует известные музыкальные знания для создания мелодий, гармоний, переплетений и соответствующих фортепианных приемов в соответствии с музыкальным настроением и требованиями сцены. Импровизация требует высокого уровня музыкальности и мастерства, а также знания теории композиции, иначе выступление будет неорганизованным и не достигнет желаемого эффекта.

В 1960-х годах Пол Нордофф и Клайв Робблинс начали свои исследования в области музыкальной терапии детей с ограниченными возможностями, причем Рудольф исполнял фортепианные импровизации, а Робблинс проводил исследовательскую работу с этими детьми. Их первая книга, "Искусство музыкальной терапии как терапии", опубликованная в 1965 году, представила важность "творческой музыкальной терапии", за которой последовали импровизационная музыкальная терапия "свободной игры" Джульетты Элвин и психиатрическая музыкальная терапия Мэри Пристайл. Затем последовали импровизационная музыкальная терапия Джульетты Элвин "свободной игры" и психоаналитическая музыкальная терапия Мэри Пристайл. К 1980-м годам, под влиянием этих трех моделей импровизации, эти новые модели развивались независимо друг от друга и были тесно связаны между собой. Согласно Гарвардскому словарю музыкальной простоты, импровизация означает искусство создавать музыку спонтанно во время игры, а не играть по уже готовому произведению. Терапевт импровизирует музыку на инструменте или импровизирует и поет, в зависимости от настроения, поведения и личности клиента. Это может быть простая последовательность тонов или один ритмический фрагмент. Нет необходимости использовать сложные темы и мелодии для достижения эстетических высот, которые мы обычно требуем. Он просто должен соответствовать ситуации в данный момент и приносить облегчение и улучшение различных расстройств пациента, тем самым достигая терапевтической цели.

Фортепианная импровизация в музыкальной терапии как терапевтическая модальность сильно отличается от эстетической перспективы посещения живого выступления исполнителя. Основное различие между ними заключается в том, что традиционная фортепианная импровизация требует определенной художественной выразительности в том, что играет исполнитель. Даже если выступление будет импровизированным, оно будет технически выразительным и эмоционально взрывным, удовлетворяя тем самым желание слушателя к художественному восприятию, поскольку никто не заплатит за то, чтобы услышать, как вы действительно "импровизируете". В случае фортепианной импровизации в музыкальной терапии терапевт не может играть на фортепиано, имея в виду "художественную эстетику". Импровизация в данном контексте более близка к слову "импровизация". Мелодия, ритм, темп, гармония и интенсивность игры терапевта должны быть тесно связаны между собой. Когда приходит посетитель, терапевту необходимо быстро проанализировать музыкальные характеристики пациента и подобрать соответствующие гармонии, мелодический стиль, темп, интенсивность и другие музыкальные элементы. Позитивное, мягкое или негативное настроение пациента должно использоваться в качестве ориентира при импровизации. Человеческий организм - это сложная система, в которой психологические и физические изменения влияют друг на друга. Если интенсивность и скорость работы терапевта в тревожной и чувствительной ситуации будет интенсивной, пациент станет психологически тревожным, а организм физиологически отреагирует возбуждением. Терапевт также может использовать свойства фортепиано для гармонизации звука. Используя гармоническую функцию присвоения, неустойчивые аккорды разрешаются в устойчивые аккорды. Бодрящая мелодия положительно влияет на человека, в то время как тяжелая и мрачная музыка, напротив, оказывает на него негативное воздействие. Несмотря на то, что терапевт имеет возможность создавать и играть с учетом особенностей фортепиано, это не "абсолютная свобода". Терапевт должен уметь использовать его соответствующим образом и разработать некоторые методы на практике. Хотя терапевт не так эстетичен, как виртуоз, он может использовать сочетание красивых мелодий из классической музыки, что требует большого опыта в репертуаре, и добавить несколько знакомых мелодий для стимулирования психологической реакции пациента, в зависимости от его ситуации. Можно также играть знакомые пациенту песни, осваивая различные виды аккомпанемента и добавляя к ним импровизированные фрагменты, которые не только находят отклик у пациента, но и могут быть использованы в качестве небольшой интермедии, чтобы сделать их более приятными. В дополнение к этому терапевт проводит пациента через процесс воображения в музыке. Плавная, плавная музыка - это как текущая река, чистая и светлая. Романтический ноктюрн в стиле Шуберта перенесет вас в ночное небо, усыпанное звездами и лунами. Воображение меняется в зависимости от стиля музыки. Во время исполнения терапевт постоянно следит за тем, вошел ли пациент в атмосферу, созданную музыкой. Терапия может быть эффективной только в том случае, если пациент расслаблен и способен реагировать на музыку терапевта. Для достижения такого результата терапевту необходимо приобрести опыт на практике.

Фортепианотерапевты, работающие с маленькими детьми, например, в возрасте от шести до десяти лет (это касается только нормальных слушателей), должны учитывать, что их слуховая чувствительность в данный момент находится на самом высоком уровне, и тогда никогда не следует предлагать такое же лечение при игре пожилому человеку. Должна быть полная разница в размере звука, в выражении эмоции, в оформлении темпа и в удаленности от них пианиста-терапевта. Лечение не направлено на дискриминацию пожилых людей, но степень старения человеческих способностей приводит к большему повреждению барабанных перепонок и слуховых косточек, что требует от пиано-терапевта определенного увеличения интенсивности лечения, примерно на десять процентов выше, чем в среднем для детей. Вот почему пиано-терапевт не может притворяться слепым к нормальному процессу функционального ухудшения при лечении пациентов всех возрастов, независимо от того, какой вид терапии используется: пиано-терапия или вокалотерапия, и принцип Конфуция "учить в соответствии со своими способностями" также применим здесь. И для такого великого дела, как музыкальная терапия, терапевт должен стремиться удовлетворить различные страдания миллионов людей, а не только одного человека из десяти миллионов. Различия каждого пациента - это вопросы, которые сообществу музыкальной терапии необходимо будет решить на пути вперед. Глубокий, точный анализ каждого состояния, патологических причин каждого различия и умение полностью подобрать воздействие музыкотерапии на пациента для такого сложного человеческого организма, приводит к высокому исцелению и эффективному лечению.

Заключение

Музыка значит для каждого человека больше, чем его собственная ценность. В мире технологий существуют мощные медицинские технологии, которые гарантируют безопасность жизни каждого человека. Но душевные страдания по-прежнему сопутствуют всем, и нет точного подсчета количества людей, страдающих от психических заболеваний и совершающих самоубийства во всем мире. "Музыка" включает в себя художественные навыки, такие как вокальное пение и инструментальная музыка. "Терапия" включает в себя использование определенных физических инструментов для оказания физического воздействия на человека, а также использование психологии для лечения сознания пациента. Приятно отметить, что музыкальная терапия, как современная технология, может быть адаптирована к индивидууму, а не к группе, особенно для людей с депрессией, детей с аутизмом, а также для индивидуального анализа точек музыкального напряжения и эмоционального анализа. В сочетании с прибором для регулировки физиологического состояния он позволяет достичь более желаемого терапевтического эффекта. Фортепианная импровизация на практике играет в музыкотерапии роль музыкальной релаксации, музыкального руководства, музыкального воображения и музыкального обзора, и оказывает более выраженный терапевтический эффект на детей с нарушением слуха, группы с деменцией и аутистов. Фортепианная музыка разного характера оказывает различное воздействие на разных психиатрических пациентов и обладает значительным успокаивающим эффектом на психиатрических пациентов. Многие центры музыкальной терапии за рубежом использовали этот тип музыки в клинической практике и достигли значительных терапевтических результатов. Интеграция фортепианной импровизации с музыкальной терапией является в определенной степени идеальным дополнительным инструментом. Поскольку для этого требуется определенный уровень умения играть на фортепиано, знание теории музыки, достаточное количество музыкальных произведений и определенный уровень креативности в импровизации, терапевт также должен обладать знаниями в области психологии, музыкальной терапии и других областях. Отсутствие таких талантов в развитии музыкальной терапии в Китае связано не только с построением "музыкальной терапии", но и с инвестициями в подготовку талантов в этой области, поскольку в этой области задействовано не так много пианистов, а больше академических исследований. Хотя в настоящее время наши фортепианные импровизаторы не доминируют, это явление не останется неизменным при таком недостатке талантов. Фортепианные отделения наших консерваторий предлагают обязательный курс "импровизации", который развивает творческие способности и гибкость исполнителя и хорошо подходит для профессиональной подготовки пианиста-импровизатора, а также является важным учебным пособием для студентов-пианистов для улучшения их игры и композиции, даже если они не идут в эту профессию. С такой системой обучения будущие студенты-пианисты будут иметь больше возможностей для карьерного роста и смогут внести свой вклад в развитие музыкальной терапии в Китае.

Список литературы

  1. Yu Xiuxiu, Liu Qinggang. Влияние фортепианных пьес на музыкальную терапию [D]. Хэйлунцзян: Университет Цзямусы, 2015.
  2. Чжан Пинцзе. Что приходит на ум после фортепианной техники - краткое обсуждение ассоциаций в образном исполнении [J]. Драматург, 2006, (01).
  3. Huo Nairui, Zhu Yinhua. Исследование техники фортепианной импровизации в импровизационной музыкальной терапии [J]. Art Review, 2019, (05).
  4. Jiang H. Введение в разницу между музыкальной терапией и музыкальным образованием [J]. Ляонин, 2018, (23).
  5. Чжан Бо. Характеристики фортепианной музыки и ее роль в музыкальной терапии [J] Чжэцзян, 2016, (20).
  6. Шэнь Цзин. Обзор музыкальных исследований и связанных с ними психологических исследований. [J]. Психологическая наука, 2003, (01).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail