УДК 33

Экономика цифровых медиа в Китае

Ли Вэньфэн – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Цифровая экономика обладает выдающимися характеристиками, которые трудно сопоставить с первоначальной формой экономики. Он виртуальный в том смысле, что невидим, но создает сетевой мир и бесконечную платформу; открытый в том смысле, что элементы текут свободно и проявляется личность субъекта; интерактивный в том смысле, что существует неограниченный диалог и обмен; неограниченный в том смысле, что информационные ресурсы неисчерпаемы, а пространственный охват бесконечен; экспоненциальный в том смысле, что распространение информации быстро взрывается, информационные ресурсы быстро усиливаются, а ценность быстро увеличивается и т.д. Цифровая экономика, новая экономическая форма, изменила и оказывает влияние на сложившиеся экономические операции, правила деятельности и экономическое развитие.

Ключевые слова: экономика, цифровизация, медиа, Китай, изменения.

Во-первых, "данные – это нефть цифровой эпохи", и как новый фактор производства они обладают такими характеристиками, как воспроизводимость, возможность обмена, бесконечная доступность, бесконечное использование и бесконечный рост. В цифровую эпоху ресурсы данных могут не только многократно использоваться и тиражироваться (статический рост, предельные издержки становятся нулевыми, разбавление), но и с использованием пространства и времени границы постоянно расширяются (динамический рост, предельный доход имеет тенденцию к увеличению), масштабы его ресурсов колоссально растут, а потенциал эксплуатации "неисчерпаем", что обеспечивает мощную поддержку социально-экономическому развитию. Это мощная поддержка социально-экономического развития. Важно отметить, что цифровые ресурсы и богатства, которые они генерируют, увеличиваются в размере и количестве в единицу времени с угрожающей скоростью [1]. Развитие цифровых технологий привело к резкому повышению эффективности работы в единицу времени, позволяя накапливать или высвобождать огромное количество энергии за короткий промежуток времени. Многие развивающиеся компании электронной коммерции и технологий всего за несколько лет превзошли показатели многих традиционных корпоративных гигантов отрасли, создав почву для того, чтобы молодые предприниматели смогли разбогатеть. Менее чем за 10 лет компания Xiaomi вошла в число 500 крупнейших компаний мира; менее чем за три года компания Jindo, основанная в 2015 году, была официально зарегистрирована на фондовой бирже NASDAQ; точно так же популярные ведущие в режиме "прямой трансляции с товарами" воспользовались этой возможностью, чтобы создавать одно чудо продаж электронной коммерции за другим [2].

Во-вторых, в цифровую эпоху промышленная система и рыночная система находятся в состоянии бурного развития. Платформы становятся все более совершенными, а ресурсы данных могут обеспечить производителей и потребителей информацией первой линии, которая облегчает стыковку и реализацию их соответствующих ожиданий. Поскольку промышленная система и рыночная система основаны на воспроизводимых, совместно используемых и бесконечно доступных информационных ресурсах, инновации стимулируются, а значит, благодаря постоянно улучшающейся симметрии рыночной информации, производство и продажи, спрос и предложение все более точно согласуются, потребительский спрос все более увеличивается, а экономика испытывает экспоненциальный рост и эффект мультипликатора.

Наконец, цифровая экономика имеет эффект "победитель получает все". Теория экономии от масштаба говорит нам, что увеличение числа потребителей снижает затраты поставщиков и делает продукцию более привлекательной для других потребителей, ускоряя рост спроса и запуская механизм положительной обратной связи, создавая ситуацию, когда одна компания или одна технология монополизирует рынок [3]. Именно экстернальность (взрывоопасность) сети используют платформенные компании для сбора и поглощения клиентов и достижения быстрого эффекта масштаба. Например, WeChat сформировал всестороннюю экосистему обмена информацией, платежей, покупок и оплаты счетов, используя экономию масштаба, технологии и каналы, и его доля рынка становится все выше и выше.

Цифровые технологии способствовали трансформации методов производства от крупномасштабного производства к децентрализованному и персонализированному кастомизированию, позволяя производителям использовать цифровые технологии для удобного сбора больших объемов информационных ресурсов клиентов для осуществления разнообразного бизнеса при низких затратах и эффективного удовлетворения широкого спектра потребностей потребителей, включая те, для которых ранее было сложно предоставить услуги (например, объекты конечного потребления, моделирование, экспериментальное потребление и т.д.), создавая эффект длинного хвоста. Эта новая экономическая форма способна достичь в каждой категории своей собственной экономии от масштаба. Это то, чего было трудно достичь при прежних методах производства. Например, Taobao, как типичная платформа с длинным хвостом, имеет нулевые запасы, отсутствие затрат на закупку, отсутствие затрат на инвентаризацию, отсутствие затрат на распределение, и каждый торговец может максимизировать продажи своих товаров [4].

Разнообразие также проявляется в полном участии пользователей, точной реализации потребления и расширении деятельности частных лиц и малых и средних предприятий. В связи с быстрым развитием экономики платформ условия для реализации экономии от масштаба сместились от релевантности продукта к экономии от масштаба, основанной на количестве пользователей, потребители стали выбирать нишевые товары, которые им подходят, и потребительский спрос стал более сегментированным. Таким образом, эра крупных предприятий начала переходить в эру малых и средних предприятий, а большое количество длинных хвостов конечного потребления, существовавших на рынке, активизировалось, и появилось пространство для практики. Диверсификация и миниатюризация участников рынка, а также диверсификация и точность рыночной ориентации способствуют социальной справедливости. Можно заметить, что в новой цифровой экономике многие нормы, которые использовались на протяжении веков или тысячелетий, потеряли свое очарование, а многие нерушимые правила и принципы больше не являются "универсально применимыми"[5].

Доступность и проницаемость цифровых технологий значительно укрепила баланс и размах. Фактически, виртуальное пространство позволяет людям быть свободными не только от "пространственных" ограничений расстояния, но и от "временных" ограничений времени, а цифровые технологии произвели революцию в региональной экономике, еще больше освободив людей от ограничений географического физического пространства. Благодаря значительно более низким барьерам для выхода на рынок, люди с трудными или бедными семьями могут открывать виртуальные магазины и выходить на мировой рынок и к международным клиентам через виртуальный мир, наращивая свои уникальные компетенции без огромных маркетинговых затрат и больших бизнес-систем. Малые, интеллектуальные предприятия, занимающие небольшую площадь, потребляющие мало энергии и не загрязняющие окружающую среду, также могут быть максимально эффективны. Цифровые технологии разрушают логический принцип "местоположения" и позволяют дешево, свободно и эффективно передавать знания, идеи и информацию во все стороны, делиться ими и способствовать сбалансированному региональному развитию [6]. На уровне услуг социального управления это поможет научному и рациональному принятию решений, значительно повысит эффективность услуг и управления, скоординирует экономическое и социальное развитие, породит новые режимы опоры на ресурсы, поддержки и блокировки, такие как огибание и обгон, экстраординарное развитие и расщепляющийся экспоненциальный экономический рост.

Цифровая экономика разжигает инновации с беспрецедентной силой, предпринимательство и инновации переходят из ниши в массы, а пламя звезды постепенно превращается в пожар в прериях; стимулирует рыночный потенциал, заставляет процветать онлайн и офлайн взаимодействие, появляется новый спрос и новые бизнес-модели, а спрос и предложение дополняют друг друга; ускоряет обновление и реструктуризацию промышленной цепочки, заставляет цифровые технологии интегрироваться в реальную экономику в больших масштабах и быстро, значительно повышая эффективность факторов производства, и становится новым двигателем экономики. Это привело к быстрой интеграции цифровых технологий в реальную экономику, значительно повысив эффективность факторов производства и став новым двигателем экономического развития. Как вы можете видеть, цифровая экономика действительно взяла на себя реальную роль в борьбе с новой эпидемией пневмонии, будь то реагирование на эпидемию, скрининг больших данных, медицинские коды, отслеживание и блокировка, или социальное управление; будь то в правительстве, учреждениях, предприятиях, школах и частных лицах; будь то на работе или в жизни, цифровая экономика внесла необычайную эффективность и вклад. Нет сомнений в том, что цифровая экономика заложила мейнстрим и доминирующее положение в будущем.

Список литературы

  1. Ковалев М. М., Яньхай Х. Китайский опыт развития цифровой экономики. – 2020.
  2. Чжуан М. Медиа и модель социальноэкономического развития Китая: взаимосвязь тенденций. – 2019.
  3. Пряжникова О. Н. Особенности цифровой трансформации экономики Китая //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. – 2021. – №. 3. – С. 105-112.
  4. Яньхай Х. и др. Китайский опыт развития цифровой экономики//Chinese Experience of the Development of the Digital Economy //Digital Transformation//Цифровая трансформация. – 2020. – №. – С. 16-25.
  5. Хуатэн М. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – Альпина Паблишер, 2019.
  6. Купревич Т. С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития //Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2018. – №. 37-1. – С. 311-318.