УДК 656

Внедрение инноваций в логистику. Литературный обзор

Субботин Александр Андреевич – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Боровиков Олег Николаевич – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Появление цифровых технологий является парадигматическим историческим изменением. Как процесс преобразования структур социальной инженерии цифровизация оказывает повсеместное влияние на организацию структур и бизнес-логистику, а также на экономические принципы и правила. Все чаще отмечается, что цифровые технологии имеют некоторые отличительные особенности, которые имеют фундаментальное значение для инноваций. Целью настоящего исследования является изучение литературы на оценку влияния риска внедрения цифровых технологий для логистики.

Ключевые слова: управление логистикой, цифровые технологии, инновации, риск.

Быть инновационным в настоящее время является не только вызовом для предприятий, но и все более и более обязательным условием существования фирм. Инновация в самом простом смысле означает введение чего-то нового или новой идеи, метода или устройства [1]. В экономике научные представления об инновациях можно найти с 1930-х гг., в работах Я. А. Шумпетера [2], который определял инновацию как коммерческое или промышленное применение чего-то нового. Здесь это может означать новый продукт, процесс или метод производства, новый рынок или источник поставок, новую форму торговли или новый бизнес или финансовую организацию. Целью инноваций является повышение эффективности предприятия. В первую очередь инновации влияют на повышение конкурентного преимущества или его сохранение. Во-вторых, инновации влияют на возможность завоевания или расширения рынков и повышения качества продукции, следовательно, сдвигают кривую спроса на продукцию компании. Инновации также могут изменить кривую затрат компании. Этот аспект, как третий способ достижения цели внедрения инноваций, особенно важен, когда уровень производства и положение на рынке в первую очередь определяются уровнем себестоимости продукции, сбыта и трансакционных издержек. Четвертый путь – благоприятное изменение инвестиционной способности компании и, как следствие, создание новых знаний и ноу-хау [3].

Под цифровыми инновациями мы подразумеваем инновации, обеспечиваемые цифровыми технологиями, которые приводят к созданию новых форм цифровизации. Под цифровизацией мы подразумеваем трансформацию социотехнических структур, которые ранее были опосредованы нецифровыми артефактами или отношениями, в структуры, опосредованные оцифрованными артефактами и отношениями. Цифровизация выходит за рамки простого технического процесса кодирования различных типов аналоговой информации в цифровом формат. Другие определения цифровых инноваций интерпретируют их как технологические изменения в продукте. Точнее, об использовании в продукте цифровых технологий, которые, по мнению О. Хенфридссона [4], до сих пор не применялись. С другой стороны, цифровые инновации можно понимать так, как их предлагает М. Акессон [5], рассматривая цифровые инновации как решения, стимулированные цифровыми технологиями, но касающиеся новых продуктов и услуг. Теоретические смешанные модели в рамках определения цифровых инноваций не выделяют момент применения цифровых технологий, но придают ему обязательное значение, что является определяющим для цифровых инноваций [3,6]. Принимая во внимание приведенные выше допущения об определениях, несомненно, следует признать, что цифровые предприятия создают цифровые инновации, понимаемые с точки зрения использования цифровых технологий. Использование цифровых технологий в качестве инструмента не ново. Однако стоит отметить, что одних только цифровых технологий недостаточно для определения цифрового бизнеса.

Предприятие все больше зависит от цифровизации экономики. Согласно различным рыночным прогнозам, в ближайшем будущем компаниям придется столкнуться с новыми вызовами, связанными с цифровизацией экономики. Необходимо реорганизовать управление, чтобы компания могла легко и быстро осваивать появляющиеся цифровые технологии. Предприятия должны найти способ более динамичной внешней и внутренней волатильности и учитывать тот факт, что не только компания оцифровывается, но и вся ее среда становится цифровой, создавая новые требования к бизнес-деятельности. Существует также точка зрения, что инновации на предприятии создают своеобразную экосистему, выстраивая многосторонние цепочки создания стоимости. Это подтверждают и Джон Хейгел III и Марк Сингер [7], указывающие на инновации как на одно из новых и обязательных направлений деловой активности. Однако бизнес использует цифровые инновации в прорывном или инкрементальном (радикальном) аспекте. Как указывает К. Кристенсен [9], это разграничение необходимо, поскольку прорывные инновации гарантируют дифференциацию на рынке, предлагая совершенно новое предложение, а пошаговые инновации меняют направление мышления и позволяют динамически управлять конкурентоспособностью. Оба случая нашли отражение в одном из первоначальных определений, введенных Дж.А. Шумпетер, говоря, что инновация – это также новая комбинация или конфигурация существующих факторов или компонентов продукта или услуги [2].

Использование современных цифровых технологий, т. е. построение цепочек добавленной стоимости на базе операционной модели нового поколения, создающей интегрированную систему управления, определяет восприятие цифровых инноваций с позиции методов и инструментов управления. Это верное утверждение A. Bollard et al. [8] указывает на смену поколений в менеджменте, в отношении необходимости построения систем управления на основе использования цифровых технологий. В литературе есть ссылка на формирование инноваций с помощью знаний, технологий и интеграции. Эффективное управление бизнесом определяется способностью развивать инновации, а управление инновациями сегодня трактуется как управленческая концепция.

Цифровые инновации и цифровые технологии стимулируют мобильность в плане доступа к информации и ее анализа. Это инструменты управления логистической деятельностью, что по отношению к концепции управления поднимает законный подход к цифровым инновациям в управлении логистикой. В литературе представлено множество подходов к взаимосвязи цифровых инноваций и управления логистикой. Суть проблемы в основном заключается в восприятии цифровизации как инструмента управления. Цифровые инновации создают цифровые цепочки поставок и создают гибридные системы цифрового производства как части логистической цепочки и обычной логистики. Многие взгляды, представленные в литературе, отражают процессный подход к пониманию логистики с позиции использования цифровых инноваций. Включение цифровых технологий в логистические процессы называется логистической инновацией. В таблице 1 представлены примеры решений, предполагающих развитие цифровых технологий в сфере логистики.

Таблица 1. Некоторые решения, полученные в результате внедрения цифровых технологий в сфере логистики.

Зона

Ключевые решения

Транспорт

Системы безопасности, системы планирования маршрутов, беспилотные грузовики, интеллектуальные системы управления транспортом, интеллектуальные магистрали, навигационные системы, дополненная реальность

Управление складом

Радиочастотная идентификация (RFID), интеллектуальное складирование, интеллектуальный распределительный центр, интеллектуальный вилочный погрузчик, интеллектуальные стеллажи, автоматизация комплектования, дополненная реальность

Производство

Системы управления производством, системы контроля качества, интеллектуальные системы сборки

Цепочка поставок

 Электронная цепочка поставок, электронная коммерция, виртуальная сеть поставок Источник: Собственная разработка

Внедрение цифровых технологий в сфере логистики привело к появлению так называемой интеллектуальной логистики (также известной как умная логистика). М. Вайзер отмечает, что термин «интеллектуальный» выражает текущие технологические изменения, что показывает его зависимость от времени. Поэтому, думает он, можно согласиться с тем, что слово «интеллектуальный» следует понимать в данном контексте в контексте внедрения инноваций и наличия передовых технологий. Сах, в свою очередь, считает, что все, что ограничивает человеческие усилия и автоматизирует задачи, следует называть «интеллектуальным».

В поисках исследований взаимосвязи между риском внедрения цифровых технологий и областью управления логистикой мы можем указать на исследования, слабо связанные с этой проблемой. Д. Иванов, А. Долги и Б. Соколов проанализировали влияние цифровых технологий на риск в управлении логистикой [10]. Проблема риска представлена и в аспекте кибербезопасности.

Обзор литературы позволяет утверждать, что проблема риска внедрения цифровых технологий в сфере управления логистикой еще недостаточно осознана. Как правило, в исследованиях речь идет о сферах внедрения цифровых технологий, цифровых стратегиях или эффективности использования цифровых технологий. Таким образом, можно сделать вывод, что исследование риска внедрения цифровых технологий в сфере управления логистикой является исследовательским пробелом как в области управления, так и в более узком ракурсе, а именно в логистике. Поэтому исследование, представленное в дальнейшей части исследования, является оправданным и в какой-то мере восполнит этот пробел.

Список литературы

  1. Мерриам Вебстер. Коллегиальный словарь Merriam-Webster, 10-е изд.; Мерриам Вебстер: Спрингфилд, Массачусетс, США, 2003 г.
  2. Шумпетер, Дж.А. Теория экономического развития: исследование прибыли, капитала, кредита, процента и делового цикла; Издательство Transaction Publishers: Piscataway, NI, USA, 1934.
  3. Осло, П. Засады Громадзения и Интерпретации Даныч Дотыч ˛acych Innowacji; Евростат: Брюссель, Бельгия, 2005 г.; п. 37.
  4. Хенфридссон, О.; Ю, Ю .; Сван, Ф. Создание пути в цифровых инновациях: перспектива многоуровневой диалектики, Институт Виктории, Швеция. Ростки: Работа. Пап. Инф. Сист. 2009 г.,
  5. Акессон, М. Цифровые инновации в ценностных сетях газет. Кандидат наук. Диссертация, IT Universitetet, Копенгаген, Дания, 25 сентября 2009 г.
  6. Реймсбах-Кунатце, К. Стимулирование цифровых инноваций для роста и инклюзивности. В роли политики успешного распространения ИКТ; Политические документы ОЭСР по цифровой экономике; ОЭСР: Париж, Франция, 2016 г.; п. 14.
  7. Хейгель, Дж., III; Сингер, М. Разделение корпорации. Доступно в Интернете: www.mckinseyquarterly.com/strategy/unco00.asp (по состоянию на 24 мая 2019 г.).
  8. Кристенсен, К.М. Прзеломове Инновации; Wydawnictwo Naukowe PWN: Warszawa, Poland, 2010. 17. Боллард, А.; Ларреа, Э.; Сингла, А .; Суд, Р. Операционная модель нового поколения для цифрового мира.
  9. Боллард, А.; Ларреа, Э.; Сингла, А .; Суд, Р. Операционная модель нового поколения для цифрового мира.
  10. Иванов Д.; Долги, А .; Соколов Б. Влияние цифровых технологий и Индустрии 4.0 на волновой эффект и аналитику рисков цепочки поставок. Междунар. Дж. прод. Рез. 2018, 57, 829–846.