Психологические и педагогические предпосылки воровства

Пригородов Денис Николаевич – аспирант Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты совершения воровства с психологической точки зрения. Выявлена сущность воровства и определены его некоторые особенности. Выделены психологические и педагогические предпосылки воровства, а также обоснованы методы профилактики данного поведения.

Ключевые слова: воровство, преступление, кража, девиантное поведение, агрессия, самоутверждение.

Отклоняющееся или девиантное поведение всегда было значительной и серьезной проблемой человечества. На современном этапе развития российского общества существует множество форм девиантного поведения, основным из которых является воровство. Существующая тенденция роста воровства, общественные и социальные его последствия, профилактика предупреждения воровства, формирование педагогических методов регулирования воровства как формы девиантного поведения – это не весь список проблем, которые связаны с данной актуальной проблемой.

Зачастую воровство воспринимается в узком смысле, в качестве простой кражи, к примеру, денег. В Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) понятие воровства отсутствует, однако есть близкий по значению термин «кража». Статья 158 УК РФ гласит, что кража – это преступление, которое заключается в тайном хищении чужого: от других форм хищения отличается тайным способом изъятия имущества [3]. Таким образом, стоит обозначить, что термин «воровство» касается неформальных преступных деяний в обществе, а термин «кража», наоборот – формальных.

Проводя анализ различных исследований, можно раскрыть понятие воровства. Воровство является тайным присвоением личности материальных, духовных и иных ценностей, которые не принадлежат вору, не находятся в его формальной или неформальной собственности. Кроме того, оно является одним из проявлений девиантного поведения, которое противоречит принципам и нормам права, а также осуждается обществом.

Воровство, как и другие формы девиантного поведения, имеет различные аспекты: биологические, психологические (в том числе психоаналитические), социальные и др. Основой такого поведения в первую очередь выступают психологические аспекты.

Затрагивая тему психологии воровства, в первую очередь, стоит сказать о его направленности. В каждом конкретном акте воровства исследователи наблюдают основу, формообразующую базовую направленность, которая может быть символической, демонстративной, импульсивной, самоутверждающей, игровой, фрустрационной, аддиктивной, защитной, скрывающей, в виде клептомании и др. [2] Важным аспектом в проявлении воровства является его осознанное или неосознанное понимание индивидуумом, осуществляющим его.

Одним из главных психологических и социальных аспектов воровства является стремление индивидуума удовлетворить свои потребности. Зачастую это стремление имеет вид импульсивного желания, которое в силу слабой воли хочется удовлетворить здесь и сейчас. Как известно, потребности человека всегда определяли цель его существования, и в основе любой активности человека, а тем более воровства, лежат неудовлетворенные потребности. Напряжение, которое возникает при появлении потребности, является определяющим фактором психической активности человека. При таком напряжении человек может совершать определенные действия для достижения своей потребности, не осознавая их возможные последствия. При спаде напряжения человеку представляется сложным вспомнить те действия, которые он совершал.

С точки зрения психологических механизмов для некоторых людей воровство представляет естественный аспект жизнедеятельности, поскольку по сути оно является стремлением человека удовлетворить свои потребности. Но взрослый здоровый человек осознает себя частью общества, частью большой социальной структуры, которая имеет конкретные нормы права и нравственные ценности. В этом смысле можно привести яркую аналогию. Для ребенка является нормальным спонтанное действие, которое подразумевает взятие и использование желанной игрушки, причем не важно – принадлежащей ему или нет. Но для взрослого такое действие неприемлемо, потому что он осознает это действие в качестве девиантного поведенческого акта.

Воровство зачастую является формой агрессивного поведения, что является еще одним психологическим аспектом и предпосылкой к нему. По своей сути, воровство представляется в качестве скрытой, косвенной агрессии. Агрессия в человеке может накапливаться длительное время, а затем вырываться наружу через проявления в виде действий девиантного характера [4]. Агрессия при воровстве, в первую очередь, обусловлена неудовлетворенностью представлений человека о мире, нереализованностью его потенциала, отсутствием раскрытия себя и возможности показать себя миру с лучшей стороны. Также агрессивные действия могут выражать конфликт человека с обществом. Человек, после совершения воровства, может испытывать удовольствие, ощущать эйфорию успеха.

Как показывает психологическая и педагогическая практика, часто воровство связано со стремлением человека к становлению своей личности, к самоутверждению. К основным видам самоутверждения при воровстве относятся следующие:

  • конструктивное самоутверждение с конструктивными целями (наиболее сложное для анализа, но частое);
  • доминирующее самоутверждение (воровство как показ своей значимости, своей власти);
  • компенсаторное самоутверждение (неудача в различных сферах жизни приводит к реализации себя через воровство);
  • защитное самоутверждение (совершение воровства ради тщеславия, повышения самооценки) [1].

Следующей предпосылкой к воровству является стремление к накопительству, собирательству, коллекционированию. В этологической литературе можно найти указание на то, что накопительская психология (в том числе и за чужой счет) генетически заключена в собирательском инстинкте, унаследованном людьми от давних прародителей. Воровство и коллекционирование не являются тождественными понятиями, поскольку последнее представляет цивилизованную форму накопительства. Тем не менее, связь между ними с точки зрения эволюции поведения безусловна.

Исследования психоаналитиков позволяют представить предпосылки воровства в виде 6 категорий, указывающих чаще всего на хроническое воровство: способ восстановления утраченных взаимоотношений мать – ребенок; акт агрессии; способ получить наказание; способ восстановления или усиления самооценки; реакция на семейную тайну; возбуждение и замещение полового акта [5].

Существует множество педагогических методик, направленных на профилактику воровства. Все эти методики так или иначе касаются определенных основных аспектов. Во-первых, человеку необходимо помочь в создании четкого осознания оценочных координат хороших и дурных действий. Любой человек должен видеть границу между такими действиями. Во-вторых, в человеке необходимо сформировать определенный рефлексивный механизм различения и оценки собственных потребностей, стремлений, целей, действий в соответствии с этими координатами.

Также важной задачей для педагогов и специалистов области психологии является формирование необходимости совершать нравственные поступки и воздерживаться от плохих, порицаемых нормами морали и права. Для человека необходимо разработать своего рода мотив долга. При этом не стоит забывать о развитии чувства свободы, то есть признания возможности совершать позитивные действия и воздерживаться от деструктивных поступков при отсутствии прямого внешнего насилия во всех условиях жизни. Необходимо воспитать человека таким образом, чтобы не ущемлять его свободу, но в тоже время дать ему понять, что и он сам должен уважать права других людей.

Подводя итоги, следует отметить, что воровство в качестве формы девиантного поведения людей характеризуется тенденциями роста преступности в современном обществе. Высокая латентность и фактическая безнаказанность во многом определяют мотивы совершения воровства людьми. Поэтому необходимо совершенствовать систему профилактики правонарушений, эффективно ее развивать, разрабатывая и внедряя новые методики, которые могут соответствовать современным запросам общества.

Список литературы

  1. Артемьева Ж.Г., Классен М.А. Изучение психологических особенностей человека, совершающего кражи, на основе модели Международной академии исследования лжи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 2. С. 64-68.
  2. Байборди С.А. Воровство и факторы, влияющие на тенденции его развития // Самарский научный вестник. 2013. № 2. С. 71-73.
  3. Бауэр Т.В. Воровство как тотальное зло: реальность и миф // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2014. № 7. С. 25-32.
  4. Клейберг Ю.А. Воровство как девиантогенный конструкт: генезис и феноменология // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1 (31). С. 202-208.
  5. Котцова А.М. Причины и особенности воровства как формы девиации несовершеннолетних // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2013. № 4. С. 65-67.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail