УДК 34

Понятие правовой системы субъекта

Ковалева Татьяна Игоревна – магистрант кафедры Конституционного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья раскрывает понятие правовой системы.

Ключевые слова: система, правовая, субъект.

Правовой статус субъектов в Российской Федерации является активно обсуждаемой темой. Это связано с тем, что до настоящего момента в законодательстве РФ отсутствует точно выраженное понятие правового статуса.

Государство, по средствам федерального законодательства, регулирует отношения в области совместного ведения, за исключением той сферы регулируемой на уровне субъекта РФ.

Со временем законодательными (представительными) органами субъекта РФ вырабатываются механизмы взаимодействия.

Необходимо выделить еще одну проблематику. В.А.Лебедев утверждает, что новое федеральное законодательство очень часто вносят различные изменения, которые приводят к огромным количествам противоречий между разными уровнями нормативно-правовых актов.

Слишком активным правотворческий процесс не дает возможности систематизировать и восполнять законодательство субъекта, решением этой проблемы служит своевременное и полное выполнения нормативно-правовых актов, которые не противоречат на разных уровнях, а призваны развить уже существующее федеральное законодательство.

Контроль за соблюдением единой системы законодательства в государстве возложили на суд, а также надзорные органы.

В соответствии с федеральными законами судебный контроль наделен полномочиями по приведению в соответствие законодательства субъектов РФ в области совместного ведения. Сразу стоит сказать про органы конституционно-судебного контроля. На федеральном уровне указанные полномочия осуществляются КС РФ, а на уровне субъектов РФ – конституционными (уставными) судами. В случае принятия конституционным (уставным) судом акта о том, что определенные нормы законодательства субъектов РФ не соответствующими Конституции РФ или учредительным актам субъектов РФ, соответственно такие нормы законов утратят свою силу и будут не применимы на практике.

Отдельно стоит отметить, что акты, принятые КС РФ эффективно воздействует на процесс единства правотворчества Российской Федерации. Также важна роль прокуратуры, обязанной осуществлять надзорную деятельность за соответствием нормативно-правовых актов регионального уровня вышестоящим, благодаря данному органу обеспечивается единство законодательной системы, вследствие требования экспертиз.

Решение, выносимые Конституционным судом и прокуратурой в том числе, могут содержать обязательства по приведению в соответствие уже вступивших в силу нормативно-правовых актов, к сожалению, профилактикой возникновения пробелов суд не занимается.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости эффективного и всестороннего правового обеспечения субъектов РФ, особенно в вопросах разграничения компетенции Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения.

Все регионы, территориально состоят в Российской Федерации (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 65 Конституция РФ) определяются как «важная составляющая субъекта» и является объектом его правового воздействия, при этом исключая «прямое конституционно-правового воздействия самого государства».

Первое упоминание об обособленной территории субъекта было 92 г. в ст. 70 Основного Закона РФ. Единую территорию РФ, в соответствии со статьей 5 Конституции РФ, образуют территории составных частей Российской Федерации, т. е территории республик, краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения.

Территория - это поверхность земли в определенных границах государства, на которой реализуются полномочия органов государственной власти федерации, так и ее субъектов в случаи нахождения на ней субъекта».

Территория субъекта — это часть территорией РФ (п. 1 ст. 67 Конституции РФ). Субъекты, в пределах своей компетенции и своей территории, принимают законодательные акты, которые легитимными на территории всего государства.

У части субъектов имеются как внутренние, так и внешние границы. К ним относятся субъекты, например, Омская область (на юге граничит с Казахстаном), Амурская область (имеет внешнюю границу с Китаем) и другие.

Важную роль в устройстве государства и его регионов занимает территориальный фактор.

Конституция РФ определению статусу территорий РФ посвящает ст.ст. 4, 67, 71, 80, 87, 88, 102, 106. Указанные нормы позволяют характеризовать определенные статусные элементы территорий:

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется независимостью власти в пределах собственных полномочий и установленных территориальных границ. Данные принципы устанавливают возможность субъекта сформировать свою правовую систему, систему государственной власти, а также возможность сформировать территориальные органа местного самоуправления.

Регулирование территорий субъектов РФ в области права осуществляется при помощи следующего законодательства:

  1. Конституции РФ;
  2. Федеральных конституционных законов по вопросам образования в составе и принятия в состав РФ новейших субъектов РФ таких, как:
  1. ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ;
  2. ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ;
  3. Законом РФ от 01.04.1993 N 473014-120;
  4. ФЗ от 15.04.1993 N 4802-121;
  5. Конституцией (уставом) субъекта РФ;
  6. нормативно-правовых актов субъекта РФ по вопросам административно-территориального устройства;
  7. Устава муниципального образования.

Резюмируя вышеизложенное, приходишь к мнению, что проблему территориального фактора освещают множество нормативно-правовых актов. Указанные акты детализируют области их регулирования, но при этом дополняют гражданское, земельное, бюджетное, налоговое, водное законодательство и т.д.

Регионы единолично обладают своей территорией, как было указано ранее.

Изучение проблематики асимметрии устройства территории государства указывает на отсутствие в составе его территорий федерального уровня. Только субъекты имеют собственную территорию. Указанный принцип закреплен в конституциях и уставах субъектов РФ.

Крайне важным фактором является возможность регионов изменять границы своих территории. Указанные права они реализуют через согласованные решения тех регионов. Такой принцип закреплен в основных законах субъектов.

Так, в пункте 3 статьи 60 Конституции Республики Бурятия закреплено: «Согласие на изменение границы со стороны Республики Бурятия выражается путем проведения референдума». Совет Федерации согласует изменение границ, в виду того, что федеративное устройство составляет предмет исключительного ведения Федерации. Баланс интересов достигается тем, что в верхнюю палату Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта. Таким образом, в процессе принимают участие все субъекты.

Основные законы упорядочивают административно-территориальное устройство. Территория субъекта состоит из базовых и первичных единиц. Базовые единицы: районы, города республиканского и областного подчинения. К первичным единицам – города районного подчинения, городские районы, поселки, сельские поселения.

Существуют субъекты с иными характеристиками формирования территориальных устройств:

  1. Москва состоит из округов (12), районов и поселений. Их регулирование осуществляется уставом и иными нормативными актами города.
  2. Азовский немецкий национальный район, расположенный в Омской области. На момент создания района большинство проживающего населения составляли немцы, тем самым повлиявших на национальное самоопределение.

Залогом экономического стабильности субъекта РФ при разрешении данного вопроса выступает имущество, находящееся в собственности, имущественные права, средства бюджета субъекта.

При осуществлении межнациональных отношений субъект обладает соответствующими правами. Это формально. Исключительно государство обладает полномочиями по осуществлению международной и внешнеэкономической связи субъекта РФ.

Одним из значимых мест в определении статуса субъекта выделяют право в сфере образования своей системы органов власти, строго руководствуясь нормами федерального законодательства. Все субъекты федерации имеют законодательные органы, отвечающие за принятие регионального законодательства. Общее правовое регулирование осуществляется законодательными органами совместно с Конституцией или уставом субъекта РФ. Потому, каждый субъект РФ имеют собственное законодательство, исполнительные и судебные власти.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием1112.199314с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.89.
  2. Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // "Российская газета", N 234, 19.10.2005.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
  4. Демидов М. В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 62.
  5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2015. – С.87.
  6. Кокотов, А.Н. Конституционное право России. Курс лекции. – М.: Проспект, 2018. – С.106.