УДК 34

Анализ новелл отечественного законодательства в сфере финансовых преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью

Горокоев Хамзат Идрисович – магистр факультета Государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассмотрены недавние изменения в национальном законодательстве в сфере финансовых преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью. Изучены основные особенности изменения законодательства, а также проанализированы возможные проблемы последующего правового применения.

Ключевые слова: финансовые преступления, уголовная ответственность за финансовые преступления, изменение законодательства в сфере финансовых преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью.

Введение

Учитывая возрастающий риск проникновения в легальную экономику серьезных и организованных преступлений, финансовые расследования являются важным инструментом современного и эффективного реагирования на криминальные угрозы, включая финансирование терроризма.

Финансовое расследование имеет упреждающую и превентивную ценность. Это важный инструмент для выявления отмывания денег, финансирования терроризма и других серьезных преступлений.

Во многих случаях финансовые расследования необходимы для сбора доказательств против изощренных преступников высокого уровня с целью ликвидации транснациональных и организованных преступных сетей. Финансовые расследования также могут способствовать национальной оценке рисков юрисдикции, поскольку они позволяют получить информацию о характере преступности.

Преимущества финансового расследования очевидны при оказании помощи в расследовании уголовных дел против всех серьезных и организованных преступников путем:

  • выявление мотивов, ассоциаций и связей с людьми и местами;
  • выявление использования других услуг, таких как телефоны, транспорт и удобства, относящиеся к делу;
  • установление местонахождения или идентификация подозреваемых, свидетелей или потерпевших;
  • предоставление информации о передвижениях подозреваемого (активное, скрытое использование финансовой информации);
  • предоставление информации для решения проблемы многочисленных и приоритетных правонарушителей, когда ни один из предыдущих методов не был успешным.

Более мобильные, более гибкие и более интегрированные в международные преступные сети, организованные преступники теперь стремятся, учитывая усиливающееся давление со стороны правоохранительных органов, лучше проникать в правовую сферу, чтобы развивать свою преступную деятельность.

Исходя из этого, совершенствование законодательства в сфере привлечения к уголовной ответственности за совершение финансовых преступлений является одной из приоритетных целей государства.

В последние годы по ряду направлений финансового регулирования были приняты дополнительные нормативные и подзаконные правовые акты, в которые в большей степени повышают эффективность правовой квалификации преступлений связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, а также иных финансовых преступлений.

Основная часть

Рассмотрим основные изменения законодательства в сфере уголовной ответственности за совершение финансовых преступлений в сфере незаконной предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [2], дополнил статью 170.1 Уголовного кодекса РФ – фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (далее – УК РФ) [1] частью 4 и 5.

Данные изменения в первую очередь коснулись установления уголовной ответственности за внесение в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета заведомо неполных или недостоверных сведений, как единолично, так и группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Установление данного деяния в качестве общественно-опасного, поспособствует «очищению» ранее существовавшей практики внесения неполных, либо недостоверных сведений о владельцах ценных бумаг, что существенным образом ограничивает возможность информирования, либо дезинформирования третьих лиц о владельце ценной бумаге, а также об информации о ней.

Помимо этого важной особенностью внесенных изменений является установление уголовной ответственности за совершение данного вида преступления группой лиц и организованной группой.

По сути, существует семь групп людей, которые совершают различные виды финансовых преступлений:

  • организованные преступники, в том числе террористические группы, все чаще совершают крупномасштабные мошенничества для финансирования своих операций;
  • коррумпированные главы государств могут использовать свое положение и полномочия для разграбления казны своих (часто обедневших) стран;
  • руководители высшего звена манипулируют финансовыми данными или искажают их, чтобы искажать истинное финансовое положение компании;
  • сотрудники от самого старшего до самого младшего воруют средства и другое имущество компании;
  • мошенничество извне может быть совершено заказчиком, поставщиком, подрядчиком или лицом, не связанным с организацией;
  • все чаще внешний мошенник вступает в сговор с сотрудником, чтобы легче достигать больших и лучших результатов;
  • успешные отдельные преступные, серийные или оппортунистические мошенники, владеющие своими доходами, представляют собой еще одну группу людей, совершивших финансовые преступления.

Исходя из этого, большая часть преступлений подобного вида совершаются именно группой лиц, либо организованной группой.

Также часть 4 статьи 170.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за «подтверждение от имени организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, достоверности внесенных в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета сведений, заведомо для подтверждающего лица являющихся неполными или недостоверными, в целях сокрытия у клиента организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства кредитной или иной финансовой организации либо оснований для отзыва (аннулирования) лицензии и (или) назначения в организации временной администрации».

В 2018 году Федеральным законом «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 29.07.2018 № 227-ФЗ [3], была установлена уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр.

Основное общественное значение введение данной правовой нормы в Особенную часть УК РФ заключается в общественной опасности развития и популяризации азартных игр в обществе.

Есть несколько способов, которыми организованная преступность может использовать азартные игры в совершении иных видов преступлений.

Организованная группа могут использовать азартные игры, чтобы отфильтровать деньги от незаконных доходов, чтобы очистить их для государственных и федеральных властей. Отмывание денег может стать единственной целью. Однако бизнес также может стать прикрытием для соединения различных криминальных элементов друг с другом, чтобы помочь в совершении дополнительных преступлений в будущем.

Организованная преступность может использовать незаконные азартные игры для преследования человека, а не для того, чтобы помочь ему или ей извлечь выгоду из азартных игр. Даже если эти действия доставляют удовольствие участнику, участие в подобном процессе создаст условия потери игроком либо всех своих денег, либо их части.

Организаторы азартных игр могут побудить других сыграть с помощью бесплатных образцов, бесплатных напитков или даже игр, которые не влияют на полномасштабные потери, с которыми человек обычно сталкивается, когда становится участником игры.

Многие могут использовать эти методы, чтобы обойти налоги, обмануть правительство или избежать налоговых поступлений, с которыми обычно сталкивается бизнес.

Исходя из этого общественная опасность установления уголовной ответственности за данный вид деятельности является вполне объяснимым.

Диспозиция статьи 171.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию и проведение азартных игр.

В 2017 году установлена уголовная ответственность за:

  • незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Уголовная ответственность за данные виды деятельности в первую очередь реализуются в силу несоблюдения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ [4], которые определяет производство и продажу алкоголя в качестве лицензируемой деятельности.

Данные правовые нормы в первую очередь направлены на устранение на рынке контрафактной продукции, которая наносит существенный вред жизни и здоровью человека. Помимо этого незаконное производство и торговля спиртосодержащей продукции, освобождает производителей и торговцев от различных акцизных сборов, которые составляют существенную часть бюджета в России.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 530-ФЗ, также в 2018 году ввел уголовную ответственность за «невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средствах».

Объективная сторона данного преступления состоит из следующих действий «сокрытие денежных средств, фактически размещенных физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, или в пользу указанных лиц на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, путем невнесения в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации сведений о таких денежных средствах в крупном размере».

В 2019 году Федеральный закон от 27.12.2019 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», установил уголовную ответственность за незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга.

Чтобы понять, как совершаются сделки или незаконные сделки, необходимо изучить статью 174 УК РФ. При некотором различии операций с разными украшениями, состоящими из разных металлов и камней, это считается прямым нарушением правил. Основной вариант будет включать в себя действия, которые часто выражаются в дальнейшей передаче прав собственности или иных имущественных прав на различные украшения. Также их использование в виде залога. Одним словом, такой вариант операции считается транзакцией. Все остальные варианты сделок не будут считаться сделками по сути положений статьи 191 УК РФ.

Установление незаконности данного действия, в том числе общих нарушений всех правил, установленных законодательством России. Исходя из всего этого, практически все подобные действия с украшениями и другими ценными предметами должны будут полностью соответствовать любому установленному законодательством порядку.

Интересной особенностью статьи 191 УК РФ является то, что преступные действия осуществляются между несколькими физическими лица, не являющиеся индивидуальным предпринимателем, в том числе участвующие в совершении сделок купли-продажи, оформлении сделок купли-продажи и многое другое. Если основным предметом такой сделки оказывается золото, серебро в определенных слитках или предметы, содержащие золото, а также серебро и не относящиеся к ювелирным украшениям и даже предметам домашнего обихода, то они составляют уголовное дело.

В начале 2020 года в сфере уголовной ответственности за совершение финансовых преступлений в рамках незаконной предпринимательской деятельности, были предложены изменения общего характера, которые, по мнению авторов, направлены на декриминализацию ряда статей в УК РФ в экономической сфере.

Основные предложения коснулись:

  • вопросов разработки механизмов замены реального срока (лишения свободы) на штрафы, которые будут кратными сумме ущерба по уголовному делу, по которому проходит фигурант;
  • высшим судебным инстанциям предлагает выработать общие предложения по рассмотрению дел экономического характера, с учетом смягчения наказаний за совершение финансовых и экономических преступлений;
  • предлагается усиление уголовной ответственности следователей, которые возбудили «необоснованные» уголовные дела в отношении предпринимателей;
  • ограничение применения статьи 210 УК РФ в отношении предпринимателей.

Последнее предложение уже включено в положения УК РФ, что соответственно позволяет избежать предпринимателям более тяжких наказаний за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

Заключение

Из-за зачастую сложной природы финансовых услуг обнаружение и предотвращение преступлений в финансовом секторе представляет собой практически непреодолимую задачу. Угрозы бывают как внутренние, так и внешние, они могут быть связаны как с законной так и не законной предпринимательской деятельностью.

Жертвами могут быть финансовых преступлений в сфере незаконной предпринимательской деятельности могут быть сами корпорации, сотрудники корпораций, общество, отдельно взятый гражданин, а также государство.

Необходимость адекватного уголовно-правового регулирования общественно-опасных действий со стороны злоумышленников в данной сфере жизнедеятельности является необходимой обоснованностью.

Между тем, учитывая несовершенство российский экономики, подходы к выявлению, предотвращению и расследованию преступлений в сфере экономики должны осуществляться более грамотно, чем это есть сегодня.

Несмотря на достаточно широкую нормативную базу, а также постоянное изменение уголовного законодательства в сфере финансовых преступлений связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, общее положение дел в данной сфере оставляет желать лучшего. Как и обычно, в подобной ситуации следует ссылаться не на несовершенство законов, а на несовершенство их применения – основную проблему существующей российской правовой системы.

Список литературы

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2018.
  3. Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2018.
  4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Российская газета", N 97, 06.05.2011.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail