Оценка воздействия банковского законодательства Республики Узбекистан

Мукумов Бобур Мелибой угли – преподаватель кафедры Права интеллектуальной собственности Ташкентского государственного юридического университета.

Аннотация: Целью настоящей статьи является исследование вопросов, связанных с оценкой воздействия банковского законодательства. В статье были использованы методы критического анализа норм действующего банковского законодательства Республики Узбекистан, а также сравнительно-правовой метод. Автором указывается, что оценка воздействия банковского законодательства на различные отрасли экономики и промышленности, на предпринимательскую деятельность содействует улучшению жизни и благосостояния граждан, совершенствованию инвестиционного климата и бизнес среды. В заключении статьи сделан вывод о том, что оценка воздействия банковского законодательства позволяет обеспечить систематизацию и гармонизацию банковского законодательства Республики Узбекистан.

Ключевые слова: банковское законодательство, оценка регуляторного воздействия, экспертиза нормативно-правовых актов, иностранные банки.

Одним из важных условий развития законодательства качественная проработка его норм, повышение эффективности путем достаточного и эффективного регулирования правовых или иных общественных отношений, связанных с различными сферами жизнедеятельности. Оценка воздействия законодательства является одной из важных мер формирования правопорядка и укрепления законности. Так как именно от качественного и количественного анализа законодательства зависит эффективность правового регулирования и достижения баланса между интересами государства, с одной стороны и общества, с другой стороны. В Республике Узбекистан также уделяется внимание повышению эффективности разрабатываемых норм права и качественному исполнению законодательных актов. Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП–4947, среди важных задач в сфере государственного управления указано коренное совершенствование и повышение качества законотворческой деятельности, направленное на усиление влияния принимаемых законов на ход общественно-политических, социально-экономических, судебно-правовых реформ. Поэтому наиболее важным показателем законодательства является его оценка в части воздействия.

Согласно статистическим данным в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан на начало февраля 2021 года насчитывается 28668 нормативно-правовых актов (законодательных актов, актов Президента, решений Правительства, актов государственных органов и ведомств, решений органов государственной власти на местах), среди 20221 или более 70 процентов актов утратило силу [8], что свидетельствует, как о проводимой работе по обновлению и модернизации законодательства, так и не постоянстве норм права.

Следует отметить, успешная реализация широкомасштабных реформ в сфере банковско-кредитной деятельности, укрепления финансово-экономического потенциала государства в значительной степени зависит от сформировавшейся за прошедшие годы законодательной базы, а также качества нормотворческого процесса [3]. Банковское законодательство оказывает существенное юридическое и экономическое влияние, поэтому в большей мере требует оценочного подхода. При оценке воздействия банковского законодательства следует обратить внимание на следующие проблемные аспекты.

  1. Непостоянство и частые изменения в банковском законодательстве.

За годы независимости банковское законодательство претерпевало множество существенных изменений. За истекший период независимости были приняты три редакции Законов Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности»: первая редакция принята Законом от 15 февраля 1991 года № 205-XII, вторая редакция – 25 апреля 1996 года № 216–I, а третья редакция - 5 ноября 2019 года № ЗРУ–580 и действует по сей день. В целом за годы независимости в Закон «О банках и банковской деятельности» изменения и дополнения вносились 19 раз. При этом часть вопросов банковским законодательством не урегулирована. В частности, статья 31 Закона предусматривает, что банки могут открывать дочерние банки, свои филиалы и представительства, участвовать в создании банков за границей с разрешения Центрального банка [2]. Однако порядок создания и получения разрешения не нашли свое отражение в Законе и в общих чертах указаны в ведомственных нормативно-правовых актах Центрального банка Республики Узбекистан. Аналогично порядок и особенности предоставления бланкового кредита банками не урегулирован ведомственным нормативно-правовыми актами. На наш взгляд, при оценке банковского законодательства важное значение имеет именно оценка принимаемых изменений и дополнений. С учетом требований Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» [1] при внесении изменений в банковское законодательство следует: а) критически изучить состояние банковского законодательства, действующую банковскую практику; б) выявить конкретные пробелы и противоречия, негативно влияющие на банковскую деятельность, а также общественную потребность в правовом регулировании банковских правоотношений; в) обобщить и использовать предложения коммерческих банков и кредитных организаций, а также отдельных граждан и субъектов предпринимательства, являющихся пользователями банковских услуг, консультации и рекомендации научно-академических и экспертно-аналитических кругов; г) учитывать опыт банковского регулирования в развитых странах. Изменения в банковском законодательстве могут стать причиной возникновения споров, как внутри, так и за пределами государства [6].

  1. Проблемы гармонизации и единства банковского законодательства.

Динамичное, на первый взгляд, и постоянное изменение норм банковского законодательства приводит к продолжению негативной практики разрозненного регулирования банковских правоотношений в различных областях, что становится причиной возникновения правовых коллизий, разночтений и сложностей правоприменения [3].

В странах СНГ, в частности в Республике Узбекистан банковское законодательство состоит из множества нормативно-правовых актов, основная часть из которых является ведомственными нормативно-правовыми актами (постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан). Согласно статистическим данным в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан на начало февраля 2021 года Центральным банком Республики Узбекистан за годы независимости было принято всего 1509 ведомственных актов, из которых 913 или утратило силу, лишь 596 ведомственных актов являются действующими.

Законодательство Республики Узбекистан разрешает Центральному банку устанавливать требования к банкам, начиная от регистрации и лицензирования, заканчивая установлением требований к корпоративному управлению банков. Также отношения банков с пользователями банковских услуг также определено Центральным банком [9, с. 100]. Особенно, требования Центрального банка влияют на банки с участием иностранного капитала. Центральный банк вправе требовать у банков иностранных государств подтверждение о нахождении данного банка под надзором контрольного органа по месту его нахождения и регистрации. Лицензии иностранным банкам выдаются только в том случае, если банк иностранного государства имеет право принимать на условиях возвратности денежные депозиты и другие ценности в своей стране. При этом подробно указанные дополнительные требования расписаны в ведомственном нормативно-правовом акте Центрального банка. Такое положение дел осложняет процедуру открытости банковской системы, может привести к принятию Центральным банком Республики Узбекистан излишних требований.

  1. Недостаточная либерализация банковского законодательства.

Недостаточная либерализация банковского законодательства прослеживается в политике в отношении иностранных банков. В Республике Узбекистан на состояние начала 2021 года насчитывается 33 банка, из них 6 – банки с иностранным капиталом [9]. При этом филиалы иностранных банков в Узбекистане запрещено открывать. В свою очередь, создание иностранных банков имеет положительный аспект. Как указывает Ш.Хужаев, в Хорватии, Словакии, Словении, Чехии увеличение доли иностранных банков сопровождалось ростом эффективности банков, при этом во всех странах СНГ, за исключением Республики Узбекистан, разрешается создание филиалов иностранных банков [7]. Для создания иностранных банков, наряду с общими требованиями, обязательными являются также условия о том, что обращающийся иностранный банк должен осуществлять свою деятельность в своей стране не менее пяти лет, иметь хорошую репутацию и устойчивое финансовое состояние, краткосрочные обязательства которых не ниже А1 (или А+) по классификации агентств IBCA, Moody’s или Standart and Poor’s. В свою очередь, аналогичные требования предъявляются при аккредитации представительства иностранного банка. Аккредитация производится на срок не более трех лет. Данные строгие требования, хотя и вызваны необходимостью поддержания конкурентоспособности отечественных банков и стабильности национальной банковской системы, в определенной мере мешают увеличению доли финансирования иностранных банков, привлечению иностранных инвестиций и развитию банковского сектора в целом.

В части либерализации следует отметить также о воздействии банковского законодательства (особенно проектов) на предпринимательскую деятельность. Так, при оценке проектов банковского законодательства (при экспертизе) следует обратить внимание на такие аспекты, как 1) введение новых ограничений для отношения с банками, новых видов разрешительных процедур для занятия кредитной деятельностью, 2) введение дополнительных требований или условий для получения кредитов и займа, 3) введение требований (условий), которые могут повлечь значительные расходы у субъектов предпринимательства, 4) установление новых мер ответственности субъектов предпринимательской деятельности во взаимоотношениях с банками [4].

Сегодняшние экономические реалии требуют оперативного реагирования на системные проблемы, отсутствие решения которых отражается в проводимых в реформах государства [3]. В частности, оценка воздействия банковского законодательства на различные отрасли экономики и промышленности, на предпринимательскую деятельность содействует улучшению жизни и благосостояния граждан, совершенствованию инвестиционного климата и бизнес среды. При оценке воздействия банковского законодательства следует обратить внимание на комплексное решение проблемы, что выражается:

во-первых, в модернизации банковского законодательства с учетом реальной потребности банковского сектора и улучшения качества банковской деятельности;

во-вторых, выявлении пробелов и противоречий банковского законодательства на основе изучения банковской практики и последующего внесения изменений и дополнений;

в-третьих, недопущение введения норм в банковское законодательство, которые влекут ухудшение инвестиционного климата и бизнес среды, взаимоотношений банковского сектора и субъектов предпринимательства.

Таким образом, конечным результатом оценки воздействия банковского законодательства является достижение целей по систематизации и гармонизации банковского законодательства Республики Узбекистан.

Список литературы

  1. Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2012 года № ЗРУ-342 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» (https://www.lex.uz/docs/2105726).
  2. Закон Республики Узбекистан от 5 ноября 2019 года № ЗРУ–580 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности»» (https://lex.uz/ru/docs/4581971).
  3. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2020 года № УП–5505 «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности» (https://lex.uz/ru/docs/3858812).
  4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2014 года № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» (https://lex.uz/docs/2509057).
  5. Хужаев Ш. Совершенствование правовых механизмов регулирования банковских услуг //Общество и инновации. – 2020. – Т. 1. – №. 1. – С. 97-106.
  6. Bakhramova M. A thorough review of the common law concept of "arbitrary termination" and "unfair dismissal" (including DIFC&ADGM // Review of law sciences. 2020. № November Еxclusive issue [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/a-thorough-review-of-the-common-law-concept-of-arbitrary-termination-and-unfair-dismissal-including-difc-adgm (дата обращения: 08.02.2021).
  7. Хужаев Ш. Особенности законодательного регулирования иностранной банковской деятельности в странах СНГ // Review of law sciences. 2018. №2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zakonodatelnogo-regulirovaniya-inostrannoy-bankovskoy-deyatelnosti-v-stranah-sng (дата обращения: 08.02.2021).
  8. Статистика / Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lex.uz/ru/statistic (дата обращения: 08.02.2021).
  9. Головные офисы коммерческих банков / Центральный банк Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbu.uz/ru/credit-organizations/banks/head-offices (дата обращения: 08.02.2021).