Зарубежный и отечественный опыт формирования кадровой политики муниципальной службы

Аминов Ильдар Ринатович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Государственного права Института права Башкирского государственного университета.

Галлямова Ольга Игоревна – студент Института права Башкирского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена зарубежному и отечественному опыту формирования кадровой политики муниципальной службы.

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальная кадровая политика, муниципальные служащие, обучение, мотивация, планирование карьеры, аттестация и оценка муниципальных служащих в зарубежных странах.

Кадровая политика муниципального образования это система мер, направленных на формирование процесса воспроизводства потенциальных кадров в соответствии с целями, задачами и интересами муниципального образования. Кадровая политика муниципального образования регулируется положениями Конституции РФ [1], ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3], ФЗ «О муниципальной службе в РФ» [4].

При изучении зарубежного опыта формирования кадровой политики мы руководствовались различными критериями, которые устанавливает страна для муниципальных служащих [5, С. 5-9].

Так, иностранные правительства внедряют в муниципальную службу методы работы, принятые в частном секторе, а именно: бригадный характер работы в процессе принятия решений, оценка качества выполнения служебных обязанностей, сокращение количества уровней управления, определение материального стимулирования должностных лиц в соответствии с количеством, качеством и сложностью выполняемой работы.

Рассмотрим формирования муниципальной кадровой политики на примере зарубежных стран, таких как США, Франции, Германии и Японии.

Под местным самоуправлением в США понимается государственная юрисдикция штата ниже уровня штата. В большинстве штатов и территорий есть как минимум два уровня местного управления: округа и муниципалитеты.

Муниципальная кадровая политика в США находится в компетенции у Президента, специальных структурных подразделений и у Федерального управления кадров и Совета высших руководителей.

Муниципальный служащий (менеджер) в США является руководителем своего муниципалитета (или участка). Муниципальные служащие в США нанимаются на работу посредством сдачи конкурсного экзамена [7, с. 193]. Муниципальные служащие должны знать историю, экономику, географию, право и международные отношения. Проходной балл должен быть не менее 80-95. Если будет меньше 80, то уже на муниципальную службу кандидата не возьмут. Экзамен проводится в виде онлайн-тестирования. Еще один нюанс – это то что онлайн-тестирования можно пройти только 1 раз в год. Также кандидаты должны быть гражданами США, проживать в данной стране не менее 5 лет,

Обучение муниципальных служащих в США осуществляется следующими учреждениями: Центр развития лидерских качеств (Center for Leadership Development), в т. ч. Восточный и Западный центры подготовки и повышения квалификации (Management Development Center), а также Федеральный институт руководящих кадров (Federal Executive Institute).

Программы обучения, разрабатываемые Центром развития лидерских качеств построены в зависимости от квалификации муниципальных служащих:: межправительственные образовательные курсы, аттестационные программы, индивидуальные решения и технологическая система USALearning.

Аттестация муниципальных служащих в США проводится 1 раз в год. Во время проведения аттестации муниципальные служащие составляют отчет о реализации рабочего плана, который был поставлен перед ними в начале года. Отчет составляется на специальном бланке [8, с. 227].

Во Франции муниципальных служащих готовит Национальная школа управления, обучение руководителей высшего звена муниципальной службы входит в обязанности Национального института территориальных исследований, а обучение муниципальных служащих среднего уровня осуществляется пятью региональными учреждениями государственного управления.

Система мотивации муниципальных служащих во Франции в полной мере способна удовлетворить потребности муниципальных служащих по повышению по службе. Так, во Франции муниципальный служащий через три года, после поступления на муниципальную службу имеет право на повышение своего эшелона (ранга), вне зависимости от аттестации.

Для планирования карьеры муниципальных служащих во Франции существует «таблица продвижения». Муниципальные служащие записываются по своей инициативе в зависимости от результатов аттестации и внутреннего конкурса.

Интересным по формированию кадровой политики представляется опыт Германии. В Германии муниципальная служба подразделяется на 4 уровня: нижний, средний, продвинутый и высший. Звания муниципальным служащим присваиваются на каждом уровне. Для этого им присваиваются ранги, состояние из 16 рангов (А1 - А16). На каждом уровне предусмотрена прибавка к заработной плате чиновникам в зависимости от стажа работы.

Также за обучение и подготовку чиновников в Германии отвечает Федеральная государственная и муниципальная высшая школа управления.

При поступлении на муниципальную службу чиновнику назначается подготовительная служба и испытательный период. Во время этого периода служащего не имеют право повышать в должности, только по результатам сданных экзаменов служащий может рассчитывать на повышение.

Аттестация муниципальных служащих в Германии проводится один раз в год [8, с. 243]. Таким образом, муниципальная кадровая политика в Германии является слаженным механизмом, этапы которого объединены в единую систему карьеры и профессионального роста.

Далее изучим опыт формирования муниципальной кадровой политики в Японии. Муниципальная служба в Японии - это профессиональная деятельность в государственном аппарате. В государственный аппарат Японии входят следующие категории служащих: правительственные учреждения, правительственные чиновники («кокка комин»), члены самообороны, сотрудники полиции, судебные исполнители, выборные политики, государственные компании и служащие, работники государственного телевидения, государственные школы и университеты.

Муниципальную службу в Японии можно отнести к «карьерному типу». Основные черты данного типа основываются на доскональном регулировании правил, регулировании повседневной деятельности муниципальных служащих, функционировании муниципальной службы на основе иерархии, кастовой принадлежности и лояльности государству. В Японии при приеме на муниципальную службу на вакантную должность может претендовать любой желающий. Процедура приема является открытой и прозрачной. Но прием осуществляется 1 раз в год. Для сотрудников муниципальной и государственной службы в Японии действует система «пожизненного найма», предполагающая, что работники работают в данной организации до выхода на пенсию.

Таким образом, опыт зарубежных стран в формировании муниципальной кадровой политики позволяет сделать выводы, что она зависит от национальных особенностей каждой страны. Успешная реализация муниципальной кадровой политики зависит от эффективной технологии, внедренной в кадровые процессы. Опираясь на зарубежный опыт, России необходима модернизация муниципальной кадровой политики.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета № 237, от 25 декабря 1993г.
  2. Бюджетный кодекс (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 20.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
  5. Волкова С.А., Бавыкина И.Ю. Методические подходы к оценке кадровой политики предприятия // Экономинфо. – 2018. - № 4 (15). – С. 5-9.
  6. Добровинский А.П. Управление персоналом в организации: учебное пособие. – Томск, ТПУ, 2017. - 416 с.
  7. Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Шмелева А.Н. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. – 440 с.
  8. Дуракова И.Б. (ред.) Управление персоналом: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 546 с.
  9. Зугумова З.М. Муниципальная служба как особый вид управленческой деятельности // Наука сегодня. – 2019. - № 7. – С. 59-60.
  10. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум; Юрайт - М., 2018. - 508 c.
  11. Сухоцкая Е.В. Формирование кадровой политики в системе муниципальной службы как теоретическая и практическая проблема // Социально-экономическое развитие России. – 2020. - № 7. – С. 172-176.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail