Международно-правовой механизм отозвания постоянных представительств в международных организациях универсального характера

Яковлев Георгий Александрович ­– магистрант Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 

Аннотация: Одной из характерных черт современных международных отношений является рост количества и значения международных организаций в обеспечении международного мира и безопасности, налаживании и развитии разностороннего сотрудничества субъектов международного права. Данная работа посвящена анализу международно-правового механизма отозвания постоянных представительств в международных организациях универсального характера.

Ключевые слова: построенное представительство, международная организация, международно-правовой механизм, отзывание, Венская Конвенция.

Институт постоянных представителей государств объективно можно считать явлением международной жизни, которое создано на основе процесса интернационализации социальных мировых взаимоотношений. Постоянные представительства государств – это центры, организующие взаимосвязь нескольких государств, состоящих в какой-либо универсальной организации. Они побуждают разные государства к сохранению и укреплению мирного взаимодействия между таковыми, а также к их равнозначному и равноправному сотрудничеству в тех сферах и областях, которые представляют интерес для обеих сторон.

Если анализировать первый период, то есть период первоначального становления, то становится абсолютно ясно, что он абсолютно не имеет отличий от практики Лиги Наций, и во многом ее копирует. Документы этого времени сохранили множество упоминаний и неопределенных формулировок, обозначений.

Можно сказать, что понятие представительства не имело конкретизированную юридическую основу, так как с этой точки зрения оно ни разу не было раскрыто. Это наводит на однозначную мысль, что не регламентирован на тот момент был не только статус правительства, но и его функции, права и обязанности перед гражданами государства. Рассматривать эту ситуацию можно под разными углами: с одной стороны, это нарушало неприкосновенность членов представительств и правительства, как государственного органа, но с другой провоцировало попытки со стороны административных органов возыметь контроль над государствами.

Середина семидесятых годов прошлого века была ознаменована одобрением проекта о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от Венской дипломатической конференции. Данная Конвенция так и не была принята рядом государств, из-за противодействия ее положений некоторым национальным и законодательным аспектам [1]. Одним из первых Конвенцию подписал именно СССР, так как лидер страны назвал это прогрессивным шагов в борьбе за развитие международного права.

Современный этап развития, однако, требует от государств, двигающихся в этом направлении, уже серьезную аналитическую работу, сбор данных и выводов, обзор практики, пройденной другими странами, принявшими Конвенцию. Это может подтолкнуть к выявление тенденций развития, которые ранее не были известны [3]. Данная работа направлена именно на изучение данного вопроса, что позволит ей в дальнейшем иметь прикладное и практическое значение для лиц, представляющих интересы государства на международной арене.

В дальнейшем развитие института постоянных представительств не остановилось, и все же привело к пониманию необходимости принятия Конвенции 1975 года. Данная Конвенция впервые четко регламентировала правовой статус постоянных правительств, их права и обязанности, а также круг допустимых действий сторон (аккредитующих государств и государств пребывания организаций).

Юридический статус постоянных представительств – это особое явление, которое подразумевает под собой и специализированный представительно-функциональный характер. В дальнейшем уже не нужно согласовывать этот вопрос с государством пребывания в каждом отдельном случае открытия нового постоянного представительства при международной организации.

Функции постоянных представительств государств при международных организациях закреплено в статье 6 указанной Венской конвенции 1975 (рисунок 1) [2].

1

Рисунок 1. Функции постоянных представительств на основании Венской Конвенции 1975 года.

Главной и решающей признаком этих миссий является представительный характер, что в конечном итоге приводит отнесения их в органы внешних сношений государств.

Однако есть и различия, связанные со спецификой деятельности международных организаций и наличием трехсторонних связей в процессе осуществления такой деятельности. Указанные обстоятельства определяют и особенности процедуры назначения и прекращения функций членов персонала постоянных представительств, и его количественный состав.

Прекращение функций персонала постоянного представительства при международных организациях в соответствии с Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера происходит при следующих условиях [5]:

  • сообщение об этом организации посылающим;
  • окончательного или временного отзыва постоянного представительства.

Остом привилегий и иммунитетов в первую очередь считается неприкосновенность помещений, а также персонала постоянных представительств. Администрация Соединенных Штатов предпринимала некоторые попытки уклонения от выполнения мер, предназначенных для специальной защиты постоянных представительств, на основании Конвенции 1975 года. Но данные действия представителей государства никак не могут быть оправданы с точки зрения международного права наших дней.

Принцип неприкосновенности представительств – это не только конвенционная, но также и стандартная норма международного права. Она была признана статьей №38 Статута Международного суда, как доказательство международной практики государств. Это в очередной раз говорит нам о том, что США в попытках избежать исполнения обязательств, основанных на международном праве, сумели его нарушить. Стоит учесть, что так как обычай и договор являются двумя неразрывными составными источниками, относящимися к международному праву, нарушение можно назвать более чем серьезным. С целью привлечения развивающихся государств в русло гегемонистской политики, западные доктрины понятия многосторонней дипломатии часто возводятся в абсолют. Лица, представляющие интересы многих капиталистических стран делают это искусственно, с целью повлиять на международное общественное мнение. Однако, нельзя отрицать, что многосторонняя дипломатия – это, по существу, прогрессивное явление, которое, не смотря на многие факторы, может способствовать усилению взаимного доверия в мирной политике государств. Речь идет о документации, созданной исключительно для двустороннего диалога со страной пребывания, то есть с США. Но фактически в данным момент регламент находится под доминирующим влиянием данного государства.

Таким образом, все члены персонала представительства, пользуются привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания. В случае «серьезного и очевидного» нарушения уголовного законодательства принимающего государства, или такого же вмешательства в ее внутренние дела посылающее, отзывает таких лиц, прекращает их деятельность или принимает меры для их отъезда. При этом бремя доказывания «серьезного и очевидного» нарушения лежит на государстве пребывания.

Список литературы

  1. «Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 14.03.1975.
  2. Колобов О.А. Мировая дипломатия и международное право: программный ресурс и методическое обеспечение курсов по направлению подготовки «международные отношения».–ИМОМИ ННГУ, 2020. – 142 с.
  3. Йетлир М. Иммунитеты и привилегии персонала представительств государств при международных организациях // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №3. – С. 14-17

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail