Роль и значение государственной гражданской службы на современном этапе

Санчай-оол Дозураш Орлановна – магистрант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Аннотация: Статья посвящена реформированию и совершенствованию правовой системы российского общества, сопряженный со значительными трудностями и затратами, который непрерывно совершенствуется механизм правового регулирования труда государственных служащих, в том числе и в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, пандемия короновируса, реформирование государственной службы Российской Федерации.

В настоящее время в связи с обострением экономических проблем в мире и государстве, падением стоимости барреля нефти, ростом основных валют, а также эпидемиологической ситуацией, связанной с пандемией коронавируса в мире, а также социальными проблемами, возрастает роль и значение государственной службы. Создание определенных принципов и условий для соблюдения демократических прав в обществе, а также обеспечение его стабильности, усиление защиты законных прав и свобод граждан являются основой и отношения граждан к государственным гражданским служащим.

Эффективная и профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового статуса и мотивации. Поэтому проблема совершенствования законодательства становится особенно актуальной, и совершенствование законодательства должно быть направлено на создание стимулов для добросовестного и инициативного исполнения должностных обязанностей и установление достойного материального вознаграждения за труд. Все эти факторы непосредственно влияют на результаты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и реализацию возложенных на них функций и задач.

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы», анализе правового регулирования труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Система государственной службы должна быть перестроена в соответствии с принципом эффективности и нацеленности на результат. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года: «чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в повышении своей эффективности, строго направленной на получение конкретного результата.»

«В соответствии с этими принципами необходимо перестроить всю систему государственной службы. При необходимости внедряйте проектные методы работы.

И, конечно, необходимо обеспечить продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, науке, экономике, производстве - во всех сферах», - добавил президент. [2]

Следует отметить, что на региональном уровне используются различные подходы к созданию системы управления Государственной службой. А это возможно благодаря тому, что регионы обладают достаточной автономией в формировании региональной государственной службы, что вытекает из разделения полномочий между федеральным центром и регионами в сфере регулирования государственной службы субъектов Российской Федерации.

С целью выявления особенностей управления региональной гражданской службой был проведен анализ и сравнение законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации[3].

В частности, законы республик, краев, автономных областей и городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Результаты показали следующее:

В Республике Адыгея законодатели сочли достаточными изложенные в федеральном законодательстве понятия содержания, формы и срока действия трудового договора, заключения служебного договора, испытания на государственной службе, перевод на другую должность на государственной службе или перемещения, изменения существенных условий служебного договора, временного замещения других должностей на государственной службе, отношений, связанных с государственной службой, при сокращении должностей государственной службы или упразднения ведомства, отстранение замещаемой должности государственной службы.

В республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания основное внимание уделяется правовому статусу государственного служащего с его основными правами и обязанностями. Детализированные требования к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, понятие содержания, форма и срок действия трудового договора, заключения служебного договора, испытания на государственной службе и многое другое.

Закон «О государственной службе Республики Крым» является самым молодым в законодательстве, который в целом повторяет Федеральный закон 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

В Республике Марий Эл отличительной чертой закона является статья «специальная оценка условий труда государственных служащих», где законом предусмотрена специальная оценка условий труда в отношении условий труда государственных служащих. В Республике Мордовия законодатели своим нормативным правовым актом отнесли правовое регулирование отношений к полномочиям Республики Мордовия.

В Республике Коми определение полномочий Государственного Совета Республики Коми, главы Республики Коми, Правительства Республики Коми по управлению Государственной службой Республики Коми. Для отдельных должностей предполагается установить особый порядок оплаты труда государственных служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В Хакасии очень подробно описаны все понятия государственной гражданской службы и технические основы ее осуществления, определены государственные должности, порядок предоставления гражданину Российской Федерации полномочий, прекращение осуществления полномочий, освобождение (отстранение от должности) в связи с утратой доверия. Особое внимание уделяется правам, обязанностям и запретам лиц, занимающих государственные должности.

В республиках Тыва текст закона практически в точности воспроизводится с Федеральным законом, предусматривает дополнительные социальные гарантии для государственных служащих, работающих на Крайнем Севере, в части предоставления ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 24 календарных дня. Отдельным должностям государственной службы указом Главы Республики Саха (Якутия) могут устанавливаться оклады в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются оклад, оклад по званию и ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе, за особые условия государственной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, мероприятия федеральной программы «реформирование государственной службы Российской Федерации», включающие совершенствование финансового обеспечения, оптимизацию численности персонала, совершенствование кадрового состава и повышение профессионального уровня работников, создание стимулирующих организационно-технических условий для эффективного осуществления ими своих функций, в основном осуществлялись только на федеральном уровне.

Основным направлением реформирования Государственной службы субъектов Российской Федерации должно стать создание эффективной системы управления, совершенствование ее финансово-экономического и материально-технического обеспечения, реорганизация системы оплаты труда и материального стимулирования работников.

В сфере правового регулирования труда на государственной службе должны быть реализованы справедливые принципы обеспечения общепризнанных социально-трудовых прав, свобод и оплаты труда работников; государственная гарантия условий труда и социальной защиты работников; равный доступ к государственной службе; назначение на должности государственной службы с учетом заслуг и деловых качеств; конкурсный отбор кадров государственной службы, эффективность их использования; сочетание стабильности и текучести кадров государственной службы; зависимость уровня социально-правовой защищенности работников от степени ответственности, профессионализма и эффективности их труда; государственное управление кадровой политикой на государственной службе.

Таким образом, преодоление этих противоречий является залогом дальнейшего продвижения по пути создания систем управления Государственной службой в регионах.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/60815.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/56957.
  3. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru.