Становление современного института авторского права в Китайской Народной Республике

Кулаков Иван Павлович – студент Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Закон «Об авторском праве» играет важную роль в системе правовых актов Республики. Изучение темы об авторском праве Китая нельзя проводить без общего анализа исторических и политических событий, которые существенным образом влияли на развитие правовой системы Китая и всей Республики в целом. Целью данной работы выступает детальное исследование формирования системы авторского права. При написании статьи использовались формально-юридический и историко-аналитический методы. В результате представлена хронология принятых законодательных актов, на базе которой сегодня существует современный институт авторского права.

Ключевые слова: авторское право, Китайская Народная Республика, Закон «Об авторском праве», защита авторских прав, китайская революция. 

Особенностью становления Китайской Народной Республики и системы права выступает цепь взаимосвязанных событий: культурный хаос, иностранная военная агрессия, экономический кризис, крестьянские волнения и политическая революция [1, стр. 72]. История развития авторского права вплетена в эту цепь, но при этом занимает свое особое место на скрижалях истории.

Авторское право в Китае начало свое поэтапное формирование еще в начале прошлого столетия. Во времена правления династии Цин был принят первый Закон «Об авторском праве» в 1910 году. За этим событием последовали судьбоносные годы для китайского народа. В 1912 году последний китайский император Пу официально отрекся от трона и согласился на создание Китайской Республики. Позже северное правительство Китая обнародовало новый закон в 1915 году. Становление системы норм права, кодификация и разработка важнейших регулятивных законов в Китае проходили довольно болезненным образом. После провозглашения Республики велась редакционная работа по созданию целого ряда кодексов. Некоторые исследователи утверждают, что уникальность становления норм права и государственности в Китае лежит в дуализме национальной особенности граждан: следовании конфуцианской философии и стремлении создать новый путь к коммунистическим идеям [2, стр. 312].

Третьим этапом становления авторского права стало принятие Закона «Об авторском праве» Гоминьдана (Китайской национальной партии) в 1928 году. Позже, в результате победы коммунистической партии Мао Цзэдуна, Китай стал Народной Республикой, и за этим последовала череда отмены законов и декретов. Во многих новых дефинициях и нормах можно проследить влияние советской правовой модели.

После основания Нового Китая создание китайской системы авторского права пережило мучительный процесс. Работа над новым проектом Закона «Об авторском праве» началась в 1955 году. Для реализации поставленных задач была собрана профессиональная группа. В 1957 году были написаны «Временные правила защиты авторских прав на публикации (проект)», которые затем были отложены. Сложный период пришелся и на 1964 – 1973 года, времена «Культурной революции», сопровождавшиеся военными действиями и массовыми репрессиями. Можно утверждать, что вся система поддержания правопорядка была скомпрометирована и дезорганизована. В 1979 году потребовалось преобразовать все устаревшие нормы об авторском праве. Это коснулось и других законодательных актов. Нормативные акты, принятые в 50–60-е гг. устарели. Отказ от командно-административной модели и продвижение по пути строительства экономики нового типа потребовали разработки новых норм. И в отношении авторского права эти перемены также оказались существенными. В этот раз участие над разработкой нового закона приняло масштабный характер, и были задействованы все прямо относящиеся к решению этих фундаментальных задач общественные и административные ресурсы: Исследовательская группа по авторскому праву Китайской ассоциации издателей, Отдел авторского права Национальной издательской администрации и Отдел авторского права Министерства культуры. Национальное управление авторского права ( кит. упр.中华人民共和国国家版权局, анг. NCAC) было учреждено в июле 1985 года для продолжения работы по созданию нового Закона «Об авторском праве». И это стало поворотным моментом в развитии и становлении института авторского права Китая.

Новая Конституция была принята 4 декабря 1982 году. В статью 47 были включены важнейшие нормы, закрепляющие защиту авторских прав: «Граждане Китайской Народной Республики имеют право на научные исследования, литературное и художественное творчество и другую культурную деятельность. Государство поощряет и помогает гражданам, занимающимся образованием, наукой, технологиями, литературой, искусством и другими культурными мероприятиями, в их творческой деятельности, которая приносит пользу народу».

Следующим важным шагом стало принятие в 1986 году «Общих принципов гражданского законодательства» Китайской Народной Республики, где в Главе III «Право на результат интеллектуальной деятельности» были также закреплены права авторов. Статья 94 гласит: «Авторское (издательское) право, которым обладают граждане и юридические лица, согласно закону включает право на имя, на выпуск произведения в свет, на получение вознаграждения и другие права».

В этом же году Национальная администрация по авторским правам представила в Государственный совет проект Закона «Об авторском праве КНР, который подлежал доработкам и обсуждению. Бюро по законодательным вопросам Госсовета более трех лет проводило много исследований и пересмотров проекта Закона «Об авторском праве», а также специально организовало соответствующие отделы для проведения исследований и экономических расчетов по использованию зарубежных научно-технических книг и периодических изданий в Китае. После многочисленных правок Закон был одобрен Постоянным комитетом Государственного совета. Принятие этого Закона справедливо считается одной из самых длительных процедур в истории законотворчества Китая. В итоге Закон «Об авторском праве» (кит. упр. 中华人民共和国著作权法, анг. Copyright Law of the People’s Republic of China) вступил в силу 1 июня 1991 г. Примечателен тот факт, что в Китае перед обращением в Народный суд принято пройти процедуру медиации [3, стр. 17]. Это касается и защиты авторских прав, что свидетельствует об особенной философии поиска альтернативных правовых способов решения конфликтных ситуаций.

Важнейшим этапом стало присоединение в 1992 к Всемирной Конвенции «Об авторском праве» и к Бернской Конвенции «Об охране литературных и художественных произведений». С этого момента можно считать становление института авторского права в Китае практически завершенным. Мы понимаем, что право – не статичная дисциплина, а постоянно развивающаяся в соответствии с требованиями общества. В Закон было внесено не так много поправок. В 2001 принята первая поправка. В 2010 вторая поправка была мотивирована внесением только одного изменения, то есть для выполнения решения ВТО, которое требовало от Китая отменить любое одобрение цензуры в качестве предварительного условия для защиты авторских прав [4]. И последняя поправка к Закону была принята совсем недавно – в 2020 году.

Таким образом, можно отметить особое внимание со стороны китайских властей к проблеме реализации и защиты авторских прав и стремление совершенствовать законодательство в этой сфере. Учитывая вышеизложенные факты, следует предположить, что авторское право будет гармонично развиваться в общей правовой системе, занимая одну из ключевых ролей. Вместе с тем стоит упомянуть и о главных недостатках – отсутствии свободного доступа к информации в сети Интернет, фильтрации контента [5, стр. 86], что в современном мире является наиболее чувствительным фактором развития и страны в целом, и личности в частности.

Список литературы

  1. Gregor A.J. China, Developmental Nationalism, and Revolution. In: Marxism and the Making of China. Palgrave Macmillan, New York. (2014): 71-96. // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://doi.org/10.1057/9781137379498_4 (дата обращения: 16.01.2021).
  2. Ren, Xiang. "Copyright, media and modernization in China: A historical review, 1890–2015." Interactions: Studies in Communication & Culture 7.3 (2016): 311-326. // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://www.researchgate.net/publication/311215136_Copyright_media_and_modernization_in_China_A_historical_review_1890-2015 (дата обращения: 14.01.2021).
  3. Беликова К.М., Ахмадова М.А., Ромазанов А.А. Законодательные основы медиации (посредничества) как примирительной (согласительной) процедуры при урегулировании споров в Китае. // Российский судья. – 2015.-№ 7. – С. 16-20.
  4. Mark Allen Cohen. “Further Observations on the Recent Copyright Law Amendments”. 11.12 // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://chinaipr.com/2020/11/12/further-observations-on-the-recent-copyright-law-amendments (дата обращения: 15.01.2021).
  5. Мироненко Т.В., Куропацкая Е.Г. Проблематика защиты авторских прав в электронной среде: опыт Японии, КНР и России // Евразийская адвокатура. 2018. № 5 (36). С. 84-88.

Интересная статья? Поделись ей с другими: