Гусарова Анна Сергеевна – студент Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: В статье рассмотрена коррупция как философское понятие и социальное, а также ее виды и способы различия. Исследованная тематика может быть использована для изучения сотрудниками правоохранительных органов, а также студентами факультетов, изучающих экономическую безопасность.
Ключевые слова: мошенничество, коррупция, виды коррупции, субъекты хищения, интересы общества и государства, объект коррупции.
На основании ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятие коррупции трактуется как превышение служебных полномочий, передача взятки, получение подкупа, злоупотребление должностными обязанностями, подкуп в коммерции или другое противозаконное применение физическим лицом положения в должности несмотря на законным общественные и государственные интересы с целью приобретения выгоды в денежном виде, в виде ценностей, другого имущества или услуг имущественного содержания, иных прав, относящихся к имущественным, для своих целей или ля целей третьих лиц, или противозаконная передача такого рода выгоды обозначенному лицу иными физическими лицами; реализация действий, вышеобозначенных, от имени или в интересах юридического лица [1, ст. 1]. Как видно из определения данного понятия обязательный признак состава этого правонарушения – противоречие деяния законным общественным и государственным интересами, что и делает коррупцию крайне опасной для общества.
Также целесообразно подчеркнуть, что в вышеобозначенном законодательном документе не дано легальное определение понятия коррупции, вместо чего дан перечень деяний, совершаемых с целью незаконной выгоды.
В российском праве коррупция употребляется в нескольких смыслах и связано это с многогранностью самого данного понятия, что позволяет рассматривать ее под различными углами: как социальную проблему с политической точки зрения, а также экономической и организационной теории. Кроме того, в рамках различных отраслей права термин коррупции к тому же рассматривается как проблема социального общества.
В тоже время, исследователи современной науки и практики не могут дать полноценное определение термин коррупции из-за того, что коррупция как социальный факт находится за границами исследований права и криминологии и является трудным социально-философским и криминологическим понятием.
Согласно Кодексу поведения должностных лиц по сохранению прав общества и порядка в нем коррупция трактуется в качестве превышения служебных полномочий для получения личной или групповой выгоды, к тому же противозаконное приобретение служащими государства выгоды из-за особенностей служебного положения служащего [2, ст. 2].
Так, О.И. Короткова отмечает, что служащий в государственных органах должен принимать решения исходя из целей, установленных правом и общественно одобряемыми культурными и моральными нормами. А коррупция начинается, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностных лиц, воплощенными в конкретных действиях [6, с. 288].
С целью актуального исследования в диссертации необходимо обратиться к криминологическому (социологическому, философскому) и законодательному (правовому, в том числе уголовному) осознанию исследуемого феномена.
Коррупция как общественно-отрицательное явление обладает, во-первых, криминологической (социальную и экономическую, политическую, психологическую) основой. В криминологической структуре коррупция характеризует собой отрицательный показатель и последствие формирования системы общества. Как социально-негативное явление коррупция включает в себя разнообразные отношения и институты, неофициальные нормы и ценности, выступая при этом порождением социальной культуры.
Как видно выше, при определенных различиях во взглядах на само понятие коррупции различными исследователями и авторами учебных материалов, большинство из них соотносят с коррупцией чрезмерное потребление власти государства, применение своего положения на службе в корыстных, личных или групповых интересах. Касаемо коррупции, связанной с хищениями бюджетных средств, необходимо отметить, что она также касается исполнения обязанностей сотрудниками (не будем останавливаться на составе должностей и отнесении их к служащим в государственных органах, так как данный вопрос возможно рассматривать как отдельную тему для исследования) органов государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетных учреждений и возможно только с целью завладения бюджетными средствами, которые выделены непосредственно государством для исполнения государственных нужд.
В зависимости от инициатора коррупционных отношений специалисты выделяют низовую (мелкую, повседневную) и вершинную (крупную, элитарную) коррупцию. Низовая коррупция – коррупция со стороны граждан, предприятий [3, с. 76]. Коррупция вершинная – коррупция со стороны политической власти в государстве, причина которой кроется в невозможности провести решения в рамках открытых демократических процедур при доминировании политического противостояния, усиливающего стремление подкупить, нежели убедить отдельных депутатов, фракцию либо партию [5, с.55].
В зависимости от направления деятельности различают коррупцию в сфере государственной власти и коррупцию на предприятии. Среди функций, реализуемых властными органами коррупцию, делят на коррупцию в органах исполнительной власти, законодательной власти, судебной власти и муниципальных органах.
Рассматривая коррупцию на международной арене можно выделить транснациональную коррупцию (международную) и коррупцию в отдельном государстве.
Коррупция внутри общества делится на бытовую коррупцию (вымогательство денег и материальных ценностей чиновниками с населения), деловую (плата предпринимателями чиновникам за интересы фирмы), административную (вымогательство чиновниками денежных средств и имущества у предпринимателей), «захват государства» (покупка бизнесменами решений политиков в личных интересах), «захват бизнеса» (установления чиновниками контроля над фирмами) [4, с.26].
Итак, коррупция в социально-философском смысле - сложное криминальное явление. Коррупционные отношения возникают в отношении государства и гражданами (обществом), между публичными и приватными лицами, между управленцами и управляемыми, между властью и подчиненными. Объектом при этом являются полномочия во власти, функции управления, к тому же, выгоды, возможности, предоставляющиеся в обмен на применение должностных полномочий в частных интересах.
Список литературы