Снигирёва Анна Ивановна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Аннотация: Часто у детей дошкольного возраста возникают проблемы с речью. Основной проблемой является общее недоразвитие речи. При этом у детей страдают все стороны речевого развития: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. Для решения этой проблемы педагоги и специалисты используют множество разных методов и приемов. Одним из эффективных методов является мнемотехника. С помощью этой методики возможно не только улучшить каждый из компонентов речи, а также развивать психические процессы: внимание, мышление, память.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, лексико-грамматическое развитие, психические процессы, мнемотехника.
Помимо всестороннего нарушения речевого развития, у многих детей с общим недоразвитием речи также наблюдается низкая концентрация внимания и его неполное фокусирование, слабая продуктивность запоминания и снижение вербальной памяти. Как правило, такие дети не запоминают сложные и длинные инструкции, последовательность заданий, элементы, у некоторых из них слабая активность запоминания реализуется наряду с ограничением в развитии познавательной деятельности.
При формировании речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи, специалисты в своей деятельности часто прибегают к приемам и методам, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.
Под мнемотехникой принято понимать совокупность приемов и методов, способных обеспечить эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение полученных сведений. При использовании данного метода в обучении совершенствуется развитие воображения, мышления, внимания и речи в целом. Также указанный метод способствует развитию зрительной, двигательной, слуховой и тактильной памяти.
В процессе применения метода мнемотехники задействованы естественные механизмы памяти мозга, что способствует контролированию процессов запоминания, сохранения и воспроизведения полученных данных в полной мере.
Исследованию вопросов развития у детей с ОНР мнемической деятельности и применению приемов мнемотехники в логопедической работе свои труды посвятили следующие российский педагоги и психологи: Г.М. Дульнев, Т.В. Воробьева, В.Г. Петрова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Т.А. Ткаченко, С.Я. Рубинштейн и многие другие.
Данная проблема актуальна в настоящее время, поскольку дети с общим недоразвитием речи имеют сложности в развитии лексико-грамматического строя речи: они не способны согласовывать слова в предложении, имеют небольшой лексикон, нарушенную концентрацию внимания, слабую память и несовершенство логического мышления [1, 2].
Особой эффективностью метод мнемотехники обладает при работе педагогов с дошкольниками с ОНР. В связи с этим необходимо использовать данную методику в целях упрощения запоминания, сохранения и воссоздания получаемых сведений.
Цель исследования: изучить особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при использовании мнемотехнических приемов и игр.
На сегодняшний день у детей широко распространены речевые нарушения, в том числе общее недоразвитие речи, с которыми все чаще приходится бороться общеобразовательным организациям.
Проблема исследования общего недоразвития речи различного генезиса в настоящее время особенно актуальна. Ее изучением на протяжении нескольких десятков лет занимаются многие специалисты в области логопедии. Наиболее известны труды таких ученых, как: Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и другие. [3].
В результате проведенных исследований выяснилось, что у детей с ОНР:
А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова проводили исследования, которые показали, что усвоение знаний у детей проходит легче с помощью действий с моделями, в которых присутствуют значимые черты познаваемых явлений, нежели посредством словесного объяснения взрослого либо в ходе действий с предметами, организованных взрослыми [4].
В основе коррекционного влияния должно лежать последовательное восстановление нарушенных функций и максимальное применение сохранных способностей ребенка с речевой патологией.
Приемы мнемотехники являются наиболее эффективным методом в ходе обучение дошкольников, страдающих ОНР. Это обусловлено хорошо развитой наглядно-образной памятью: их память лучше функционирует с явлениями, предметами и событиями, которые отражают уже имеющийся у них жизненный опыт.
С помощью мнемотехники улучшается развитие воображения, слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания, ассоциативного мышления, словарного запаса и связной речи [5].
Мнемотаблицы, мнемоквадраты и мнемодорожки – широко распространенные средства в процессе реализации метода мнемотехники.
Под мнемоквадратом принято понимать конкретный схематический рисунок, несущий в себе определенные сведения (рисунок 1).
«скажи наоборот» | «четвертый лишний» | солнце, тепло, радость…» |
Рисунок 1. Примеры мнемоквадратов.
Мнемодорожка представляет собой совокупность рисунков, линейно расположенных друг за другом.
Рисунок 2. Мнемодорожка «Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы».
Под мнемотаблицей понимается схема, несущая в себе некоторые данные. Основным критерием выбора принципа составления мнемотаблиц либо мнемосхем является цель, которую они преследуют. Если цель состоит в создании рассказа, тогда в таблице последовательно располагаются картинки, способствующие самостоятельному составлению рассказа ребенком. В целях развития словарного запаса будет использоваться материал, направленный на достижение этой цели.
Рисунок 3. Однокоренные слова: снежинка, снеговик, снег, снежок, подснежник, снегурочка.
Таким образом, формирование речевой деятельности происходит в совокупности со всеми психическими процессами. В связи с этим должна быть реализована комплексная работа педагогов и логопеда, которая будет ориентироваться на всестороннее развитие дошкольников, страдающих ОНР, а не только на развитие их речи. В этих целях в своей деятельности специалисты часто используют метод мнемотехники, который наиболее эффективен для развития лексико-грамматической стороны речи, психических процессов и речи ребенка.
Список литературы