Развитие лексико-грамматической стороны речи с использованием приёмов мнемотехники в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Снигирёва Анна Ивановна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Свириденко Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Часто у детей дошкольного возраста возникают проблемы с речью. Основной проблемой является общее недоразвитие речи. При этом у детей страдают все стороны речевого развития: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. Для решения этой проблемы педагоги и специалисты используют множество разных методов и приемов. Одним из эффективных методов является мнемотехника. С помощью этой методики возможно не только улучшить каждый из компонентов речи, а также развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, лексико-грамматическое развитие, психические процессы, мнемотехника.

Обозначение научной проблемы

Помимо всестороннего нарушения речевого развития, у многих детей с общим недоразвитием речи также наблюдается низкая концентрация внимания и его неполное фокусирование, слабая продуктивность запоминания и снижение вербальной памяти. Как правило, такие дети не запоминают сложные и длинные инструкции, последовательность заданий, элементы, у некоторых из них слабая активность запоминания реализуется наряду с ограничением в развитии познавательной деятельности.

При формировании речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи, специалисты в своей деятельности часто прибегают к приемам и методам, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

Под мнемотехникой принято понимать совокупность приемов и методов, способных обеспечить эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение полученных сведений. При использовании данного метода в обучении совершенствуется развитие воображения, мышления, внимания и речи в целом. Также указанный метод способствует развитию зрительной, двигательной, слуховой и тактильной памяти.

В процессе применения метода мнемотехники задействованы естественные механизмы памяти мозга, что способствует контролированию процессов запоминания, сохранения и воспроизведения полученных данных в полной мере.

Исследованию вопросов развития у детей с ОНР мнемической деятельности и применению приемов мнемотехники в логопедической работе свои труды посвятили следующие российский педагоги и психологи: Г.М. Дульнев, Т.В. Воробьева, В.Г. Петрова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Т.А. Ткаченко, С.Я. Рубинштейн и многие другие.

Данная проблема актуальна в настоящее время, поскольку дети с общим недоразвитием речи имеют сложности в развитии лексико-грамматического строя речи: они не способны согласовывать слова в предложении, имеют небольшой лексикон, нарушенную концентрацию внимания, слабую память и несовершенство логического мышления [1, 2].

Особой эффективностью метод мнемотехники обладает при работе педагогов с дошкольниками с ОНР. В связи с этим необходимо использовать данную методику в целях упрощения запоминания, сохранения и воссоздания получаемых сведений.

Цель исследования: изучить особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при использовании мнемотехнических приемов и игр.

Краткое изложение материала

На сегодняшний день у детей широко распространены речевые нарушения, в том числе общее недоразвитие речи, с которыми все чаще приходится бороться общеобразовательным организациям.

Проблема исследования общего недоразвития речи различного генезиса в настоящее время особенно актуальна. Ее изучением на протяжении нескольких десятков лет занимаются многие специалисты в области логопедии. Наиболее известны труды таких ученых, как: Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и другие. [3].

В результате проведенных исследований выяснилось, что у детей с ОНР:

А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова проводили исследования, которые показали, что усвоение знаний у детей проходит легче с помощью действий с моделями, в которых присутствуют значимые черты познаваемых явлений, нежели посредством словесного объяснения взрослого либо в ходе действий с предметами, организованных взрослыми [4].

В основе коррекционного влияния должно лежать последовательное восстановление нарушенных функций и максимальное применение сохранных способностей ребенка с речевой патологией.

Приемы мнемотехники являются наиболее эффективным методом в ходе обучение дошкольников, страдающих ОНР. Это обусловлено хорошо развитой наглядно-образной памятью: их память лучше функционирует с явлениями, предметами и событиями, которые отражают уже имеющийся у них жизненный опыт.

С помощью мнемотехники улучшается развитие воображения, слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания, ассоциативного мышления, словарного запаса и связной речи [5].

Мнемотаблицы, мнемоквадраты и мнемодорожки – широко распространенные средства в процессе реализации метода мнемотехники.

Под мнемоквадратом принято понимать конкретный схематический рисунок, несущий в себе определенные сведения (рисунок 1).

 1 1  1 2  1 3
«скажи наоборот» «четвертый лишний»  солнце, тепло, радость…»

Рисунок 1. Примеры мнемоквадратов.

Мнемодорожка представляет собой совокупность рисунков, линейно расположенных друг за другом.

2

Рисунок 2. Мнемодорожка «Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы».

Под мнемотаблицей понимается схема, несущая в себе некоторые данные. Основным критерием выбора принципа составления мнемотаблиц либо мнемосхем является цель, которую они преследуют. Если цель состоит в создании рассказа, тогда в таблице последовательно располагаются картинки, способствующие самостоятельному составлению рассказа ребенком. В целях развития словарного запаса будет использоваться материал, направленный на достижение этой цели.

 1 1  1 2  1 3
 1 1  1 2  1 3

Рисунок 3. Однокоренные слова: снежинка, снеговик, снег, снежок, подснежник, снегурочка.

Основные выводы

Таким образом, формирование речевой деятельности происходит в совокупности со всеми психическими процессами. В связи с этим должна быть реализована комплексная работа педагогов и логопеда, которая будет ориентироваться на всестороннее развитие дошкольников, страдающих ОНР, а не только на развитие их речи. В этих целях в своей деятельности специалисты часто используют метод мнемотехники, который наиболее эффективен для развития лексико-грамматической стороны речи, психических процессов и речи ребенка.

Список литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб., Изд-во «Детство-пресс», 2017. – 470 с.
  2. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша – Москва: ТЦ «Сфера», 2017. – 128 с.
  3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.
  4. Земляченко, М. В., Кутергина, Т. В., Посохова, Г. И. Формирование связной речи с помощью мнемотехники// Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 125-128.
  5. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2009. – с. 64.
  6. Дорохова И.Н. Использование мнемотехники в развитии связной речи детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/24/ispolzovanie-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detmi-starshego.
  7. Полосина Е.З. Мнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lusana.ru/presentation/6075.

Печать