Кочуева Наталья Юрьевна – студент Смоленского государственного университета.
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению логопедической работы по преодолению аграмматизмов в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В результате проведенного анализа был сделан вывод, что решить эту задачу позволит реализация комплексного подхода при преодолении аграмматизмов в устной речи у детей с ОНР.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, грамматическая сторона речи, аграмматизмы, преодоление аграмматизмов.
Одна из наиболее распространенных патологий в развитии детей– это общее недоразвитие речи (ОНР). Его особенность состоит в том, что у таких детей имеет место системное нарушение всех сторон и форм речи. В частности, дети испытывают значительные трудности в усвоении и использовании на практическом уровне грамматики родного языка (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович, В.В. Тарасун и другие).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР)испытывают значительные трудности, связанныес программированием высказывания, синтезированием отдельных элементов высказывания в структурное целое, в отборе языковых средств (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).
По утверждению Р.И. Лалаевой, детям для совершения различных грамматических операций в процессе говорения требуется наличие высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку данные грамматические операции являются довольно сложными [3].
При ОНР дошкольники плохо усваивают знаковую форму языка, у детей отмечаются нарушения, связанные с комбинированием знаков, оперированием знаками в процессе порождения речи [1].
При ОНР дошкольники легче овладевают пассивным и активным словарем, чем грамматическим строем. Причиной такого затрудненного формирования грамматической стороны речи является большая степень абстрактности грамматических значений по сравнению с лексическими. Кроме этого, овладение грамматикой русского языка требует от детей овладения большим количеством правил [3].
Считаем необходимым отметить, что последовательность формирования грамматического строя речи при ОНР сохраняется такой же, как и при нормальном речевом онтогенезе: грамматические формы словоизменения, словообразование, различные типы предложений. Однако происходит это с некоторым отставанием в зависимости от сложности речевого дефекта [3].
Как отмечает Р.И. Лалаева, детям, обладающим общим недоразвитием речи, свойственны значительные трудности в овладении морфологическими и синтаксическими единицами, им сложно выбрать и комбинировать правильные грамматические средства для того, чтоб четко выразить мысль [3].
В силу комплексного характера факторов, влияющих на возникновение нарушений речевого развития, нарушения речи рассматривается учеными в качестве сложного системного речевого дефекта, включенного в структуру психического дезонтогенеза. То есть при ОНР детям свойственно нарушение также и в познавательной, и в эмоционально-волевой сферах. Поэтому работа по преодолению аграмматизмов в устной речи у дошкольников с ОНР будет успешной, если будет реализовано комплексное психолого-логопедическое воздействие, направленное как на коррекцию нарушений речи, так и на формирование когнитивной и эмоционально волевой сферы этих детей[2].
Нами было проведено исследование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Учитывая объем данной статьи, остановимся на исследовании навыков словообразования. Для исследования навыков словообразования использовались методики Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной. Было обследовано 6 старших дошкольников с ОНР.
Проведенная диагностика позволила установить, что навыки словообразования сформированы: на низком уровне – у 4 детей (66%); на среднем уровне – у 2 детей с ОНР (34%).
Дети допускали ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. К примеру, некоторые дети правильно образовывали такие слова, как шар – шарик,дом – домик. И по такой же аналогии они образовывали следующие слова: жук – жучик, гриб – грибчик. Но, помимо неправильного выбора суффиксов и префиксов, некоторые дети при образовании новых слов наоборот пропускали морфемы: «меховая» (шапка) – «мехая», «фарфоровая» (тарелка) – «фарфорая».Также допускались ошибки в неправильном выборе основы. Например, на вопрос «матрешка из дерева, какая?», ребенок ответил «матрёшная».При попытках образовывать новые слова, дети не соблюдают формальных условий организации звуковой и слоговой структуры слова: на вопрос «Как мы называем человека, который играет на пианино?» ребенок ответил: «панист», вместо «пианист».
Таким образом, с детьми с ОНР необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию у них грамматического строя речи. Основными направлениями комплексного подхода при преодолении аграмматизмов в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи считаем следующие[2; 4]:
В процессе преодоления аграмматизмов в устной речи у дошкольников с ОНР логопед должен ставить перед собой задачу создания условий, способствующих активной речевой деятельности детей.
Итак, считаем, что реализация комплексного подхода в работе с дошкольниками с ОНР позволит достичь полноценной коррекции как психических, так и речевых нарушений, в частности, преодолению аграмматизмов в устной речи. Рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционно-логопедической работы, основанной на современных достижениях логопедии и смежных наук, позволило нам определить направления логопедической работы, способствующие не только преодолению аграмматизмов в устной речи детей с общим недоразвитием речи, но и коррекции речевого развития в целом.
Список литературы