УДК 376

Феномен леворукости: этиология, особенности развития и освоения письма леворукими детьми

Иваненкова Татьяна Олеговна – бакалавр Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье речь идет о леворукости, рассматриваются причины ее возникновения. Особое внимание уделяется развитию и обучению леворуких детей, их трудностям в овладении письмом и проявлениях дисграфии. Статья будет полезна родителям леворуких малышей, школьным учителям, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной темой.

Ключевые слова: Леворукость, левшество, дисграфия, зеркальное письмо, переучивание.

Кто такие левши? Откуда берется леворукость? Легко ли дается таким детям обучение письму? С какими проблемами чаще всего сталкиваются леворукие дети и их родители? В настоящей статье мы ответим на все эти вопросы и дадим рекомендации родителям леворуких малышей.

Разговор на обозначенную тему нужно начать с того, что есть два понятия, которые не стоит путать – леворукость и левшество.

Леворукость – это предпочтение, активное использование левой руки. То есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека [2, с 18].

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека [2, с 18].

В данной статье речь пойдет только о леворуких детях. Откуда же берется леворукость? Выделяют три основные причины возникновения этого явления (рис. 1).

1

Рисунок 1. Причины леворукости.

На сегодняшний день до конца не установлены причины лотеральной асимметрии, но удалось выяснить интересный факт: в утробе матери у эмбриона сначала активно развивается левое полушарие, а только затем правое, которое позже по развитию начинает обгонять левое. Однако если правое полушарие по каким-то причинам не успевает обогнать левое, то ребенок рождается леворуким.

В первые годы жизни ребенка стоит уделять особое внимание тому, какую руку он предпочитает (например, какой рукой он чаще берет игрушки). Чем раньше родители заметят особенности своего ребенка, тем раньше они смогут начать работу по его адаптации к праворукому миру.

В школе малыша ждут новые трудности, в преодолении которых тоже необходима помощь, но уже не только родителей, но и учителя. В чем будет заключаться эта помощь (рис. 2).

2

Рисунок 2. Помощь учителя леворукому ребенку в школе.

Кроме того, учитель должен понимать, что у левшей темп письма замедлен и не стоит торопить таких детей писать быстрее. Леворукий школьник будет хуже справляться со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. Для таких детей характерны недостаточность или нарушение наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование [1, с 68].

Названные выше трудности нередко ведут к специфическим нарушениям письма, то есть к дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок [5, с. 170].

Существует несколько видов дисграфии и причин ее возникновения. У леворуких детей чаще всего встречается оптическая дисграфия, которая обусловлена недоразвитием процессов зрительного гнозиса, анализа и синтеза, что приводит к трудностям распознавания графической информации, неточности пространственных представлений [4, с. 381].

Начиная осваивать письмо, леворукие дети свои часто отображают буквы зеркально. Существует несколько концепций, которые раскрывают причину этого явления. Рассмотрим их на рисунке 3.

3

Рисунок 3. Концепции появления зеркального письма.

Иногда феномен зеркального письма свидетельствует об обычном этапе овладения письмом. По данным некоторых исследований, отмечается, что феномен зеркального письма полностью исчезает в возрасте примерно 10 лет. Такое письмо тесно связано с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое как раз достигает зрелости к этому возрасту.

Путем многократных исследований было выявлено 7 основных видов причин зеркальных движений у леворуких детей (рис. 4).

4

Рисунок 4. Причины зеркальных движений у леворуких детей.

Обучение леворуких детей требует гораздо большего терпения, нежели обучение других школьников. Объем необходимых для жизни ребенка навыков, доведенных до автоматизма, у левшей не возникает произвольно. Им нужны дополнительные «опоры» для запоминания и усвоения материала [3, с. 148].

Многие родители знают, что у леворукого малыша может возникнуть много проблем и трудностей, начиная с первых годов жизни, а во взрослой жизни им будут закрыты некоторые профессии (например, леворуких не берут космонавты, им сложно освоить военную профессию, травмоопасно работать на точных станках). Поэтому родители считают, что если ребенка переучить к правой руке, то на этом проблемы исчезнут. Но не тут-то было! Еще ни одному человеку не удалось изменить природу человечества.

Переучивая леворуких малышей, родители часто не замечают, как меняется психическое состояние детей. У них появляются неврозы, повышенная тревожность, нарушение сна, аппетита, раздражительность, заторможенность и т.д. С таким перечнем неблагоприятных последствий ребенка отдают в школу, где ведущая деятельность письмо. Появится ли желание у таких детей учиться?!

Подводя итог сказанному, отметим, что леворукие дети требуют внимания родителей в первые годы жизни, а также индивидуального подхода от учителя в школе, ведь темп письма таких детей будет значительно отставать от других учеников. Соблюдение правильного подхода и своевременная грамотная помощь помогут леворукому ребенку не только быстро справиться с феноменом зеркального письма, но успешно адаптироваться к праворукому миру.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: В.Секачев, 2019. 130 с.
  2. Ильина Ю.В. Проблема обучения леворуких детей в начальной школе. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/11/06/problema-obucheniya-levorukih-detey (дата обращения 10.03.2021).
  3. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2020. 227 с.
  4. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. М.: Эксмо, 2018. 596 с.
  5. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2017. 308 с.