УДК 376

К вопросу о формировании навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы

Самусева Анастасия Сергеевна – бакалавр Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – кандидат педагогический наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается, как происходит становление словопроизводства у детей с нормальным речевым развитием, чем оно отличается от словообразования детей с общим недоразвитием речи, а также как учитель-логопед должен построить свою работу для более эффективного достижения положительной динамики.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, младший школьный возраст, педагогическая помощь, логопедическая работа.

В последние годы возросло количество детей с различными дефектами. Для них весь и так трудный процесс адаптации к новым условиям обучения в школе ещё более усложнён. Все те проблемы, которые не были преодолены в дошкольном возрасте, мешают полноценно усваиваться новым навыкам и знаниям, то есть мешают ребёнку идти наравне с ровесниками в школе. Так, у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) однозначно возникнут трудности в обучении, поэтому с ними должен работать школьный логопед.

Вопросом коррекции речевых нарушений у таких детей занимались такие учёные как Л.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и многие другие. Но вот проблема формирования навыков словообразования у младших школьников с данным нарушением раскрыта недостаточно глубоко, а ведь данные умения являются одними из важных для нормального развития ребёнка.

Само по себе значение термина «словообразование» трактуется по-разному, однако смысл у авторов примерно один – это создание новых слов из уже существующих с помощью различных приёмов, а также это раздел грамматики, изучающий словообразование [5, с. 312].

Е.А. Земская выделила четыре способа словообразования (рис. 1) [2].

1

Рисунок 1. Способы словообразования.

Данные способы словообразования включают можно разделить на более узкие направления, которые также выделила Е.А. Земская (табл. 1) [2].

Таблица 1. Способы словообразования.

t1

Известно, что младшие школьники пользуются теми навыками, которые приобрели ещё в дошкольном периоде, поэтому, чтобы понять, чем характеризуются умения словообразования детей с 7 лет, нужно рассмотреть их формирование до данного возраста.

Знакомиться со словообразовательной системой ребёнок начинает постепенно, с ранних лет, когда слышит высказывания взрослых, при этом наблюдает за их действиями или изучает предметы.

Т.В. Туманова, изучая данный вопрос, обозначила следующие ступени овладения ребёнком навыками словообразования:

Известно, что, например, из суффиксов первыми в речи появляются уменьшительно-ласкательные, как у существительных, так и у прилагательных. Затем у существительных постепенно появляются суффиксы уничижительности, увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству, суффиксы действующего лица и отвлечённого действия. А с 5 до 8 лет особенно активно словотворчество самого ребёнка.

Глаголы образовываются либо от других форм, чем ребёнок овладевает в первую очередь, либо от других частей речи. У прилагательных постепенно появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличительности, принадлежности и отношений к предметам, а также суффиксы, обозначающие склонность к действию. Однако в младшем дошкольном возрасте процесс формирования навыков словообразования прилагательных уже приостанавливается и заканчивается.

Таким образом, если в дошкольном возрасте ребёнок начинает познавать основы словообразования от простых форм ко всё более сложным, то в младшем школьном возрасте формирование данных навыков заканчивается, ребёнок пользуется тем опытом, который он накопил ранее.

Что касается младших школьников с ОНР, данное нарушение речи влечёт за собой серьёзные нарушения всей языковой системы, в том числе и аномалии в формировании навыков словообразования.

Т.Б. Филичева даёт следующее определение: «Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи» [3, стр. 317].

Р.Е. Левина выделила 3 уровня речевого развития, опираясь на которые мы и рассмотрим становление словопроизводства у детей с ОНР. Так, у детей первого уровня, как отмечают многие учёные, не наблюдается применение навыков и умений словообразования, так как речевые возможности таких детей сильно ограничены и достигают чаще всего неизменяемых звукокомплексов. Однако в младшем школьном возрасте дети с такими проблемами встречаются довольно редко, чаще всего к 8 годам они переходят на следующую ступень речевого развития.

Дети со вторым уровнем хоть уже и могут проговаривать некоторые лёгкие слова, но словообразование им всё ещё недоступно. Их можно встретить в начальной школе, но тоже достаточно редко.

Дети, которые находятся на третьем уровнем развития речи уже не имеют грубых лексико-грамматических нарушений, но они являются основным проявлением ОНР. Несмотря на то, что способы словообразования этим детям уже доступны, они не умеют их использовать. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Так, по заданию подобрать однокоренные слова к слову «озеро» дети подбирают «реки», «моря», по заданию преобразовать прилагательное «вишнёвый» в родственное существительное дети отвечают «из фруктов», к слову «золотой» в качестве однокоренного подбирают слово «железо» [4]. Уже здесь понятно, что детям третьего уровня недоступен подбор однокоренных слов, также наблюдается смешение понятий о словообразовании и словоизменении.

Т.Б. Филичева добавила четвёртый уровень речевого развития. Она отмечала: «Недостаточное владение навыками словообразования проявляется в том, что дети допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов с тонкими оттенками действий («переплывает» – плывёт, «отплывает» – плывёт, одевается – «раздевается», залезает – «слезает»), профессий мужского и женского рода («скрипуха» - скрипачка, «пианист» - пианистка), при образовании сложных слов, редко употребляемых в повседневной жизни («пчёлкин» - пчеловод, «книжник» - книголюб, «лёдкин» - ледокол). Ограниченность словарного запаса проявляется в невозможности правильного употребления существительных с суффиксами, придающими уменьшительно-ласкательное или увеличительное значение, а образование прилагательных от существительных с суффиксами -лив-, -чив-, как правило, детям почти недоступно» [3, с. 326-327].

Переосмыслив всё вышеизложенное, становится ясно, что дети именно с третьим и четвёртым уровнем речевого развития наиболее часто встречаются в практике школьных логопедов.

Таким образом, дети младшего школьного возраста независимо от уровня их речевого развития нуждаются в логопедической помощи.

Как известно, сначала логопед изучает все данные о ребёнке, затем проводит диагностику речи, на основании чего в дальнейшем выбирает пути построения коррекционной работы.

Существует большое разнообразие методик обследования навыков словообразования. Так, например, по методике Р.Е. Левиной ребёнку предлагаются задания на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование слов по аналогии и образование новых слов с помощью префиксов. М.А. Поваляева при обследовании речи проверяет словообразование на материале детёнышей животных.

Вторая серия первого блока первого раздела методики Т.В. Ахутиной и Т.А. Фотековой осуществляет проверку сформированности словообразовательных навыков младших школьников. Она состоит из 30 проб, объединённых в четыре группы заданий:

а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

б) образование от существительных относительных прилагательных;

в) образование от существительных качественных прилагательных;

г) образование от существительных притяжательных прилагательных [1, с. 8-9].

Также после каждой пробы приведена качественная и количественная оценка результатов.

Методика Р.И. Лалаевой включает большое количество заданий, благодаря которым логопед может проверить все стороны словообразования и прилагательных, и существительных, и глаголов.

Коррекционная работа с детьми с ОНР должна основываться на уровне речевого развития ребёнка и идти от простых словообразовательных умений к более сложным.

Необходимо понимать, что важным условием эффективности логопедической работы является педагогическая помощь родителям, так как они проводят с ребёнком больше времени, чем специалисты в школе, и поэтому тоже должны следить за его речью, за выполнением логопедических домашних заданий.

Таким образом, логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с ОНР – объёмный и трудный процесс, требующий учёта многих факторов для достижения наибольшей эффективности.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. М.: Издательство Юрайт, 2017. 175 с.
  2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. URL: https://studfile.net/preview/6857194/ (дата обращения: 3.03.2021).
  3. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Эскимо, 2019. 608 с.
  4. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml?from_page=1 (дата обращения: 3.03.2021).
  5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. М.: Владос, 1997. 400 с.
  6. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 6. С. 21-74.