УДК 37.013

Работа методической службы школы в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог»

Губанова Наталья Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Киселевского ГО «Средняя общеобразовательная школа № 30».

Аннотация: В статье рассмотрены цель, задачи, принципы и формы организации методической службы школы, направленной на повышение профессионального уровня педагогов школ в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, методическая работа школы, активные формы освоения профессиональных знаний и умений.

Время стремительно меняется, со временем должен меняться педагог и требования, предъявляемые к нему. Главными профессиональными качествами современного педагога становятся мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений и, как основа, умение учиться, а, следовательно, повышение своего профессионального уровня.

Одним из основных направлений повышения профессионального уровня педагогов школ современное законодательство выдвигает внедрение профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», который предъявляет регламентируемые требования к профессиональному уровню современного педагога[3].

Профессиональный стандарт педагога – это пакет документов, которыйвключает список личностных и квалификационных требований к нему. Это описание, каким должен быть учитель, что обязан знать и уметь, характеризуются его навыки и личные качества.

Структуру профессионального стандарта педагога определяют две составляющие: базовая (обучение, воспитание, развитие) идополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Новый документ вводит дифференцированные уровни квалификации педагога, которые определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников, педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя определить педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

Несомненно, нельзя спрашивать с учителя то, чему он не обучался, следовательно, должна идти разработка системы подготовки педагогов к реализации профессионального стандартакак в высшей школе, так и в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Значительное место в решении вопроса повышения квалификации учителей сегодня отводиться непосредственно самому общеобразовательному учреждению. Система повышения квалификации в образовательном учреждении обеспечивает саморазвитие каждого педагога, его самоопределение, позволяет своевременно овладеть актуальными профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного решения задач, стоящих перед школой, организовать эффективную помощь в преодолении профессиональных затруднений, а также реализоватьсобственные потребности профессионального развития[2].

Таким образом, для успешного введения профессионального стандарта педагога крайне важна правильная организация методической работы школы, целью которой является создание условий для реализации профессиональных потребностей и преодоления дефицитов компетенций педагога в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог».

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Исходя из изложенных целей и задач, можно выделить принципы методической работы.

Принцип сопровождениянаправлен наизучение профессиональных затруднений, постановку индивидуальных задач повышения педагогической квалификации, определение программы профессионального роста педагога, анализвыполнения поставленных задач, их корректировку.

Принцип стимулирования профессионального, творческого и личностного роста на основе системы моральных и материальных стимулов предполагает объективную оценку профессионального роста педагога, поощрение инициативы в постановке и решении профессиональных проблем.

Принцип непрерывности и систематичности обеспечивает целостность, упорядоченность методической деятельности в образовательном учреждении, сохранение действенных форм методической работы, а также внедрение новых форм методической работы школы.

Принцип совмещения групповых и индивидуальных форм методической работы предоставляет возможность педагогу выбирать способы и формы повышения квалификации.

Модели работы методической службы школы могут выстраиваться в зависимости от решаемых методических задач. Наряду с традиционной моделью методической работы большинства школ, организованной по предметному принципу, существует другая, созданная по функциональному принципу.

Традиционная методическая работа предполагает повышение качества профессионального уровня педагога путемувеличения знаний о новых методиках, приемах, технологиях исовершенствования профессиональных навыков за счет их использования. Ценности методической работы в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» определяются, исходя из целесообразности подготовки педагога как субъекта профессиональной деятельности, еголичностная самореализация и самоорганизация выходят на первый план. Таким образом, повышение качества педагогического мастерства и профессионального уровня рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного понимания сущности новых технологий.

Приоритет отдается активным формам освоения новых профессиональных знаний и умений. Приведем пример некоторых из них.

Корпоративное обучениепредполагает обеспечение педагогов знаниями, навыками и опытом, которые необходимы для результативного решения целей и задач, поставленных образовательной организацией. Корпоративное обучение, в отличие от общетеоретического, должно быть направлено на развитие конкретного пакета компетенций сотрудника, оно обладает массовым охватом (педсоветы, мастер-классы, практико-ориентированные семинары).

Участие в работе проблемных, рабочих групп обучение в рамках выполнения задач, поставленных перед группой педагогов, за счет общения, выполнения групповых заданий.

Супервизии мероприятия, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности (открытые уроки, мастер-классы).

Делегирование передача педагогу нового спектра задач с правом самостоятельного принятия решений. Обучение осуществляется в процессе выполнения делегированной работы.

Ротация – перевод педагога на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации.

Использование таких формосвоения профессиональных знаний приводит к овладению актуальными профессиональными компетенциями. Как видим, новые требования, предъявляемые к педагогу достаточно сложные, но достижимые. У педагога расширяются возможности профессионального и личностного роста.

Показатели эффективности организации методической службы школы заключаются в следующем:

Список литературы

  1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.:Педагогика, 1991. – 191с.
  2. Коптелов, А. В. Проектирование системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа / Маликова, Н. [Текст] /А.В. Коптелов, Н.С. Маликова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 2. - С. 5-11.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 21.01.2018).