Современные проблемы в обучении студентов "цифрового" поколения изучающему чтению иноязычных текстов профессионального содержания

Бычковская Нина Юрьевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры Английского языка Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья рассматривает основные проблемы, возникающие при обучении студентов неязыковых вузов изучающему чтению иноязычных профессиональных текстов. В статье особое внимание уделяется анализу причин возникновения данных проблем и предлагается возможный способ разрешения противоречий, сложившихся в данной сфере.

Ключевые слова: Цифровизация образовательной среды, формирование иноязычных коммуникативных навыков, когнитивно-коммуникативные умения, "клиповость" мышления, коммерциализация высшего профессионального образования, мотивация.

Современное поколение студентов получает высшее образование в условиях масштабного развития глобальной информационной среды. Стремительно увеличивающиеся объемы информации оказывают влияние на способы ее восприятия, что в свою очередь определяет формирование характера мыслительной деятельности обучающихся. Указанные процессы оказывают прямое воздействие на изменения в способах развития профессиональных коммуникативно-языковых навыков, среди которых чтение и анализ текстов профессионального содержания традиционно играет одну из основополагающих ролей. Задачей изучающего чтения является не только научиться понимать профессиональные тексты, но и формировать умения анализировать и критически осмысливать прочитанное с последующей устной или письменной трансформацией содержания текста, направленной на решение определенных коммуникативных задач [1].

В настоящее время обучение профессиональному изучающему чтению сопряжено с рядом сложностей, обусловленных общим изменением культуры чтения, присущей современному поколению студентов.

Во-первых, следует отметить все больший отказ от использования бумажных носителей информации и отдание предпочтения интернету. На практике большинство студентов "скачивают" учебники из интернета и во время занятий и самостоятельной работы пользуются их электронными версиями. Данный фактор технически значительно затрудняет формирование важных навыков работы с текстом, таких как выделение в нем смысловых частей, главных и второстепенных элементов и т.д. Кроме того, работа с "экранным" текстом препятствует возможности учиться делать сноски, находить и выделять в иноязычном тексте слова и выражения, которые следует запомнить, или смысл которых непонятен. Текстовые редакторы, которыми оснащены современные компьютеры, имеют технические возможности осуществить вышеуказанные задачи, но подавляющее большинство студентов во время прочтения учебных текстов игнорируют их использование. Таким образом, уже на первом этапе работы с текстом происходит значительная потеря эффективности достижения образовательных целей, связанная с пониманием учебной задачи, умением концентрировать на ней свое внимание, а также способностью критической оценки полезности словарных единиц.

Большинство специализированных текстов содержат профессиональную проблематику, понимание которой требует понятийного мышления и проникновения во внутренние логические связи текста. Осмысление прочитанного развивает целый комплекс когнитивно- коммуникативных умений, в том числе умение работать с большим потоком информации на основе его критического осмысления и переработки. У современного поколения студентов данная задача вызывает сложности, прежде всего, в связи с наличием сформировавшегося поверхностного восприятия содержания текстов ("клиповостью" мышления), что представляет собой сложившийся стереотип реакции на большое количество цифровой информации. В результате, необходимость аналитического осмысления содержания текста приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к выполняемой работе.

Вышеперечисленные особенности отношения современного поколения студентов к изучающему чтению осложняются рядом морально- этических факторов, формирующихся под воздействием всеобщей цифровизации. Прежде всего, это нежелание выполнять задачи, вовлекающие в себя интеллектуальный труд и взятие на себя связанных с этим ряда ответственностей. Предпочтение отдается деятельности "гедонического" характера, обеспечивающей наиболее комфортную обучающую среду. 

Более того, коммерциализация образования привела к устойчивому стереотипу восприятия обучающих задач и достижения образовательных целей как "необязательных для исполнения", или существующих в виде "опций", которые студент может сам для собственного профессионального развития определить как второстепенные.

Наконец, роль преподавателя как источника знаний и активного наставника в процессе формирования не только профессиональных умений, но и личностных характеристик будущих специалистов все более преобразуется в навязываемое глобальной образовательной средой положение "тьютора". Смысл данного понятия, а именно – способствование реализации индивидуальных потребностей каждого обучающегося, приходит в противоречие с объективной реальностью образовательной среды. Так, до сих пор профессиональные знания и компетенции в вузах формируются на основе внедрения образовательных программ, составленных в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые находятся в справедливой и объективной корреляции с потребностями определенных профессиональных сфер в специалистах, владеющих обозначенным в программах набором компетенций. Как считают многие авторитетные исследователи [2], большинство профессиональных компетенций невозможно полноценно сформировать без развития у обучающихся культуры чтения. Именно этот универсальный для всех профессиональных сфер вид деятельности формирует внимательное и вдумчивое отношение к объекту исследования, умение мыслить категориями общего и частного, способность интерпретировать информацию с позиции собственного опыта и т.д. Поэтому в сфере вузовского обучения профессиональным иностранным языкам чтение является и всегда будет являться обязательным аспектом изучения, что исключает занесение его в разряд опционных или необязательных.

Таким образом, главную особенность современной образовательной среды можно определить как противоречие между общественной потребностью в высоком уровне профессиональных языковых компетенций и расширением негативного влияния цифровизации и коммерциализации обучения, обусловливающих изменение когнитивных особенностей и снижение общих образовательных потребностей молодежи. В данных условиях становится очевидным, что роль преподавателя должна становиться все более комплексной и многогранной, что предполагает дальнейшую необходимость поиска педагогических подходов к созданию как можно большей мотивации студентов к читательской деятельности на основе развития у студентов понимания практической значимости информации, содержащейся в иноязычных профессиональных текстах и важности коммуникативных навыков, развиваемых на их основе. Одному из первых мест в данном отношении должна принадлежать цифровая грамотность преподавателя и всестороннее понимание комплекса когнитивных особенной современного поколения студентов.

Ориентация на визуальный способ восприятия информации, который наиболее развит у "цифрового" поколения молодежи, а также обеспечение динамизма и чередования различных видов заданий должны стать одними из ведущих методических подходов к вовлечению современных студентов в процесс чтения иноязычных профессиональных текстов. Умение преподавателя пользоваться современными интернет ресурсами, позволяющими обеспечить разноплановость работы над текстами, такими как Kami, WordWall, MIRO, Quizlet, Google презентации и др., вносит существенный и позитивный вклад в трансформацию процесса обучения чтению, делая его динамичным и одновременно удерживающим внимание студентов на важных языковых и информационных элементах изучаемых текстов, что в итоге помогает студентам лучше воспринимать учебные задачи и легче осваивать иноязычные коммуникативные навыки, развиваемые в процессе обучения иноязычному чтению.

Список литературы

  1. Мытько Н.В. Роль чтения в формировании профессиональных компетенций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-chteniya-v-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения 20.01.2021).
  2. Дорохина С.В. Читательские интересы современной молодежи: проблемы формирования и регулирования в информационном обществе Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2012.