УДК 37.013
Крамарева Инна Евгеньевна – старший преподаватель Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского.
Аннотация: В статье анализируются понятия «культура», «исследование», определяется сущность понятия «исследовательская культура личности будущих логопедов», раскрываются компоненты исследовательской культуры личности будущих логопедов.
Ключевые слова: культура, исследование, исследовательская культура, личность, методологические знания, исследовательские умения, критически-рефлексивный стиль мышления, личностные качества исследователя, способности к исследовательской деятельности.
Современная педагогическая наука и практика характеризуется повышенным вниманием к цели развития творческой, свободной, самостоятельной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения инновационных технологий, что невозможно без постоянных исследований в сфере логопедии, в которые должен включаться обучающийся с первых семестров.
Переосмысление общественных ценностей требует нового содержания образования, в котором ведущую роль будет играть новое знание, добываемое исследовательским путем. Отсюда возникает необходимость формирования исследовательской культуры будущих логопедов.
Смыслы, вкладываемые в понятие «исследовательская культура», расходятся в представлениях как самих исследователей, так и логопедов-практиков.
Понятие «исследовательская культура» связана с такими понятиями как «исследование» и «культура».
Мы придерживаемся представления о понятии «исследование» как о процессе и результате научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний. К «культуре» мы относим творческую, созидательную, гуманистически выдержанную деятельность человека.
С целью выявления представлений будущих логопедов и преподавателей мы провели экспресс-опрос среди 54 обучающихся, т.е. будущих логопедов и 21 преподавателя с заданием: дать определение понятию «исследовательская культура». Все данные ими определения мы сгруппировали в 3 группы:
Как видим, направленность определений разная. Одни определяют, ориентируясь на интерес и умения, вторые – на отношение к жизни, третьи – на структуру культуры личности. При этом почти все определения страдают односторонностью.
Известно, что «… научное сознание отличается от обыденного тем, что не может полагаться на одну лишь очевидность» [2, с. 23], а это обуславливает необходимость определенной культуры поиска и предъявления всякого нового знания, чтобы оно могло стать достоянием общества.
В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни» [3, с. 2]. В XVIII в. Культуру стали рассматривать как второе рождение человека в процессе его просвещения, и понятие «культура» стало устойчивым научным термином.
Наиболее привлекательным для нашего исследования является интеграция двух определений – «культура», как «совокупности достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» [4, с. 268] и как «… преобразующей деятельности человека и общества, которая существует в материальных и духовных ценностях, а также способах их создания, применения и передачи» [1, с. 40].
«Исследование» мы понимаем как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение личностно и общественно-значимых новых знаний.
Анализируя педагогическую литературу, мы выявили и в ней разноплановые определения. Понятие «исследовательская культура» учеными определяется и как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя убеждения, и способность к мыследеятельности (Ходусов А.Н.), и как способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации, обоснованию, доказательству и т.д. (Коржуев А.В., Краевский В.В., Кулюткин Ю.Н., Пушкин В.Н., Пономарев Я.А.), и как методология личностно-профессионального самосознания (Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.), и как интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам (Макотрова Г.В.), и как сложное динамическое образование, характеризующее способность личности к решению значимых познавательных проблем методами научного исследования (Носаева И.В.), и как единство непосредственной деятельности педагогов-исследователей по производству новых педагогических знаний и результата этой деятельности, закрепленного в ценностях, нормах, традициях и социальных институтах (Климова Т.Е.).
Мы не усматриваем ничего плохого в том, что разные исследователи с разных сторон характеризуют понятие «исследовательская культура», это лишь расширяет его границы. В главном же методологи едины: исследовательская культура – это и средство, и результат добывания человеком нового знания.
Мы предлагаем определить исследовательскую культуру личности будущих логопедов следующим образом. Исследовательская культура личности будущего логопеда – это определенный уровень развития, характеризующийся объективным видением целостной картины мира; пониманием сущности познания и преобразования педагогических процессов в контексте педагогической науки; владением методологией и методами научного исследования; способностью к рефлексии результатов собственной исследовательской и преобразующей педагогический процесс деятельности. При этом мы понимаем, что исследовательская культура личности будущих логопедов является частью его профессионально-педагогической культуры.
В структуру исследовательской культуры личности будущих логопедов мы включаем следующие компоненты: методологические знания; исследовательские умения; критически-рефлексивный стиль мышления; личностные качества исследователя; способности к исследовательской деятельности; наличие личностных смыслов в исследовании и интереса к исследовательскому процессу.
Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности на основе диагностики ее результативности, характеризуют человека как творческую личность.
Структуру исследовательской культуры личности будущих логопедов мы представляем с помощью нижеследующей таблицы 1.
Таблица 1. Структура исследовательской культуры личности будущих логопедов.
№ п/п |
Компоненты исследовательской культуры |
Определяющие черты компонентов исследовательской культуры личности |
1 |
Методологические знания |
1) знание типов и уровней методологии в педагогическом исследовании; 2) знание методологических принципов педагогического исследования; 3) знание логики и структуры педагогического исследования; 4) знание методов педагогического исследования; |
2 |
Исследовательские умения |
1) умение видеть противоречия и порождаемые ими проблемы; 2) умение выдвигать цель, гипотезу (предположение), задачи педагогического исследования; 3) умение отобрать для решения поставленных задач методы педагогического исследования; 4) умение распределить решение задач на шаги в оптимальной последовательности; 5) умение анализировать, обобщать, сопоставлять и систематизировать факты из педагогической деятельности; 6) умение обрабатывать и оформлять результаты исследования; 7) умение делать выводы, доказывать и обосновывать свои рассуждения, опираясь на конкретные факты, добытые в ходе исследования; |
3 |
Критически-рефлексивный стиль мышления (стиль мышления – это специфика познания сущности) |
1) всесторонний, разноплановый анализ изучаемых объектов и процессов на основе диалога с текстом автора; 2) доказательность и обоснованность рассуждений, опирающихся на конкретные факты, добытые в ходе исследования; 3) обращение к причинам того или иного характера протекания процессов, а также на логическую противоречивость при обосновании приводимых заключений, утверждений, выводов, рекомендаций; 4) динамичность взглядов у исследователя, умение критически подойти как к собственным выводам заключениям, так и к различного рода источникам внешней информации; 5) «видение в предмете исследования таких его свойств и особенностей, которые не заметны при поверхностном анализе» [5, с. 7]. |
4 |
Личностные качества исследователя |
1) желание, интерес к педагогическим исследованиям; 2) понимание ценности педагогических исследований; 3) понимание сущности, значения новых знаний как результата педагогических исследований; 4) творческий подход к преобразованию педагогического процесса при экспериментировании; |
5 |
Способности исследователя |
1) способность предвидеть результат; 2) способность ощущать причинно-следственные связи; 3) способность преобразовывать педагогический процесс; 4) способность к научному обоснованию; 5) способность к критическому осмыслению и творческому применению новых концепций, форм, методов познания, управления, конструирования; |
6 |
Наличие личностных смыслов в исследовании и интереса к исследовательскому процессу |
1) усматривание в исследовании личностных смыслов, в первую очередь интеллектуального свойства; 2) стремление на основе собственной мыследеятельности придти к объективным результатам, обогащающим науку; 3) ощущение увлеченности, интереса к процессу познания нового, радости открытия. |
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что исследовательская культура личности будущего логопеда, понимаемая как уровень развития его личности, характеризующийся видением целостной картины мира; пониманием сущности познания и преобразования педагогических процессов; владением методологией и методами научного исследования; способностью к рефлексии результатов собственной исследовательской и преобразующей деятельности – это феномен, открытый к детализации, дополнению, как на основе объективных закономерностей, так и субъектных смыслов и видения исследователем этого важнейшего и на сегодняшний день компонента профессионально-педагогической культуры.
Список литературы