УДК 37.013

Сущность и структурные компоненты исследовательской культуры личности будущего логопеда

Крамарева Инна Евгеньевна – старший преподаватель Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского.

Аннотация: В статье анализируются понятия «культура», «исследование», определяется сущность понятия «исследовательская культура личности будущих логопедов», раскрываются компоненты исследовательской культуры личности будущих логопедов.

Ключевые слова: культура, исследование, исследовательская культура, личность, методологические знания, исследовательские умения, критически-рефлексивный стиль мышления, личностные качества исследователя, способности к исследовательской деятельности.

Современная педагогическая наука и практика характеризуется повышенным вниманием к цели развития творческой, свободной, самостоятельной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения инновационных технологий, что невозможно без постоянных исследований в сфере логопедии, в которые должен включаться обучающийся с первых семестров.

Переосмысление общественных ценностей требует нового содержания образования, в котором ведущую роль будет играть новое знание, добываемое исследовательским путем. Отсюда возникает необходимость формирования исследовательской культуры будущих логопедов.

Смыслы, вкладываемые в понятие «исследовательская культура», расходятся в представлениях как самих исследователей, так и логопедов-практиков.

Понятие «исследовательская культура» связана с такими понятиями как «исследование» и «культура».

Мы придерживаемся представления о понятии «исследование» как о процессе и результате научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний. К «культуре» мы относим творческую, созидательную, гуманистически выдержанную деятельность человека.

С целью выявления представлений будущих логопедов и преподавателей мы провели экспресс-опрос среди 54 обучающихся, т.е. будущих логопедов и 21 преподавателя с заданием: дать определение понятию «исследовательская культура». Все данные ими определения мы сгруппировали в 3 группы:

  1. Исследовательская культура – это способность, интерес и умения находить новые знания, соблюдая при этом нравственно-этические нормы (28 обучающихся, 11 преподавателей).
  2. Исследовательская культура – это отношение к жизни с позиции человека, стремящегося открывать новое (10 обучающихся, 3 преподавателя).
  3. Исследовательская культура – это часть культуры личности, направленная на выполнение функции - получения новых знаний (16 обучающихся, 7 преподавателей).

Как видим, направленность определений разная. Одни определяют, ориентируясь на интерес и умения, вторые – на отношение к жизни, третьи – на структуру культуры личности. При этом почти все определения страдают односторонностью.

Известно, что «… научное сознание отличается от обыденного тем, что не может полагаться на одну лишь очевидность» [2, с. 23], а это обуславливает необходимость определенной культуры поиска и предъявления всякого нового знания, чтобы оно могло стать достоянием общества.

В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни» [3, с. 2]. В XVIII в. Культуру стали рассматривать как второе рождение человека в процессе его просвещения, и понятие «культура» стало устойчивым научным термином.

Наиболее привлекательным для нашего исследования является интеграция двух определений – «культура», как «совокупности достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» [4, с. 268] и как «… преобразующей деятельности человека и общества, которая существует в материальных и духовных ценностях, а также способах их создания, применения и передачи» [1, с. 40].

«Исследование» мы понимаем как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение личностно и общественно-значимых новых знаний.

Анализируя педагогическую литературу, мы выявили и в ней разноплановые определения. Понятие «исследовательская культура» учеными определяется и как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя убеждения, и способность к мыследеятельности (Ходусов А.Н.), и как способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации, обоснованию, доказательству и т.д. (Коржуев А.В., Краевский В.В., Кулюткин Ю.Н., Пушкин В.Н., Пономарев Я.А.), и как методология личностно-профессионального самосознания (Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.), и как интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам (Макотрова Г.В.), и как сложное динамическое образование, характеризующее способность личности к решению значимых познавательных проблем методами научного исследования (Носаева И.В.), и как единство непосредственной деятельности педагогов-исследователей по производству новых педагогических знаний и результата этой деятельности, закрепленного в ценностях, нормах, традициях и социальных институтах (Климова Т.Е.).

Мы не усматриваем ничего плохого в том, что разные исследователи с разных сторон характеризуют понятие «исследовательская культура», это лишь расширяет его границы. В главном же методологи едины: исследовательская культура – это и средство, и результат добывания человеком нового знания.

Мы предлагаем определить исследовательскую культуру личности будущих логопедов следующим образом. Исследовательская культура личности будущего логопеда – это определенный уровень развития, характеризующийся объективным видением целостной картины мира; пониманием сущности познания и преобразования педагогических процессов в контексте педагогической науки; владением методологией и методами научного исследования; способностью к рефлексии результатов собственной исследовательской и преобразующей педагогический процесс деятельности. При этом мы понимаем, что исследовательская культура личности будущих логопедов является частью его профессионально-педагогической культуры.

В структуру исследовательской культуры личности будущих логопедов мы включаем следующие компоненты: методологические знания; исследовательские умения; критически-рефлексивный стиль мышления; личностные качества исследователя; способности к исследовательской деятельности; наличие личностных смыслов в исследовании и интереса к исследовательскому процессу.

Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности на основе диагностики ее результативности, характеризуют человека как творческую личность.

Структуру исследовательской культуры личности будущих логопедов мы представляем с помощью нижеследующей таблицы 1.

Таблица 1. Структура исследовательской культуры личности будущих логопедов.

№ п/п

Компоненты исследовательской культуры

Определяющие черты компонентов исследовательской культуры личности

1

Методологические знания

1) знание типов и уровней методологии в педагогическом исследовании;

2) знание методологических принципов педагогического исследования;

3) знание логики и структуры педагогического исследования;

4) знание методов педагогического исследования;

2

Исследовательские умения

1) умение видеть противоречия и порождаемые ими проблемы;

2) умение выдвигать цель, гипотезу (предположение), задачи педагогического исследования;

3) умение отобрать для решения поставленных задач методы педагогического исследования;

4) умение распределить решение задач на шаги в оптимальной последовательности;

5) умение анализировать, обобщать, сопоставлять и систематизировать факты из педагогической деятельности;

6) умение обрабатывать и оформлять результаты исследования;

7) умение делать выводы, доказывать и обосновывать свои рассуждения, опираясь на конкретные факты, добытые в ходе исследования;

3

Критически-рефлексивный стиль мышления

(стиль мышления – это специфика познания сущности)

1) всесторонний, разноплановый анализ изучаемых объектов и процессов на основе диалога с текстом автора;

2) доказательность и обоснованность рассуждений, опирающихся на конкретные факты, добытые в ходе исследования;

3) обращение к причинам того или иного характера протекания процессов, а также на логическую противоречивость при обосновании приводимых заключений, утверждений, выводов, рекомендаций;

4) динамичность взглядов у исследователя, умение критически подойти как к собственным выводам заключениям, так и к различного рода источникам внешней информации;

5) «видение в предмете исследования таких его свойств и особенностей, которые не заметны при поверхностном анализе» [5, с. 7].

4

Личностные качества исследователя

1) желание, интерес к педагогическим исследованиям;

2) понимание ценности педагогических исследований;

3) понимание сущности, значения новых знаний как результата педагогических исследований;

4) творческий подход к преобразованию педагогического процесса при экспериментировании;

5

Способности исследователя

1) способность предвидеть результат;

2) способность ощущать причинно-следственные связи;

3) способность преобразовывать педагогический процесс;

4) способность к научному обоснованию;

5) способность к критическому осмыслению и творческому применению новых концепций, форм, методов познания, управления, конструирования;

6

Наличие личностных смыслов в исследовании и интереса к исследовательскому процессу

1) усматривание в исследовании личностных смыслов, в первую очередь интеллектуального свойства;

2) стремление на основе собственной мыследеятельности придти к объективным результатам, обогащающим науку;

3) ощущение увлеченности, интереса к процессу познания нового, радости открытия.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что исследовательская культура личности будущего логопеда, понимаемая как уровень развития его личности, характеризующийся видением целостной картины мира; пониманием сущности познания и преобразования педагогических процессов; владением методологией и методами научного исследования; способностью к рефлексии результатов собственной исследовательской и преобразующей деятельности – это феномен, открытый к детализации, дополнению, как на основе объективных закономерностей, так и субъектных смыслов и видения исследователем этого важнейшего и на сегодняшний день компонента профессионально-педагогической культуры.

Список литературы

  1. Асташова Н.А., Асташов Н.А. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – Брянск: БГПУ, 2001.
  2. Валеев Г.Х. Экспертиза научных исследований в сфере социогуманитарного знания // Педагогика. – 2006. - №5.
  3. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – Москва, 1980
  4. Ожегов И.С. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – Москва: Рус. яз., 1987.
  5. Попков В.А., Коржуев А.В. Избранные проблемы педагогического исследования. – Москва: Янус-К, 1999.