УДК 378.147

Педагогическая практика как одно из условий формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов

Джапарова Замира Бердибековна – старший преподаватель факультета Педагогики Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Абдраева Назгуль Эркебековна – и.о.доцента факультета Педагогики Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: В статье представлены некоторые подходы к формированию инклюзивной компетентности будущих педагогов. Выделены педагогические условия в данном процессе, классифицируются необходимые умения будущего педагога в период прохождения практики по видам деятельности. Данная статья раскрывает возможные результаты подготовки будущих педагогов в виде готовности и способности решать профессиональные задачи. Определены педагогические условия формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов. Показано, что данная проблема имеет многогранный характер.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, практика, педагогические условия, умения, методы.

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовые общеобразовательные школы это - сравнительно новый подход в обучении и воспитании детей в Кыргызской Республике. Основным фактором, обуславливающим ограничение доступа к образованию в Кыргызской Республике все ещё остается инвалидность. В настоящее время в нашей Республике необходимость инклюзивного-включающего обучения получает всё большее распространение. В связи с этим государство предпринимает попытки создания условий, чтобы обеспечить каждому ребёнку доступную образовательную среду. Одним из таких шагов является принятие стратегического документа по вопросам образования лиц со специальными образовательными потребностями «Концепции развития инклюзивного образования на 2019-2023 годы». Данный документ предполагает создание эффективной и равноправной, открытой для разнообразия системы образования, что позволит повысить её способности решать новые и современные задачи. В Концепции особое внимание уделяется системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [3].

В Национальной стратегии развития КР подтверждается наличие многочисленных проблем, сдерживающих поступательное развитие на пути к качественному образованию и подчёркивается важность реформирования системы образования с акцентом на инклюзивное образование. Также выделяется актуальность создания безопасной, толерантной и поликультурной образовательной среды в каждой школе, обеспечения инклюзивности образовательной системы, учитывая возможность комфортного образования детей с особыми нуждами и детей из социально и экономически уязвимых семей.

Как и во всём мире, в Кыргызской Республике люди с инвалидностью показывают более низкие достижения в области образования, чем люди не имеющие особые потребности. Отчасти это связано, с тем, что дети с инвалидностью сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к образовательным услугам и к информации. Для реализации практических шагов по созданию благоприятной доступной образовательной среды в первую очередь необходимо, решать вопросы готовности педагогических кадров к принятию ценностей и идеологии инклюзивного образования.

Для реализации идей инклюзивного образования и создания социальной модели подхода к детям с особыми образовательными потребностями, прежде всего требуется преодоление негативных установок в отношении детей с проблемами в развитии.

Несмотря на многочисленные исследования (С. В. Алёхина, В. В. Хитрюк, Н. Я. Семаго, И. Н. Хафизулина и тд.) вопрос о готовности /подготовки педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве остается недостаточно изученным.

Педагогическая деятельность одна из наиболее сложных, творческих и преобразующих видов деятельности. В правильно организованной педагогической деятельности развивается не только ученик, но сам педагог. А сама педагогическая деятельность осуществляемая на высоком уровне, является свидетельством развитой педагогической культуры [4, с. 272]. На основе сформированной педагогической культуры строится инклюзивная готовность педагогов.

Теоретический анализ психологической, педагогической и философской литературы позволил нам выделить несколько авторских подходов к определению инклюзивной готовности педагогов. Так, В. В. Хитрюк рассматривает инклюзивную готовность как первый этап в формировании инклюзивной культуры педагога и определяет данный феномен как «интегративное и личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования, определять оптимальные условия развития каждого ребёнка» [5, с.80]. 

Учёный выделяет и комплекс педагогических условий, способствующих формированию инклюзивной культуры у будущих педагогов:

  1. Организация педагогического процесса на основе компетентностного подхода»
  2. Конструирование дидактической модели формирования инклюзивной культуры педагога в учреждении высшего образования;
  3. Создание и реализация программы формирования инклюзивной культуры в учреждениях высшего образования

 Остро стоит вопрос готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Успешное взаимодействие со всеми участниками инклюзивного процесса во многом зависит от формирования мотивационных компонентов [1, с.448].

Мотивационные компетенции-осознание норм, правил и этики своей профессии, потребность в профессиональном самосовершенствовании. Одной из основных форм формирования мотивационного компонента является педагогическая практика, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» писал К. Д. Ушинский [6, с. 65]

Одним из направлений по подготовке бакалавров Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева является: Педагогика, профили: Логопедия, Сурдопедагогика, Олигофренопедагогка. Обучаясь по данным профилям, студенты проходят различные виды педагогических практик. Практика является базовой составляющей профессиональной подготовки в области специального и инклюзивного образования и выступает как одно из средств формирования знаний умений и навыков, необходимых для успешной их реализации в деятельности будущих специалистов. Проведение практик в нашем университете осуществляется в организациях ведущих как специальную, так и инклюзивную образовательную деятельность. На 3 курсе студенты нашего курса проходили практику в Ресурсном центре средней школы №1.

Задачами практики явились:

  • Знакомство с работой логопеда по осуществлению коррекционно-воспитательной деятельности;
  • Формирование умений наблюдать, анализировать и обобщать педагогический опыт;
  • Формирование умений осуществлять коррекционно-воспитательную деятельность;
  • Совершенствование личностных качеств будущего логопеда.

 В период прохождения практики осуществляются следующие виды работ:

  • знакомство с документацией логопеда;
  • проводится логопедическое обследование детей Ресурсного центра;
  • осуществляется анализ и оформление его результатов под руководством логопеда;
  • составляется перспективный план работы с детьми;
  • изучение приемов и методов коррекционно-развивающего обучения по коррекции нарушений речи у детей;
  • проводятся индивидуальные и фронтальные занятия с детьми;
  • подготовка конспектов занятий, раздаточного, наглядного материала [2, с.41].

Ресурсный центр посещают дети с различным уровнем речевого развития. Для проведения диагностики сформированности структурных компонентов речи, проводится обследование фонетического строя речи, словарного запаса ребёнка, грамматического строя речи, письменной стороны речи. Обследование особенностей всех сторон речи позволяет составить логопедическую характеристику ребёнка. Результаты изучения речи отражены в речевой карте ребёнка.

Максимальное использование возможностей педагогической практики, систематическая коррекционная работа совместно с логопедом Ресурсного центра позволило значительно улучшить состояние речи детей. Повысилась успеваемость детей, их психологическое состояние.

Приоритетным в период прохождения практики явилось то, что студенты смогли осуществить собственные творческие идеи, реализовали свои замыслы. Педагогическая практика стала важным подспорьем в их профессиональном самоопределении. Также во время прохождения практики у будущих специалистов-дефектологов осуществилось не абстрактное, а действенное формирование представления о своей профессии, это само по себе очень важно. Прохождение практики позволяет сформировать актуальные компетенции студентов в области социально-педагогической деятельности, что является одним из приоритетных направлений в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Социально-педагогическая компетентность является потенциальной возможностью при решении проблем социально-педагогического характера, обусловленных в первую очередь необходимостью организации взаимодействия специального педагога, социального педагога или медицинских работников. Указанная компетентность играет немаловажную роль в осознании и принятии будущего педагога ценности каждой личности. Формирует понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В период прохождения практики должны развиваться специальные умения будущего педагога, которые можно классифицировать по виду деятельности. При этом формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов предпологает различные этапы. Мы предлагаем период прохождения практики разделить на следующие этапы:

  1. Адаптационный
  2. Активно-деятельностный
  3. Творческий

При этом следует отметить недостаточную эффективность традиционных форм и методов формирования компетентности. Необходимо системное формирование профессиональной компетентности с учётом процесса “включения” всех детей в образовательный процесс, усиление координации взаимодействия между методистом практики в образовательной организации и руководителя практики, сопровождение мониторингом процесса формирования профессиональной компетентности. Мы классифицировали необходимые умения будущего педагога в период прохождения практики по следующим видам деятельности, что отражено в таблице 1.

Таблица 1. Классификация умений будущего педагога по видам деятельности.

Вид деятельности

Умения

Диагностическая деятельность

 Выявление и оценка особенностей развития детей

Планирование и организация коррекционной работы

Выбор эфективных методов и технологий работы с детьми с ОВЗ

Коммуникативная деятельность

Выстраивание эффективной коммуникативной деятельности с детьми с ОВЗ, с типично развивающимися детьми, с родителями детей

Учёт информации при построении педагогического процесса

Дидактическая деятельность

Определение задач обучения с учётом особенностей коррекционной направленности

Учёт психофизических и возрастных особенностей детей

Руководство деятельностью детей

Прогностическая деятельность

Организация наблюдения, интерпретация результатов наблюдения

Учёт результатов наблюдения

Воспитательная деятельность

Анализ поведения учащихся

Использования методов воспитания

Анализ проблем, возможностей социальной адаптации

Организация работы по профилактике социальных отклонений

Заявленные умения опираются на систему необходимых сформированных знаний, которыми должен овладеть будущий педагог в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Результатом такой подготовки является развитие у будущих педагогов готовности и способности решать профессиональные задачи:

  • Понимание философии инклюзивного образования, знание психолого-педагогических особенностей и закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Владеть умениями проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и нормотипичных детей;
  • Уметь применять различные технологии взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
  • Создавать коррекционно- развивающую среду с использованием имеющихся ресурсов;

Таким образом, формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов будет успешным если:

  • Будут учитываться особенности организации педагогического сопровождения во время прохождения педагогической практики;
  • Будут применены программы с самостоятельным изучением литературы, с выполнением практических задач в период практики;
  • Использованы различные методы и формы активизации самообразовательной деятельности.

Немаловажным условием в процессе педагогической практики можно считать использование методов исследования, таких как наблюдение, анкетирование, беседы. Применение указанных методов позволяет выявить базовые затруднения, которые могут характеризоваться неуверенностью в себе, отсутствием инициативы, непринятием и сопротивлением студентов иной точке зрения. Кроме того, диагностируются содержательные затруднения: недостаточный уровень общей культуры, коммуникативная некомпетентность.

В целях формирования инклюзивной компетентности необходимо преодоление вышеуказанных затруднений с помощью применения поэтапных технологий, направленных на:

  • развитие мотивации на будущую профессию;
  • творческих качеств личности;
  • активные методы обучения и интерактивные технологии
  • технологии индивидуализированного обучения;
  • педагогические игры.

Изложенный в статье материал не претендует на исчерпывающее отражение всех педагогических условий, связанных с формированием инклюзивной компетентности будущих педагогов. Эффективность формирования инклюзивной компетентности требует соотношения педагогических условий не только в период прохождения практик, но и в процессе преподавания педагогических дисциплин, дисциплин психологического цикла, во внеаудиторной работе и тд.

Список литературы

  1. Емельянова Т. В., Синявская А. А. Инклюзивная культура будущих педагогов «включённого» образования / Т. В. Емельянова, А. А. Синявская // Современные тенденции развития науки и технологий : Сб. науч. тр. по материалам VII Междунар. науч.- практ. конф., 31 октября 2015 / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ИП Ткачева Е. П., 2015 №7. – С. 38-41
  2. Инклюзивное образование в высшей школе: интегрированно учебно-методическое пособие / Тилекеев К. М., Быковченко Н. С., Эсенгулова М. М. и др. –Б., 2010. 170с.
  3. Концепция развития инклюзивного образования на 2019-2023 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/14591?cl=ru-ru. (дата обращения: 15.11.2020).
  4. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М., Народное образование, 2000. –272 с.
  5. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ / В. В. Хитрюк // Вестник Брянского государственного университета. – 2012– №1. – С. 80-84.
  6. Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога / С.Н.Федорова // Педагогика. – 2006. – №2. – С.65-70.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail