УДК 659.1

Основные методы психологического воздействия визуального образа в рекламной графике

Латыпова Эльвира Рустамовна – студент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В статье рассмотрены характерные методы психологического воздействия рекламной графики на восприятие образов костюма и его носителя в баннерной рекламе. В качестве объекта исследования рассматривается баннерная рекламная графика костюма, а в качестве предмета исследования - особенности психологического воздействия рекламной графики на потребителя.

Ключевые слова: визуальное и психологическое воздействие, внушение, подражание, убеждение, стереотип, мотивация, потребности.

Основной задачей визуального образа в рекламной графике является необходимость привлечения внимания человека-потребителя к рекламируемому объекту. При этом визуальное воздействие основано на зрительной коммуникации с человеком, которая посредством дизайна и графики может оказать определенное влияние на его побудительное поведение.

Данная тема является актуальной, поскольку, опираясь на методы психологического визуального воздействия рекламной графики, можно предварительно оценить качество дизайна и предугадать реакцию целевой аудитории, что особенно важно для понимания механизмов восприятия образов начинающим дизайнерам. Таким образом, целью данного исследования является обзор основных методов психологического воздействия рекламной графики в баннерной рекламе.

Особенности психологического воздействия рекламной графики на потребителя можно классифицировать по методам ее психологического воздействия: убеждение, внушение, подражание, стереотип.

Убеждение. Метод убеждения широко используется в современной рекламе. Убеждение часто основано на увеличении объема информации о рекламируемом товаре, на преувеличениях, на сравнении его достоинств с недостатками других (конкурирующих товаров), на заранее заготовленных вопросах и ответах, на демонстрации уникального торгового предложения или объекта (товара) в действии [1, с. 120].

С точки зрения психологического воздействия рекламной графики баннер на рис.1, а) можно отнести к такому приему, как убеждение. На это указывает демонстрация уникального торгового предложения в действии, а также слоган «POWER LASE SAVE YOUR JOB», который можно перевести как «Заряжаемые шнурки сохранят вашу работу». Производитель буквально «убеждает» потребителя в том, что ему не придется затрачивать время на классический способ шнурования обуви. Аудитория потребителей: взрослая аудитория; лица высокого культурного уровня с тонко организованной нервной системой.

Внушение. Внушение - основной психологический метод воздействия. Внушение носит, как правило, вербальный характер. Считается, что ему в большей степени поддаются дети, подростки и люди с утомленной нервной системой. Часто высказывается также точка зрения, что внушение предполагает многократное повторение одних и тех же внушающих установок в виде слов, текстов или многократное предъявление одних и тех же оптических образов [1, с. 115].

Для создания действенной рекламы следует стремиться к тому, чтобы внушаемое сообщение повторялось несколько раз, причем каждый раз в него вносилось бы нечто новое, изменялись способы и формы подачи содержания [1, с. 116]. В баннерной рекламе этот метод может воспроизводиться с помощью повтора изображений, выполненных в одном художественном решении.

С точки зрения психологического воздействия рекламной графики баннер на рис.1, б) можно отнести к такому приему, как внушение. На это указывает многократное повторение одних и тех же внушаемых установок в виде образа девушки в очках. Аудитория потребителей: подростки, молодежь, открытые, прямые натуры, люди со здоровой, неутомленной нервной системой.

Подражание. Многие рекламисты обращают внимание на то, что подражание в рекламе оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда рекламируется то, что является для человека престижным [1, с. 117]. Это покупки, направленные на желание быть подобным популярной, авторитетной личности.

Например, одним из приемов подражания в рекламе является фигурирование в ней известных и популярных лиц. Рекламируемый ими товар мгновенно приобретает дополнительные психологические ценности в глазах потребителей. Таким образом реклама увеличивает социальную значимость и концептуальность изделия, используя психологический прием подражания или «прямого совета».

Подражания существенно различаются по своей природе. В частности, подражание рекламе подростками и взрослыми людьми происходит на основе различных психологических закономерностей. У взрослых подражание рекламному персонажу чаще определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями быть похожим на преуспевающего авторитетного человека [1, с. 118].

С точки зрения психологического воздействия рекламной графики баннер на рис.1, в) можно отнести к такому приему воздействия, как подражание. На это указывает присутствие рекламы от популярного человека. Модель Джиджи Хадид, демонстрирующая костюм, является известной личностью среди молодого поколения. Аудитория потребителей: подростки, молодежь, открытые, прямые натуры, люди со здоровой, неутомленной нервной системой.

1

а)

2

б)

3

в)

4

г)

Рисунок 1. а) рекламируемое изделие – кроссовки с заряжаемыми шнурками; б) рекламируемое изделие – женские очки; в) рекламируемое изделие – женский костюм; г) рекламируемое изделие – женские ювелирные украшения.

Стереотип. Среди методов психологического воздействия на человека многие авторы называют те, которые основаны на использовании стереотипов [1, с. 120]. Умение использовать их на практике является важным условием эффективной работы рекламиста и специалиста по PR. Для этого необходимо определить значение стереотипа в системе психологических понятий, описывающих мышление и поведение человека [1, с. 123].

С точки зрения психологического воздействия рекламной графики баннер на рис.1, г) можно отнести к такому приему воздействия, как стереотип. На это указывает образ окруженной мужским вниманием девушки, которая рекламирует ювелирные украшения. Аудитория потребителей: взрослая аудитория; лица высокого культурного уровня с тонко организованной нервной системой.

Также методы психологического воздействия определены строением и алгоритмами психики, функциями внимания и памяти, которые прослеживались в процессе развития общества.

В данной работе на основе обзора методов психологического воздействия рекламной графики был проведен сравнительный анализ данных методов у разных объектов баннерной рекламы костюма. Таким образом, информация о том, что визуальная реклама по-разному оказывает психологическое воздействие на группы людей, позволяет ориентировать определенную рекламу на целевую аудиторию. Осознание всех этих факторов способно помочь как развивающимся дизайнерам, так и специалистам рынка создавать те стратегии, на основе которых строится реклама.

Список литературы

  1. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы // Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.: Питер,