Трансляция наследия и культуры татарского танца в контексте современного мира

Калимуллина Эльза Робертовна – заслуженный работник культуры Республики Татарстан, преподаватель высший категории, преподаватель кафедры Хореографического искусства Казанского института культуры.

Аннотация: В данной статье представлены национальные традиции и современные тенденции танцевальной культуры Республики Татарстан на примере художественной деятельности Хореографической студии «Изумрудный город», г. Казань. Раскрывается стремление организаторов и членов коллектива сохранить культурное наследие народа посредством соединения традиционного танца и современных хореографических направлений.

Ключевые слова: национальный татарский танец, танцевальная культура, хореография, студия эстрадного танца, художественный коллектив.

Искусству отведена значимая роль в жизни общества. Посредством художественных образов и средств, присущих каждому конкретному виду искусства, человек получает уникальную возможность познавать мир, развивать свои способности и дарования, стремиться к самовыражению. Человек талантливый, наделенный выдающимися художественными способностями, совершенствующий имеющиеся у него навыки, стремится оставить свой след в истории и становится объектом восхищения, подражания. А если его талант замечен, признан, результаты его творческой деятельности не оставлены без внимания и транслируются «в массы», то это, в конечном счете, может оказать влияние не только ближайшее окружение самого человека, но и на уровень развития национальной культуры в целом.

В качестве наиболее ёмкого направления искусства, богатого с художественной точки зрения, способствующего выражению чувств, эмоций и переживаний человека, следует отметить хореографию. Танец может служить способом освещения важных событий в судьбе личности или даже целого народа, поскольку танцор общается с внешним миром посредством особого языка движений и пластики, музыки и эмоций, задействует для достижения своих целей целую систему художественных методов и приемов. И это общение не ограничивается только механической составляющей. Как правило, танец, наделенный смыслом и призванный затронуть самые глубокие уголки человеческой души, пробудить скрытые от привычного глаза эмоции, должен быть основан на художественном вкусе исполнителя, его музыкальном слухе и чувстве ритма. Необходимо наличие тесной взаимосвязи музыки, слов (если в качестве основы постановки используется песня) и самого танца. Причем движение может главенствовать над музыкой, а может выступать лишь иллюстрацией к песне, но и в том, и в другом случае они гармонично дополняют друг друга.

В современном хореографическом искусстве отмечается тенденция к развитию коллективов, имеющих стремление к освещению национальных традиций отдельных народов, населяющих территорию Российской Федерации. Российское танцевальное сообщество сегодня все чаще двигается в направлении создания не просто самобытной атмосферы хореографических постановок, но и старается обогатить их этническим колоритом и элементами фольклора.

«Музыкальное хореографическое искусство Среднего Поволжья имеет и свои национальные региональные особенности, которые проявились во всех культурах народов, проживающих на этой земле. Особенно, эти особенности ярки в татарском танце» [2, с. 217].

Национальный татарский танец занимает особое место в системе культурного наследия Республики Татарстан. Его манера исполнения уникальна, отличается неповторимой техникой, музыкальной выразительностью, свободой движений, завершенностью жеста.

Изначально татарские танцы носили обрядовый характер, имели прямое происхождение от ритуалов шаманов, а каждое движение несло глубокий потайной смысл. Так, по мнению Я.И. Ханбикова, татарским обрядам принадлежала важная роль в процессе развития детей. Наиболее яркие из них – свадебные ритуалы – характеризовались зрелищностью, были наполнены песнями и плясками, сопровождались звуками скрипки, мандолины, тальянки и шумовых музыкальных инструментов [3, с. 232].

Но танец освещал не только радостные события (свадьба, рождение ребенка, сбор урожая и т.д.), но и отражал боль, гнев, отчаяние – такие чувства испытывал народ в дни призыва на военную службу, или в случае поражения в битве.

А еще при помощи танцевальных игр устраивались соревнования среди юношей на ловкость, смелость и мастерство. В свою очередь, у девушек танцы были наполнены мягкими и плавными движениями, характеризующими покорность, скромность и застенчивость. Танцевальные пантомимы, создаваемые представителями татарского народа и окрашенные в соответствии с культурным укладом татарского народа, передавались от поколения к поколению, от родителей к детям. В них находили непосредственное отражение отважность и гордость народа, его национальный колорит.

Однако в настоящее время отдельные элементы народных танцев Республики Татарстан частично утрачены, а какие-то и вовсе канули в лету. Поэтому особое значение для современных хореографов приобретает задача восстановления, сохранения татарской культуры, а также передачи потомкам танцевальных умений, накопленных поколениями.

Именно любовь к танцу и стремление к освещению татарской культуры послужили основой для создания творческого объединения, Студии эстрадного танца «Изумрудный город», в котором важна каждая частичка, каждый его участник. В 2007 году в городе Казань зародился этот единый, во всех смыслах «живой» организм, осуществляющий свою творческую деятельность под чутким и бессменным руководством Заслуженных работников культуры Республики Татарстан, педагогов высшей квалификационной категории Калимуллиных Эльзы Робертовны и Айрата Ильдаровича.

1

Рисунок 1. Коллектив хореографической студии «Изумрудный город».

Поступив в младшие классы, юные воспитанники попадают в надежные руки именитых хореографов и признанных мастеров своего дела, где с самых ранних лет знакомятся с современными направлениями танцевальной культуры: партерной гимнастикой, акробатикой, детской хореографией и др. Основной целью здесь становится гармоничное развитие детей в коллективе как физически, так и посредством формирования эстетического и культурного восприятия мира.

Даже самые маленькие мальчики и девочки трудятся без устали, отдавая себя танцу без остатка, со временем вырастая в самобытных, целеустремленных, трудолюбивых воспитанников, имеющих хореографическую подготовку как в направлении классики и современных стилей, так и владеющих элементами национального татарского танца и танцев народов мира. В коллективе принята позиция постоянного улучшения своих хореографических навыков, развития умений, оттачивания техники исполнения до совершенства, что неизбежно приносит свои плоды: танцевальные постановки Студии эстрадного танца «Изумрудный город» стали визитной карточкой Республики Татарстан. Его воспитанники на постоянной основе являются активными участниками городских и республиканских мероприятий, проводимых при поддержке президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, таких как:

  • Президентская ёлка, с 2012 года и по настоящее время;
  • Народный праздник Сабантуй, с 2012 года и по настоящее время;
  • Многочисленные концерты звезд татарской эстрады, с 2012 года и по настоящее время;
  • Республиканские и городские праздники, премии и фестивали, с 2012 года и по настоящее время;
  • Торжественные мероприятия, посвященные проведению в Казани ХХVII Всемирной универсиады, 2013 г.;
  • Торжественные мероприятия, связанные с проведением чемпионата Мира по водным видам спорта, 2015 г.;
  • Торжественный прием по случаю вступления в должность президента Республики Татарстан, 2015 г. и др.

2

Рисунок 2. Концертный номер «Сабантуй».

В творческой деятельности Студии эстрадного танца «Изумрудный город» ярко прослеживается стремление к продолжению национальных традиций. Танцевальные постановки характеризуются преемственностью поколений, а современное прочтение культурного наследия татарского народа можно наблюдать на примере участия Студии «Изумрудный город» в таком художественном мероприятии, как XX Международный конкурс-фестиваль хореографического искусства «Непоседы приглашают друзей», который прошел с 6 по 10 декабря 2019 года в городе Таллинн, Эстония.

Коллектив вернулся с фестиваля с целым букетом наград, наиболее значимой из которых стала Гран-При в номинации «Эстрадный танец».

Среди наиболее запоминающихся танцевальных постановок Студии стоит отметить «Дорогу осилит идущий», «По краю неба», «Мелодия леса», «Задушевная» - эти концертные номера являются авторскими работами руководителей коллектива. Именно в них участникам удалось максимально отразить свое стремление к передаче культурного наследия татарского народа зрителю, соприкоснуться с национальным хореографическим материалом и постараться оформить его как наставление для будущих поколений.

3

Рисунок 3. Концертный номер «Мелодия леса».

4

Рисунок 4. Концертный номер «Дорогу осилит идущий».

Танцы изобилуют характерными народными элементами: мелкий бег, мелкая дробь, повороты, подскоки, прыжки, выпады – все это придает постановкам зажигательности и динамичности. Используются движения, имитирующие повадки и позы животных. Танцы дополнены яркими костюмами, предпочтительно зеленого, желтого, фиолетового, бордового, синего цветов. Все это способствует тому, что танцевальные постановки смотрятся на одном дыхании и представляют интерес не только для татар, но для представителей других этнических групп.

Коллектив отличается многогранностью, яркостью, его участники готовы к экспериментам, способны удивлять своего зрителя, открыты всему новому. Каждая постановка погружает зал в завораживающую атмосферу танца, создает неповторимый эмоциональный настрой, основанный на волшебном мире традиций в переплетении с современной хореографией. Здесь столько простора для творчества, что каждый может заняться делом, которое ему «по душе». А любое мероприятие, в котором принимает участие коллектив Студии, - это целая жизнь в режиме «нон-стоп», насыщенная, бьющая ключом.

Так, в апреле 2020 года Студия приняла участие в ежегодном фестивале «Розы Татарстана», который включал в себя постановку танцевальных номеров от профессиональных хореографов, мастер-классы и непосредственно конкурсную программу, по итогам которой танцевальный коллектив стал обладателем Гран-При фестиваля в номинации «Эстрадный танец».

Участники Студии «Изумрудный город» неоднократно становились лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов хореографического искусства, победителями и призерами фестивалей, имеющих популярность в культурном сообществе. К примеру, в марте 2020 года состоялось такое событие, как VI Фестиваль детского танца «Светлана», видеозапись которого транслировалась на центральном телеканале «Культура» и имело высокие телевизионные рейтинги.

«Задачи этнокультурного развития должны поэтапно решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Таким образом, можно формировать у детей историческую память и основы этнокультурных традиций, в которых заложены народные идеалы высокой нравственности, духовности и художественного творчества» [1, с. 28].

Через танец происходит взаимодействие человека с окружающим миром, выражаются его эмоции, воспитывается его эстетическое восприятие мира. Танец с древнейших времен является неотъемлемой частью искусства народа, и по настоящее время интерес к нему не угасает не только со стороны взрослых, но и детей. В танце сохраняется и передается зрителю культурное наследие народа, что имеет колоссальное значение в современном мире цифровых технологий и виртуального общения.

Список литературы

  1. Биктагиров И.И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников. Казань: К(П)ФУ, 2015. 69 с.
  2. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Народно сценический танец: монография. М.: ИНФРА М, 2016. 306 с.
  3. Ханбиков Я.И. Из истории педагогический мысли татарского народа. Казань: Татарское книжное издание, 1967. 232 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: