УДК 947.1(575.2) (043.3)
Развитие искусства постсоветского Кыргызстана
Кадыров Турдумамат Дыйканбаевич – профессор Ошского государственного университета.
Шаанов Талант Мурадиллаевич – доцент Ошского государственного университета.
Тагаева Элзат Аралбековна – преподователь Ошского гуманитарно-педагогического института.
Аннотация: Классическое искусство в основном формировалось в советскую эпоху. Независимость Кыргызстана позволила народу повысить свой интерес у своей культуре (этнокультуре), началось глубокое исследование духовного начала и национальных особенностей, что способствует духовному возрождению.
Ключевые слова: культурная жизнь, процесс культурной глобализации, тенденции в культуре, государственная политика в области культуры.
В новых историко-культурных условиях были созданы существенно важные литературные произведения. Следует отметить произведения всемирно известного, великого писателя современности Ч.Т.Айтматова (“Тавро Ксассандры”, “Когда падают горы”, "Плач охотника над пропастью" и др.) В Париже была издана повесть “Белое облако Чигисхана”.
Сущетвенный вклад внесли в художественную литературу суверенного Кыргызстана Т. Ибраимов, Т. Малдыбаев, Э. Абдыжапаров, драматурги и прозаики С. Раев, M. Байджиев, Л. Дядюченко, А. Иванов, Ж. Кулмамбетов, поэты А.Акималиев, А.Зарифьян, А.Никитенко, А.Пак, О.Султанов, С. Суслова, литературные критики В. Сандлер, Г. Хлыпенко, С.Джигитов, лучшие переводчики А.Кузнецов, С.Суслова. В 2011 г. вышел сборник “Антология поэзии кыргызской молодежи”.
Активно ведём работу по созданию творческой антологии известных деятелей искусства Кыргызстана, в которую вошли живописцы Т.Герцен, Ж. Жабаев, С. Чуйков, дирижеры А.Джумахматов, оперные певцы С. Кийизбаева, М. Махмутова, Б. Минджилкиев, кинематографисты К. Кыдыралиев, Т.Океев и многие другие [1].
В 1995 году при поддержки ООН и ЮНЕСКО во всемирном масштабе было отмечено 1000-летие великого эпоса “Манас”. Фрагменты эпоса переведены на английский, казахский, узбекский, турецкий и другие языки народов мира. Сегодня трилогия “Манас”, “Семетей”, “Сейтек” внесены в Список ЮНЕСКО как достояние нематериального культурного наследия человечества.
В суверенном Кыргызстане развитие театрального искусства также поднялось на новый качественный уровень. Так в областях функционируют профессиональные театры, в числе которых Нарынский ОМДТ им. М.Рыскулова, Иссык-кульский ОМДТ им. К.Жантошева, Чуйский ОМДТ им. Ш.Термечикова, Джумгальский музыкально-драматичекий молодежный театр, Алайский музыкально-драматический театры.
После многолетних затруднений хороший импульс для развития получила ыргызская кинематография. . Следует отметить, что немотря на финансовые и другие трудности, за годы независимости были созданы интересные картины, как “Пусть будет то, чему суждено быть”, “Печать сатаны” (1992 г.), "Селкинчек" (1993 г.), "Не плачь, носорог" (1994 г.), "Антракт" (1995 г.), “Курманджан Датка” (2014). В настоящее время снимается фильм по роману Ч. Айтматова “... И дольше века длится день”. Отрадно, что фильмы кыргызских кинематографистов ежегодно участвуют на международных фестивалях и занимают призовые места.
Так, фильм режиссера М. Сарулу "Мой брат – Шелковый путь" стал лауреатом кинофестиваля в Бруклине (2002 г.), кыргызско-французский фильм А.А.Кубата “Бешкемпир” удостоен ряда международных премий и наград по многим номинациям. Была образована Государственная киновидео кампания Кыргызской Республики, начал работу Союз кинематографистов Кыргызстана.
В художественном искусстве Кыргызстана также имеются серьёзные перемены. Современное художественное искусство опирается на богатый опыт, накопленный в годы советской эпохи. Картины и художественные образы, созданные художниками Д. Адашкановой, А. Байтерековым, Р. Бухарметовым, Ж. Кадралиевым, Т. Курмановым, С. Осмоналиевым и другими отражают особенности национального мировосприятия. В современной кыргызской живописи плодотворно развивается художественно-декоративное направление. На этом поприще можно назвать имена К.Давлетова, У.Джалиева, Р.Джангарачевой, О.Идирисова и других авторов.
Особо следует отметить развитие прикладного искусства, включающее изделия из войлока, материи, различные сувениры. Отметим имена Т. Суйунбаева, Т. Амантаева, К. Токтоналиева и других народных мастеров. Здесь участвуют и профессиональные художники, среди которых Т. Касымов, Н. Исабаева, В. Никулина и другие. Подготовленные известными педагогами-художниками Н. Сидневым, В. Дударевым и другими талантливыми наставниками, молодые художники умело сочетают опыт предыдущих мастеров прикладного искусства с тенденциями современного дизайна [2].
В рамках современной государственной политики культура должна рассматриваться как неотъемлемая часть всех направлений этой политики и отражать её духовно-ценностные и нравственно-нормативные аспекты. Культура должна составлять часть социальной политики и превратиться в отрасль, обслуживающую народ и вносящую вклад в социальную и экономическую жизнь Кыргызской Республики, как здравоохранение, туризм, общественная безопасность и др.
На состояние развития культуры страны отрицательно влияют недостаточное государственное финансирование, господство зарубежной продукции в культурном пространстве, слабое развитие меценатской традиции и слабая поддержка культурных инициатив.
Особенность национальной культуры первого десятилетия XXI века заключается в том, что она явилась носителем двух направлений: во-первых, стремление к сохранению настоящей значимости традиций и обычаев; во-вторых, развитие радикального взгляда на традиции и обычаи и на современную жизнь.
Снижение уровня государственного финансирования на развитие культуры, искусства и образования, компенсируется новыми условиями для поднятия инициативы. Таким образом, современная культура Кыргызстана формируется на основе взаимоотношений, отражающих особенности общественно-политического, исторического, экономического развития.
Нынешние социокультурные условия, экономическая ситуация в Кыргызстане актуализируют ориентацию на развитие творческой личности, способной на быстрое приспособление к изменчивым условиям трансформациии образования, активно участвующей в деятельности перестройки [3]. Мобилизация творческого потенциала личности и использование её для развития общества – одна из важнейших задач выведения Кыргызстана из долгого системного кризиса.
Такие принципы традиционного искусства, как целостность, общность, преемственность, природоохранность, синкретичность, позволяют сблизиться новому поколению к культуре и традициям народа. Традиционное искусство ознакомит с духовными ценнностями, научит противостоять отрицательным воздействиям глобализации.
На основе творчества художников, режиссеров, писателей и поэтов Кыргызстана лежит интерес к актуальной стороне жизни, стремление через применение всех средств искусства к созданию яркой, образной и поэтической летописи духовного возрождения народа.
Список литературы
- Чотонов, У. Кыргызстан по пути суверенитета [Текст] / У.Чотонов- Бишкек: [б.и.], 2007- 308с.
- Хазанов, А.М. Кочевники и внешний мир [Текст] / А.М. Хазанов- Алматы: [б.и.],2002- 180с.
- Худяков, Ю.С. Кыргызы на просторах Азии [Текст] / Ю.С. Худяков. - Бишкек: [б.и.], 1995- 210с.
- Элебаева, А. Основные уровни и механизмы развития социалистических национальных культур в советском обществе [Текст] / А. Элебаева-Фрунзе: [б.и.], -83с.
- Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности [Текст]. – М.: [б.и.],1981- 176с.