УДК 947.1(575.2) (043.3)

Развитие искусства постсоветского Кыргызстана

Кадыров Турдумамат Дыйканбаевич – профессор Ошского государственного университета.

Шаанов Талант Мурадиллаевич – доцент Ошского государственного университета.

Тагаева Элзат Аралбековна – преподователь Ошского гуманитарно-педагогического института.

Аннотация: Классическое искусство в основном формировалось в советскую эпоху. Независимость Кыргызстана позволила народу повысить свой интерес у своей культуре (этнокультуре), началось глубокое исследование духовного начала и национальных особенностей, что способствует духовному возрождению.

Ключевые слова: культурная жизнь, процесс культурной глобализации, тенденции в культуре, государственная по­ли­тика в области культуры.

В новых историко-культурных условиях были созданы существенно важные литературные произведения. Следует отметить произведения всемирно известного, великого писателя современности Ч.Т.Айтматова (“Тавро Ксассандры”, “Когда падают горы”, "Плач охотника над про­пас­тью" и др.) В Париже была издана повесть “Белое облако Чигисхана”.

Сущетвенный вклад внесли в художественную литературу суверенного Кыргызстана Т. Ибраимов, Т. Малдыбаев, Э. Абдыжапаров, драма­тур­ги и прозаики С. Раев, M. Байджиев, Л. Дядюченко, А. Иванов, Ж. Кулмамбетов, поэты А.Аки­м­алиев, А.Зарифьян, А.Ники­тен­ко, А.Пак, О.Султанов, С. Сус­­лова, литературные критики В. Сандлер, Г. Хлыпенко, С.Джигитов, лучшие переводчики А.Куз­нецов, С.Суслова. В 2011 г. вышел сборник “Антология поэзии кыргызской молодежи”.

Активно ведём работу по созданию творческой антологии известных деятелей искусства Кыргызстана, в которую вошли живописцы Т.Герцен, Ж. Жабаев, С. Чуй­ков, дирижеры А.Джумахматов, оперные певцы С. Кийиз­бае­ва, М. Махмутова, Б. Минджилкиев, ки­­не­­мато­графисты К. Кы­дыр­алиев, Т.Океев и многие другие [1].

В 1995 году при поддержки ООН и ЮНЕСКО во всемирном масштабе было отмечено 1000-летие великого эпоса “Манас”. Фрагменты эпоса переведены на английский, казахский, узбекский, турецкий и другие языки народов мира. Сегодня трилогия “Манас”, “Семетей”, “Сейтек” внесены в Список ЮНЕСКО как достояние нематериального культурного наследия человечества.

В суверенном Кыргызстане развитие театрального искусства также поднялось на новый качественный уровень. Так в областях функционируют профессиональные театры, в числе которых Нарынский ОМДТ им. М.Рыскулова, Иссык-кульский ОМДТ им. К.Жантошева, Чуйский ОМДТ им. Ш.Термечикова, Джумгальский музыкально-драматичекий молодежный театр, Алайский музыкально-драматический театры.

После многолетних затруднений хороший импульс для развития получила ыргызская кинематография. . Следует отметить, что немотря на финансовые и другие трудности, за годы независимости были созданы интересные картины, как “Пусть будет то, чему суждено быть”, “Печать сатаны” (1992 г.), "Сел­кинчек" (1993 г.), "Не плачь, носорог" (1994 г.), "Антракт" (1995 г.), “Курманджан Датка” (2014). В настоящее время снимается фильм по роману Ч. Айтма­това “... И дольше века длится день”. Отрадно, что фильмы кыргызских кинематографистов ежегодно участвуют на международных фестивалях и занимают призовые места.

Так, фильм режиссера М. Сарулу "Мой брат – Шелковый путь" стал лауреатом кинофестиваля в Бруклине (2002 г.), кыргызско-французский фильм А.А.Кубата “Бешкемпир” удостоен ряда международных премий и наград по многим номинациям. Была образована Государственная киновидео кампания Кыргызской Республики, начал работу Союз кинематографистов Кыргызстана.

В художественном искусстве Кыргызстана также имеются серьёзные перемены. Современное художественное искусство опирается на богатый опыт, накопленный в годы советской эпохи. Картины и художественные образы, созданные художниками Д. Адашкановой, А. Байте­рековым, Р. Бухарметовым, Ж. Кадралиевым, Т. Кур­мановым, С. Осмоналиевым и другими отражают особенности национального мировосприятия. В современной кыргызской живописи плодотворно развивается художественно-декоративное направление. На этом поприще можно назвать имена К.Давлетова, У.Джалиева, Р.Джан­гарачевой, О.Идирисова и других авторов.

Особо следует отметить развитие прикладного искусства, включающее изделия из войлока, материи, различные сувениры. Отметим имена Т. Суйунбаева, Т. Амантаева, К. Токтоналиева и других народных мастеров. Здесь участвуют и профессиональные художники, среди которых Т. Касымов, Н. Исабаева, В. Нику­ли­на и другие. Подготовленные известными педагогами-художниками Н. Сид­невым, В. Дударевым и другими талантливыми наставниками, молодые художники умело сочетают опыт предыдущих мастеров прикладного искусства с тенденциями современного дизайна [2].

В рамках современной государственной политики культура должна рассматриваться как неотъемлемая часть всех направлений этой политики и отражать её духовно-ценностные и нравственно-нормативные аспекты. Культура должна составлять часть социальной политики и превратиться в отрасль, обслуживающую народ и вносящую вклад в социальную и экономическую жизнь Кыргызской Республики, как здравоохранение, туризм, общественная безопасность и др.

На состояние развития культуры страны отрицательно влияют недостаточное государственное финансирование, господство зарубежной продукции в культурном пространстве, слабое развитие меценатской традиции и слабая поддержка культурных инициатив.

Особенность национальной культуры первого десятилетия XXI века заключается в том, что она явилась носителем двух направлений: во-первых, стремление к сохранению настоящей значимости традиций и обычаев; во-вторых, развитие радикального взгляда на традиции и обычаи и на современную жизнь.

Снижение уровня государственного финансирования на развитие культуры, искусства и образования, компенсируется новыми условиями для поднятия инициативы. Таким образом, современная культура Кыргызстана формируется на основе взаимоотношений, отражающих особенности общественно-политического, исторического, экономического развития.

Нынешние социокультурные условия, экономическая ситуация в Кыргызстане актуализируют ориентацию на развитие творческой личности, способной на быстрое приспособление к изменчивым условиям трансформациии образования, активно участвующей в деятельности перестройки [3]. Мобилизация творческого потенциала личности и использование её для развития общества – одна из важнейших задач выведения Кыргызстана из долгого системного кризиса.

Такие принципы традиционного искусства, как целостность, общность, преемственность, природоохранность, синкретичность, позволяют сблизиться новому поколению к культуре и традициям народа. Традиционное искусство ознакомит с духовными ценнностями, научит противостоять отрицательным воздействиям глобализации.

На основе творчества художников, режиссеров, писателей и поэтов Кыргызстана лежит интерес к актуальной стороне жизни, стремление через применение всех средств искусства к созданию яркой, образной и поэтической летописи духовного возрождения народа.

Список литературы

  1. Чотонов, У. Кыргызстан по пути суверенитета [Текст] / У.Чотонов- Бишкек: [б.и.], 2007- 308с.
  2. Хазанов, А.М. Кочевники и внешний мир [Текст] / А.М. Хазанов- Алматы: [б.и.],2002- 180с.
  3. Худяков, Ю.С. Кыргызы на просторах Азии [Текст] / Ю.С. Худяков. - Бишкек: [б.и.], 1995- 210с.
  4. Элебаева, А. Основные уровни и механизмы развития социалистических национальных культур в совет­ском обществе [Текст] / А. Элебаева-Фрунзе: [б.и.], -83с.
  5. Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности [Текст]. – М.: [б.и.],1981- 176с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: