УДК 398.34(575.2)

Обычаи и обряды, связанные со строительством и заселением традиционного постоянного жилища

Маразыков Нурабидин Камчыевич – кандидат исторических наук, доцент Ошского государственного университета.

Садыкова Максатай Токторовна – преподаватель Ошского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены климатические и природные условия южного Кыргызстана, влиявшие на факторы домостроения кыргызов. Формирование традиционной материальной культуры кыргызов юга Кыргызстана напрямую связано с их кочевым укладом жизни в прошлом. Как показывают результаты исторических исследований, природа южной части Кыргызстана богата и разнообразна.

Ключевые слова: кыргызы, традиционный, жилища, климат, памирский тип, ферганский тип, торсун, айван, пакса, фудамент, пайдубал, пешкары, зарисовки, особенности.

Закладка нового дома, так же как переезд в новый дом, сопровождалась особыми обрядами. Прежде всего, уделялось очень большое внимание выбору места для нового дома. Так, нельзя было строить дом там, где раньше проходила дорога или стояло кладбище. Место для будущего жилища выбиралось в зависимости от хозяйственно-культурной деятельности, рельефа местности. Выбранное место для строительства дома не должно быть местом зольника, песчаной дюной, оно должно находиться подальше от влажной почвы, гравия и др.; дом должен стоять на ровной твердой почве, в солнечном месте; местность должна быть отделена от кладбищ и могил.

В новых местах кыргызам приходилось расчищать густые камышовые заросли или вырубать чащи кустарника. Закладка нового дома сопровождалась принесением в жертву различных животных (полуторагодовалые телята и жеребята, бараны, козы, домашние пернатые). Все зависело от возможности и зажиточности хозяев. В вероисповедании жителей юга Кыргызстана имел место шаманизм, о чем свидетельствуют поклонения кыргызов различным святыням - камням, горам, лесам, рекам, животным и др. Встречаются также различные обряды, противоречащие исламу, что объясняется присутствием в некоторых обычаях доисламских традиций [1].

Начало строительных работ зависело от дней недели. Так не работали в пятницу, так как пятница считалась днем рождения Пророка Мухаммеда и этот день был праздничным. Было такое изречие “Суббота начало работы” (Иштин башы ишемби). По А.К. Писарчику, начало строительства жилища приходилось на четверг (пайшамба), ибо как показали результаты полевых исследований именно четверг был связан с заселением в новый дом.

Камни для кладки фундамента часто собирали из речных галек, в редких случаях приносили со склонов горы. Перед сбором предгорных валунов хозяева просили помощи и поддержки у покровителя Азирети Иса. Собранные со склонов горы камни символизировали нерушимость и крепость. Перед строительством старейшины давали бата (благословление) и клали камни, принесенные со склонов, приговаривая «будь крепким и нерушимым, как гора, и чтоб твои дети (т.е. дети хозяина) росли сильными и крепкими, как горы». После аксакалов камень клал хозяин, после него женщина, как хранительница домашнего очага. Во время строительства часто в фундамент и стены клали чүкѳ – альчик, который был своего рода талисманом, приносящим большое поголовье скота. Считалось, чем больше клали альчиков, тем больше поголовья скота это приносило хозяину дома. Остальную часть фундамента сооружал сам хозяин с семей. В углы фундамента хозяева часто клали монеты или полудрагоценные камни и металлы, чтобы в будущем в доме всегда был достаток и благополучие. Иногда дом обрызгивали кровью жертвенного животного, чтобы в будущем у хозяев всегда было много голов домашних животных. Реже клали шерсть, если не было крови жертвенного животного. По возможности резали барана черной масти, устраивали жертвоприношение покровителям камня, глины и дерева Азирети Нух (Ной), Азирети Иса (Иисус) и Доот Баба (Давид).

Из глубины веков у кыргызского народа идут своеобразные обычаи и обряды. Так, замечательным является традиция хозяйственной взаимопомощи – ашар, при выполнении различных трудоемких работ. Перед началом какой-либо работы, хозяин приглашал родных, близких и соседей на угощение. Вместе с ними он обсуждал предстоящую работу [2]. В конце угощения участники давали благословление хозяину дома и желали быстрого завершения работы. Во время работы к хозяину приходили близкие и друзья на уста корду (досл. смотрины мастеров), приносили различного рода угощения и подарки, раздавали их участникам ашара. В конце работы хозяин устраивал той (пир), одаривал одеждой и подарками участников ашара. На ашаре стену возводил уста(мастер). Перед строительством стены, в деревянном каркасе, один из балок ставили криво. Этот обычай был связан с тем, чтобы не сглазить работу мастера. В редких случаях балки завязывали красной ниткой или тряпкой, что символизировало крепкую и дружную семью, способную устоять перед нападками враждующих людей.

Особый обряд был связан с поднятием потолочной балки, так называемой кары котору. Во время этого обряда особое внимание уделялось награждению мастеров.

Если во время работы хозяин ссорился с мастером, не оплачивал полностью его работу или обижал его чем-то, то мастер закладывал в стену куриное яйцо заранее просверлив его. Через некоторое время яйцо протухало и несло тошнотворный запах, который невозможно было удалить. Оставался только один путь- разрушить дом и построить новый. В редких случаях мастер закапывал под фундаментом человеческие останки, выкопав их из старых могил. Такой ритуал должен был принести несчастье хозяевам дома.

Ритуалов и обрядов, связанных с заселением в новый дом, у кыргызов было не так уж и много. В разное время и в разных условиях они были переняты у других народов, тем самым дополняя и обогащая традиционную культуру. Раньше при переселении с одного места на другое, к новоселам съезжались соседи, родные и близкие в целях знакомства и поздравления. Для этого справляли особую церемонию үй или казан майлоо. Новоселы, облачившись в парадную одежду, встречали гостей, в жертву приносили животное светлой масти, чтобы в новом жилище было спокойствие и благополучие. Гости при входе поздравляли новоселов со словами жаны конушунар кут болсун (да будет благословенным новое жилище), дарили посуду и домашнюю утварь [3].

После строительства дом и двор приводили в порядок, чтобы встречать гостей. Двор подметали новой метлой, дабы очистить от всякой нечисти. В новый дом не входили без проведения определенных ритуалов, для чего накануне хозяев приглашали всех сородичей и соседей для приготовления к ритуалу заселения. На следующий день перед обрядом во дворе устраивали всех гостей, старейшины села, благословив хозяев, приступали за трапезу. Изгонять нечистую силу предоставляли либо аксакалу байбиче, либо молодайке, которые, произнося различные заклинания, окуривали внутрь дома привезенными из высоких гор ветками арчи или особой травой.

Перед входом в дом постилали белый хлопчатобумажный материал, кошму. Сначала в дом вносили зерна пшеницы. Считалось, сколько зерна войдет в этот дом, настолько полным будет чаша семьи. Зерно символизировало сытость. После ритуалов в дом входил самый старший член семьи. Иногда, чтобы у молодых была счастливая, сладкая жизнь и чтобы они имели много детей, первым в дом заносили младенцев и играючи катали их. Возле них разбрасывали сладости. После этого ритуала приглашались гости, резали животное белой масти. На дастархан кислые и горькие блюда не ставили, все должно было быть сладким. Первым порог переступал аксакал села и у входа благословлял новый дом и новоселов.

У кыргызов строение печей и очагов тоже сопровождались различными ритуалами. Так, очаговый камень возлагал известный в аиле аксакал или человек, имеющий многодетную, крепкую и счастливую семью. Такие мероприятия сопровождались специальными ритуалами. Постоянство горящего очага знаменовало о крепкой, дружной семье.

Кыргызы юга Кыргызстана, когда отделяли старшего женатого сына в новый дом, то в его очаг разжигали огнем из горящего родительского очага. Если кто-нибудь из членов семьи умирал, гасили огонь в очаге, или выносили горящую золу и не готовили еду до прошествия трёх дней. Для семьи, очаг и зола считались святыми, от которых зависело благополучие и счастье в доме.

С внешней стороны дома на балках вывешивали рога архара или козла по направлению дороги, что символизировала тесную связь человека с природой. Так же вывешивали специальные камни, имеющие свойство оберега от дурных глаз. Ещё кыргызы вешали на балках собранные в пучок или в ряд просушенные острые перцы, дабы сохранить семью от злых языков и сплетен. Осиное гнездо, возведенное в доме, считалось символом богатства, единства и благополучия. Для защиты дома кыргызы вешали на стенах своего дома шкуры, ноготь животных или птиц, шкуры медведя, волка, барса, ноготь беркута, альчик волка и др. Если чужая собака находила приют во дворе дома, то это был хороший знак, так как собака не имела дурных намерений. В тёмное время запрещалось подметать двор или комнату, так как можно было вымести все благополучие их дома.

Дверь дома нельзя было обхватывать, пинать: можно было пинком изгнать благо, приходящее через дверь. Не здоровались и не прощались стоя на пороге, не разговаривали, не заходя в дом, не садились на порог, считалось, что «стоять на пороге – удел врагов».

Существовали три вида поселений кыргызов и характерные для них типы жилищ (памирский, ферганский и закрытый). Отличия между ними были в кровле и стенах. К первому типу относятся дома, получившие название припамирских, характерными чертами которых является кровля, покоящаяся на столбах, расставленных внутри жилища, дымоходные отверстия особой конструкции, служащие одновременно и освещением для помещения и высокие глинобитные стены. После кладки паксы во внутрь дома вставляли устуны (туркук), которые укреплялись в кары. Поверх кары укладывали торсуны, сверху расстилали ветки ивы, шиповника, кустарников, карагана, поверх которых засыпали землей и обмазывали глиной. В жилищах ферганского типа для покрытия домов использовали двускатные (балык жон) и плоские (жалпак) кровли. При плоской кровле на стены клали в поперечном направлении балки (торсун), на них – доски или распиленные вдоль короткой жердочки (васса), обращенные вниз выпуклой стороной. Жердочки укладывали или плотно, или на определенном расстоянии друг от друга. Сверху настилали ветки (шак) или камыш (бардан или кыша). Также широко использовали для этой цели плетеную камышовую циновку (баруя), на которую набрасывали землю, разравнивали ее и обмазывали толстым слоем глиняного раствора. Иногда глину смешивали с соломой или травой. Возведению стен дома предшествовало устройство фундамента (пайдувал). Основа деревянного каркаса (чарчоп) состояло из балок квадратного сечения, скрепленных «в лапу». Аналогичное крепление имели балки, идущие по верху (саррап ).

Список литературы

  1. Дуйшеев Б. К исторической топографии крепостей конца XVIII -первой половины XIX в. на территории Киргизии // История и современность. Фрунзе: Илим, 1982. - С.192-195.
  2. Дуйшеев Б. Память Тянь-Шаня (Исторические очерки о памятниках Киргизстана XVIII-XIX вв.). Фрунзе: Мектеп, 1986. - 120 с.
  3. Ефремов Ф. Странствования Филиппа Ефремова. // Путешествие по Востоку в эпоху Екатерины И. М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1950 - 1953. Т. 1-3.
  4. Заднепровский Ю.А. Археологические памятники южных районов Ошской области. Фрунзе: Илим, 1960.-255 с.
  5. Засыпкин Б.Н. Архитектурные памятники Средней Азии. Проблемы исследования и реставрации // Вопросы реставрации, т. П. М., 1928. -С. 207-283.