Становление высших учебных заведений в городе Курске в 1934-1935 гг.

Перепелица Евгений Витальевич – студент Курского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются особенности развития высших учебных заведений в городе Курске в 1934- 1935 гг. Автор на основе архивных источников дает характеристику организации учебной и производственной практики в высших учебных заведениях. Основное внимание уделено анализу совершенствования содержания и форм практического обучения, решению проблем его реализации в конкретно-исторических условиях.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, практическое обучение, формы.

1934-1935 годы стали одними из самых важных в развитии образования Курской области. Помимо новых школ открывались высшие учебные заведения, которые до сих пор остаются лучшими ВУЗами Курской области – Курский государственный университет (Курский педагогический институт) и Курский медицинский университет (Курский медицинский институт).

В целом мы можем сказать, что образовательная сфера в нашем регионе старалась соответствовать призыву И.В. Сталина: «Учитесь упорно, терпеливо, учитесь на «отлично»!». 

22 июля 1934 года Совнарком принял постановление об организации Курского педагогического института, в котором будет проводиться обучение длительностью в 4 года на двух важнейших факультетах: историческом и факультете литературы и языка. Ожидания к родившему ВУЗу были предъявлены самые строгие: учебное заведение должно в ближайшее время не только превратиться в образцовый институт по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, но и стать культурным центром города Курска.

Уже с самого начала работы пединститут начал активную деятельность. Понимая, что необходимо повышать квалификацию педагогического состава Курской области, он организует переподготовку педагогов Курского района. Одна из главных проблем начала XX века – низкая грамотность населения. С целью решения этой проблемы пединститут открывает университет выходного дня для рабочих.

Однако, нельзя не сказать, что в самом начале своей работы педагогический институт встретился с рядом проблем. Особенно на функционировании ВУЗа сказалась задержка начала приема заявлений из-за чего вместо 180 студентов было набрано всего 70 человек. На XVII партийном съезде И.В. Сталин отмечал недопустимым то, что педагогические и медицинские факультеты «находятся у нас в загоне, это большой недостаток граничащий с нарушением интересов государства». К сожалению, окончательно ликвидировать этот недостаток в Курской области посредством открытия пединститута не удалось. Ладыженский, директор молодого ВУЗа, пишет: «РайОНО Белгородский, Обоянский, Щигровский, Старо-Оскольский не выполнили разверстку, данную им по набору студентов».

Курский педагогический институт смог преодолеть трудности и уже в 1935 г. в ВУЗ было подано 550 заявлений. Особенно важно отметить, что 70% этих заявлений принадлежат колхозникам и их детям. На сегодняшний день Курский Государственный университет является одним из лучших в области и обучает тысячи студентов.

В 1935 году произошло еще одно важнейшее событие в области образования Курской области – открытие медицинского института. К 1 сентября закончились ремонтные работы на 1-ом и 2-ом этажах здания медицинского ВУЗа, установлено сантехоборудование. Несмотря на незаконченный ремонт, работа в медицинском институте началась 1 сентября без задержек. Курский медицинский университет с самого своего рождения пользовался огромной популярностью. Так, на 250 вакансий было подано 577 заявлений. Особое преимущество в поступлении получили комсомольцы – им было выдано 137 мест. Однако не все 577 человек были допущены к вступительным испытаниям, по разным причинам было отказано 55 людям.

Курский медицинский университет сразу создавался как образцовый ВУЗ. Были поставлены цели создать не только красивые и удобные помещения для занятий и высокое качество образования, но и бороться за здоровый образ жизни. В медицинский институт не только было сложно поступить, но будущий студент обязывался выполнять серьезные требования: хорошо учиться, вести здоровый быт, работу над своим воспитанием и «изживать пережитки капитализма в своем сознании».

Уже с 1 сентября 1935 года в институте была организована футбольная и волейбольная команды, зимний волейбол и теннис в стационарном клубе института, собраны команды конькобежцев, лыжников, легких атлетов, дискометатели. Постепенно ВУЗ начал выводить научно-исследовательскую деятельность за пределы своих стен. С самого начала его работы были намечены планы научных конференций кафедр института с постановкой публичных научных докладов. Курский медицинский институт поставил перед собой важную задачу: сконцентрировать научную мысль области и города вокруг себя. На сегодняшний день мы можем с уверенностью говорить, что ВУЗ достиг поставленную задачу и значится в списках лучших ВУЗов Российской Федерации.

Таким образом, 1934 и 1935 гг. стали одними из важнейших лет в истории Курской области. Открытие институтов таких важнейших направлений стали не просто повысили уровень образования, но и обеспечили и нашу область, и другие регионы квалифицированными кадрами.

Список литературы

  1. Курская правда. 1934-1945 гг. №219. С. 79.
  2. Кухаркины дети // Курская правда. Сентябрь, 1935. №201. С. 4.
  3. Накануне начала занятий в медицинском институте // Курская правда. Август, 1935. №189. С. 53.
  4. Красноречивые цифры // Курская правда. Сентябрь, 1935. №201. С. 4.
  5. Сделать педвуз образцовым вузом // Курская правда. Сентябрь, 1934. №58. С. 5.