УДК 94

История спортивных бальных танцев в России от начала ХХ века до нашего времени

Кузанова Рузанна Михайловна – студент магистратуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; руководитель спортивного танцевального клуба «Контакт».

Аннотация: В статье описаны основные исторические этапы развития спортивных бальных танцев в России с начала ХХ века до современности. Охарактеризовано положения бальных танцев в период СССР. Проанализировано современное состояние спортивных бальных танцев в России.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, танцы в России, спортивные бальные танцы в СССР, история спортивных бальных танцев.

История развития и становления спортивного бального танца в России относительно недолгая. В начале ХХ века бальный танец воспринимался как пережиток прошлого, «атрибут» Царской России, которому нет места в новом, быстроразвивающемся обществе. Повсеместное насаждение новой советской культуры, в комплексе с предубежденным отношением простых граждан к данному виду досуга, отнюдь не способствовало укреплению позиций бального танца в пределах СРСР.

Несколько по-другому ситуация выглядела в богемной среде в 20-е годы. В различных учреждениях, где собиралась творческая и культурная интеллигенция того времени – писатели, поэты, композиторы, художники – танец стал неотъемлемым элементом. Однако классические танцы (вальс, полонез, мазурка и пр.) утратили свою актуальность. На смену им пришли танго, фокстрот и, конечно же, полька. Последняя не требовала особых навыков от танцоров.

В 30-е годы ХХ века бальные танцы переживают новый виток в истории развития. В Москве появляются курсы, где квалифицированные тренеры обучали желающих современным бальным (т.е. европейским) и латиноамериканским (западным) танцам. Также эти курсы выпускали квалифицированных кадров, которые могли обучать бальному танцу других людей. Однако советские граждане, отвергая все «западное», не проявили к бальным танцам сильного интереса.

Учитывая дальнейший ход истории России, неудивительно, что бальные танцы на некоторое время прекратили развитие. В 1941 году началась вторая война, и профессиональный бальный танец как элемент хореографической культуры был отодвинут на второй план.

Спустя долгие годы бальный танец снова вернулся в культурную жизнь СССР. Но уже в другом, более высоком статусе. В 1962 году А. Дегтяренко один из выпускников школы бального танца, открыл учреждение «Студия-62» при Московском городском доме учителя. К сожалению, у отечественных педагогов не было возможности общаться творчески и профессионально с выдающимися танцорами из Европы. Однако с советскими учителями бального танца делились педагоги с ФРГ, ГДР и ЧССР. Учитывая этот факт, многие тонкости бальных танцев упускались, а в процессе обучения и занятий отсутствовала глубина проработки каждого движения и его смыслового наполнения. В то же время бальные танцы стали относиться к виду спорта.

Примерно в то же время в отечественных вузах появилась новая специализация – «педагог спортивного бального танца» (Российская государственная академия физической культуры, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов). Позже эта специализация была введена в МГИК, ГИТИС, факультеты искусств в МГУ и пр.

В 70-е годы республики Прибалтики и Ленинград становятся серьезными конкурентами в контексте борьбы за первенство в профессионализме. Регулярно учреждаются конкурсы бальных танцев. Одним из выдающихся пропагандистов бального танца того времени становится М. С. Кац, который популяризовал спортивные бальные танцы и сделал их массовыми.

Под конец 80-х в СССР учреждается АБТ (Ассоциация бальных танцев). Организация находилась под пристальным вниманием ЦК, который строго регулировал её деятельность, ведь «всё, что с Запада – плохо».

Развиваются бальные танцы, как вид спорта в мировом масштабе World Dance Sport Federation (WDSF). 8 сентября 1997 года международным Олимпийским комитетом было объявлено о полном признании данной организации. 

В XXI веке спортивные бальные танцы все же получили максимальное признание у широкой публики. Сегодня популярность спортивных бальных танцев очень высокая – и в среде профессионалов, и в среде любителей. Следует отметить, что профессиональные танцоры работают в довольно плотном графике: это и гастроли, и съезды, и конференции, и педагогическая деятельность.

Таким образом, история спортивных бальных танцев в России насыщена периодами забытья и популярности. Однако тенденции последних лет указывают на то, что в ближайшем будущем спортивные бальные танцы будут далее развиваться в поисках новых стилей и направлений.

Список литературы

  1. Колесникова А. В. Бал в России: XVIII – начало XX века / А. В. Колесникова. – СПб. : Азбука – классика, 2015. – С. 277.
  2. Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr (дата обращения – 29.01.2021).