УДК 654.1

Анализ специфики детского научно-популярного ТВ (на примере телепередач ССTV Китая)

Ван Пин – студент кафедры Международной журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Научная новизна данного исследования заключается в сборе различных детских научно-популярных программ в канале CCTV, для открытия нового направление детских научно-популярных программ.

Объектом исследования данной статьи являются научно-популярные телепрограммы на детском канале CCTV Китая.

Предметом исследования данной статьи являются национальные особенности научно-популярных телепрограмм на детском канале CCTV Китая.

Цель работы – выявление культурных особенностей научно-популярных телепрограмм научно-популярных телепрограмм на детском канале CCTV Китая.

Методы исследования: исторический, анализа и синтеза, статистический.

Ключевые слова: научно-популярные программы, детский канал CCTV, Китай.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с быстрым развитием науки и техники, улучшением международного научно-технического инновационного потенциала, всесторонняя реализация китайской стратегии «расцветание страны наукой и просвещением» опирается на талантов инновационного типа. Поэтому повышение научного уровня и инновационной способности людей стало первоочередной задачей. Среди них, повышение научного уровня детей является наиболее актуальным, потому что дети являются резервной силой для национального экономического развития. Они связаны с улучшением общего научно-технического качества людей и быстрым развитием науки и техники.

В дополнение к формальному образованию граждане могут получать доступ к научной и технической информации через средства массовой информации.

Хотя компьютерные сети стали важной платформой для доступа к информации в жизни детей, телевизионные средства массовой информации по-прежнему незаменимы для детей. Телевизионные СМИ осуществляют популяризацию научных знаний для детей через различные научно-технические программы. Детские научно-технические программы являются основными формами популяризации науки. В статье 16 Закона о популяризации науки Китайской Народной Республики телевизионные станции должны транслировать данные программы.

Теоретическую базу исследования составили труды известных китайских и российских ученых. В процессе разработки ключевых вопросов работы были использованы труды таких авторов, как: Яо ЗайСинь, Цуй Цзяньпин, Чжуан Чунью, Ай Хунхун, Яо Руйонг, Ян Юся, О.А. Захарова, Д.Ю. Доронин, Т.С. Злотникова, внесших существенный вклад в исследование нашей темы.

Эмпирическая база исследования включает детские научно-популярные ТВ на ССTV: «Детектив Вейвей», «100 вопросов метеорологии», «Маленькие жуки имеют большую мудрость», «План жуков», «Пожарный Сэм», «Малыш в саду», «Марс здорово вырос» и «Развлекательный зоопарк».

Основная часть

Популяризация науки - это деятельность, которая широко распространяет научные знания, научные методы, научные идеи и научный дух в обществе достижимым образом. Для ее распространения необходимо использовать носители. Телевизионные СМИ обладают преимуществами широкого распространения, они очень нравятся детям.

Телевизионные средства массовой информации являются важной платформой для понимания экономики, науки и технологий и обладают широким распространением и сильным влиянием на аудиторию. Телепередачи имеют интуитивно аудио- и видеоизображения и преимущество «голографии»: они могут представлять различные элементы научной и технологической информации аудитории с «высокой точностью». Детские научно-популярные телеканалы выбирают науку и технику в общественной жизни, обрабатывают их с помощью методов телевизионного производства и, наконец, создают телевизионные программы для распространения научных знаний, методов и идей среди детей.

9 июля 2001 года был запущен государственный научно-образовательный канал CCTV Китая. Программы популяризации науки в Китае прошли процесс развития “научно-популярных фильмов - научно-популярных программ - научно-популярных рублик - научно-образовательных каналов”.

На основе анализа детского научно-популярного ТВ (на примере телепередач ССTV Китая) мы выявили следующие специфики:

Тематическая дифференциация телепередач

Научное содержание детских телевизионных программ в Китае богато и разнообразно - от естественнонаучных и высокотехнологичных знаний до научных знаний.

Во-первых, это естественные науки, такие как математика, физика, химия, биология, астрономия и экология. Например, научно-популярный мультфильм «Детектив Вейвей» на канале CCTV использует в качестве контента космические и физические науки, а в 2009 году метеорологический канал «100 вопросов метеорологии» транслировал 100 серий программ для детей от 6 до 14 лет. В 2010 году на канале CCTV «Детский канал» транслировались «Маленькие жуки имеют большую мудрость» и «План жуков», чтобы простым способом распространять среди детей научные знания о насекомых, растениях и защите окружающей среды.

Во-вторых, это научные знания о гигиене, здоровье, предотвращении стихийных бедствий и безопасном убежище в жизни. Оригинальная научно-популярная рубрика «Здоровый рост» детского канала Внутренней Монголии популяризирует знания о безопасности и гигиене труда среди молодежи, а в рубрике «Энциклопедия землетрясения» детского канала Юньнаня в основном рассказывается учащимся начальных и средних школ об оказании помощи в случае стихийных бедствий. В этом году детский канал CCTV представил европейский и американский популярный мультфильм «Пожарный Сэм», целью которого является распространение знаний о пожарной безопасности среди детей, а обширный канал CCTV «Малыш в саду» - это первая в Китае серия научно-популярных анимационных программ в области питания.

В некоторых детских научных программах рассказывается история науки и распространяется научный дух и идеи среди детей. Например, научно-популярный мультфильм «Легенда о венах драконов - история древних китайских ученых» предназначен для ознакомления детей в возрасте 10-15 лет с историей науки. В рублике «Причудливый» представляются выдающиеся персонажи, такие как Ван Цзиньси, чтобы донести дух научной борьбы до детей.

Кроме того, в детских научно-популярных программах часто выбираются темы, тесно связанные с жизнью детей, и выбираются вопросы, которые могут вызвать их интерес. Например: тема животных, тема жизненных знаний, тема здоровья, тема защиты окружающей среды и так далее. Необходимо учитывать их потребности в знаниях, уровень познавательной способности и психологические характеристики детских групп, и следует прилагать усилия к тому, чтобы играть практическую руководящую роль в их жизни.

«Марс здорово вырос» - научно-популярный мультфильм из 52 серий, выпущенный детским каналом CCTV в 2007 году. В мультфильме рассматриваются вопросы здоровья и гигиены, проводится популяризация знаний о здоровье среди детей в возрасте от 7 до 9 лет и распространяется концепция здорового образа жизни.

В 2006 году Национальное управление развития [2005] № 44 в документе “План действий по улучшению научного качества людей” (2006-2010-2020) были выдвинуты ключевые концепции и знания, такие как сохранение ресурсов, защита окружающей среды, предлагается создать ресурсосберегающее и экологичное общество. Поэтому в последние годы появилось много детских научно-популярных программ по тематике защиты окружающей среды, таких как научно-популярный мультфильм «План жука», транслируемый детским каналом CCTV. Эти программы предназначены осведомленности детей об окружающей среде и пропаганды поведения по защите окружающей среды и позволяют детям приобрести хорошие привычки с раннего возраста.

Телепрограммы на тему животных интересуют детей, такие как «Развлекательный зоопарк» мобильного телевидения Шэньчжэня, детский канал CCTV «Маленькие деревья: время Кри» и «В поисках зеленых полей» и т. д.

Эти программы знакомят детей с животными и улучшают понимание детьми окружающей среды.

Разнообразие формы телепередач

Детские научно-популярные телевизионные программы включают в себя много вариантов, такие как научно-популярные мультфильмы, научно-популярные документальные фильмы, научно-популярные сериалы, научные конкурсы и научные эксперименты.

Во-первых, научно-популярный мультфильм может сократить расстояние между наукой и детьми из-за его яркости и интуитивности, а также может значительно снизить трудность понимания науки детьми. Поэтому в детских научно-популярных программах научно-популярные мультфильмы составляют значительную долю. Например, научно-популярные мультфильмы, такие как «Маленькое лисичье изобретение» и «Пожарный Сэм», которые в настоящее время транслируются на детском канале CCTV.

Во-вторых, в китайских детских документальных телепрограммах в основном транслируются иностранные программы, а затем отбираются естественные знания, с которыми дети знакомятся. Согласно опросам детей, многие ученики младших классов любят смотреть документальные программы, поэтому 28,33% детей выбирают научные документальные фильмы и лекции по знаниям.

В-третьих, сосредоточены на научных темах для создания отличных программ детские научно-популярные сериалы, такие как «Большая птица наблюдает за миром», «Наука вокруг вас», «Загадки вокруг вас», «Наука веселого открытия», «Энциклопедия землетрясений» и т.д. Например, сериал «Загадки вокруг вас» снят Шанхайским образовательным телевидением. Он объединяет силы образовательных телевизионных станций, кинематографических и телевизионных колледжей, телекомпаний и других учреждений, а также академиков и научных консультантов для создания этой оригинальной программы научного телевидения. Каждая серия длится 10 минут для объяснения научного принципа. Что еще более важно, каждая серия включает в себя образовательную концепцию научного мышления. Все сериалы представляют понимание создателями научного образования. Научное образование должно начинаться с «рядом с нами».

Использование различных форм программ всесторонне способствовало развитию детского научно-популярного знания и приблизило дистанцию между детьми и наукой. «Большой вопросительный знак о ветряной мельнице» на Детском канале CCTV и «Сезам открывает дверь», «Научный рай» на телеканале Гуандуна используют различные формы для насыщения программного контента, такие как документальные фильмы, уличные интервью, демонстрации анимации, полевые исследования, телевизионные выступления.

Приоритет национальных ценностей

Детские научно-популярные программы в Китае стремятся к применению разнообразных инновационных средств для повышения научности и наглядности телепрограмм, в этом процессе наблюдается ценностная тенденция страны.

По случаю Олимпийских игр в Пекине и Всемирной выставки в Шанхае создаются мультфильмы на канале ССTV, такие как «Фува», «Олимпийский роуминг Фува» и «Хайбао здесь» для распространения национальной концепции. «Жаба» был снят в 30-ю годовщину землетрясения в Таншане и транслировался на разных телеканалах в провинции и городе Фуцзянь. Это был первый научно-популярный мультфильм по предотвращению землетрясений и уменьшению опасности стихийных бедствий в Китае. Всемирная выставка, Олимпийские игры, землетрясение в Таншане, землетрясение в Вэньчуане и другие крупномасштабные события являются центром общественного внимания, а они представляют приоритет национальных ценностей. Транслирование научно-популярных программ с национальными ценностями в этот период позволяет быстрее распространять научные знания и основные национальные концепции. Более того, в это время популяризация науки стала особенно важной и была в целом оценена правительством, научными работниками и средствами массовой информации. Таким образом, стоит поощрять использование крупных мероприятий для инновации научно-популярных детских телевизионных программ. Тем не более, эти три программы опираются на финансовую мощь государства для отражения духов Олимпийских игр в Пекине и Всемирной выставки в Шанхае, землетрясения в Таншане. Они создали научную и художественную программу, которая популярна среди детей.

Заключение

В наше время детская научно-популярная программа является важной частью современных телеканалов. Она сопровождает рост детей, обогащает их знания и развивает интеллект.

В этой статье в качестве объекта исследования рассматриваются особенности научно-популярной программы. После анализа мы обнаружили, что содержание детских научно-популярных программ очень богато и разнообразно. Важно то, что детская научно-популярная программа в CCTV может отражать национальную ценность и имидж.

Дети – это будущее науки. В условиях быстрого развития современной науки и техники возрастает потребность детей в научных и технических знаниях. Выполнение научной работы для детей стало первоочередной задачей. Наши детские научно-популярные программы должны использовать свои характеристики, чтобы создать научную атмосферу для детей.

Список литературы

  1. Сытых, О. Л. Размышление о генезисе человеческого познания // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. № 6. С. 13–20.
  2. Злотникова Т. С. Образование в системе кодов массовой культуры. // Ярославский педагогический вестник. 2015. №2. Том I (Культурология). С. 46–51.
  3. Захарова О.А. Доронин Д.Ю. Этноэкология:методическое пособие по проведению этноэкологических исследований. М.: Лесная страна, 2008.
  4. Фу Ханьчжан. Журналитское дело КНР. Гуандунь 1997.
  5. Фань Нин. Обзор работы зарубежных детских телепрограмм. Ауиовизуальный мир. 2006, № 6. С 61-63.
  6. Чжуан Чуньюй. Обзор телефизионных программов[M]. Ханчжоу, Издательство Чжэцзянского университета. 2007. С.6.