УДК 654.1
Ван Пин – студент кафедры Международной журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: Научная новизна данного исследования заключается в сборе различных детских научно-популярных программ в канале CCTV, для открытия нового направление детских научно-популярных программ.
Объектом исследования данной статьи являются научно-популярные телепрограммы на детском канале CCTV Китая.
Предметом исследования данной статьи являются национальные особенности научно-популярных телепрограмм на детском канале CCTV Китая.
Цель работы – выявление культурных особенностей научно-популярных телепрограмм научно-популярных телепрограмм на детском канале CCTV Китая.
Методы исследования: исторический, анализа и синтеза, статистический.
Ключевые слова: научно-популярные программы, детский канал CCTV, Китай.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с быстрым развитием науки и техники, улучшением международного научно-технического инновационного потенциала, всесторонняя реализация китайской стратегии «расцветание страны наукой и просвещением» опирается на талантов инновационного типа. Поэтому повышение научного уровня и инновационной способности людей стало первоочередной задачей. Среди них, повышение научного уровня детей является наиболее актуальным, потому что дети являются резервной силой для национального экономического развития. Они связаны с улучшением общего научно-технического качества людей и быстрым развитием науки и техники.
В дополнение к формальному образованию граждане могут получать доступ к научной и технической информации через средства массовой информации.
Хотя компьютерные сети стали важной платформой для доступа к информации в жизни детей, телевизионные средства массовой информации по-прежнему незаменимы для детей. Телевизионные СМИ осуществляют популяризацию научных знаний для детей через различные научно-технические программы. Детские научно-технические программы являются основными формами популяризации науки. В статье 16 Закона о популяризации науки Китайской Народной Республики телевизионные станции должны транслировать данные программы.
Теоретическую базу исследования составили труды известных китайских и российских ученых. В процессе разработки ключевых вопросов работы были использованы труды таких авторов, как: Яо ЗайСинь, Цуй Цзяньпин, Чжуан Чунью, Ай Хунхун, Яо Руйонг, Ян Юся, О.А. Захарова, Д.Ю. Доронин, Т.С. Злотникова, внесших существенный вклад в исследование нашей темы.
Эмпирическая база исследования включает детские научно-популярные ТВ на ССTV: «Детектив Вейвей», «100 вопросов метеорологии», «Маленькие жуки имеют большую мудрость», «План жуков», «Пожарный Сэм», «Малыш в саду», «Марс здорово вырос» и «Развлекательный зоопарк».
Популяризация науки - это деятельность, которая широко распространяет научные знания, научные методы, научные идеи и научный дух в обществе достижимым образом. Для ее распространения необходимо использовать носители. Телевизионные СМИ обладают преимуществами широкого распространения, они очень нравятся детям.
Телевизионные средства массовой информации являются важной платформой для понимания экономики, науки и технологий и обладают широким распространением и сильным влиянием на аудиторию. Телепередачи имеют интуитивно аудио- и видеоизображения и преимущество «голографии»: они могут представлять различные элементы научной и технологической информации аудитории с «высокой точностью». Детские научно-популярные телеканалы выбирают науку и технику в общественной жизни, обрабатывают их с помощью методов телевизионного производства и, наконец, создают телевизионные программы для распространения научных знаний, методов и идей среди детей.
9 июля 2001 года был запущен государственный научно-образовательный канал CCTV Китая. Программы популяризации науки в Китае прошли процесс развития “научно-популярных фильмов - научно-популярных программ - научно-популярных рублик - научно-образовательных каналов”.
На основе анализа детского научно-популярного ТВ (на примере телепередач ССTV Китая) мы выявили следующие специфики:
Научное содержание детских телевизионных программ в Китае богато и разнообразно - от естественнонаучных и высокотехнологичных знаний до научных знаний.
Во-первых, это естественные науки, такие как математика, физика, химия, биология, астрономия и экология. Например, научно-популярный мультфильм «Детектив Вейвей» на канале CCTV использует в качестве контента космические и физические науки, а в 2009 году метеорологический канал «100 вопросов метеорологии» транслировал 100 серий программ для детей от 6 до 14 лет. В 2010 году на канале CCTV «Детский канал» транслировались «Маленькие жуки имеют большую мудрость» и «План жуков», чтобы простым способом распространять среди детей научные знания о насекомых, растениях и защите окружающей среды.
Во-вторых, это научные знания о гигиене, здоровье, предотвращении стихийных бедствий и безопасном убежище в жизни. Оригинальная научно-популярная рубрика «Здоровый рост» детского канала Внутренней Монголии популяризирует знания о безопасности и гигиене труда среди молодежи, а в рубрике «Энциклопедия землетрясения» детского канала Юньнаня в основном рассказывается учащимся начальных и средних школ об оказании помощи в случае стихийных бедствий. В этом году детский канал CCTV представил европейский и американский популярный мультфильм «Пожарный Сэм», целью которого является распространение знаний о пожарной безопасности среди детей, а обширный канал CCTV «Малыш в саду» - это первая в Китае серия научно-популярных анимационных программ в области питания.
В некоторых детских научных программах рассказывается история науки и распространяется научный дух и идеи среди детей. Например, научно-популярный мультфильм «Легенда о венах драконов - история древних китайских ученых» предназначен для ознакомления детей в возрасте 10-15 лет с историей науки. В рублике «Причудливый» представляются выдающиеся персонажи, такие как Ван Цзиньси, чтобы донести дух научной борьбы до детей.
Кроме того, в детских научно-популярных программах часто выбираются темы, тесно связанные с жизнью детей, и выбираются вопросы, которые могут вызвать их интерес. Например: тема животных, тема жизненных знаний, тема здоровья, тема защиты окружающей среды и так далее. Необходимо учитывать их потребности в знаниях, уровень познавательной способности и психологические характеристики детских групп, и следует прилагать усилия к тому, чтобы играть практическую руководящую роль в их жизни.
«Марс здорово вырос» - научно-популярный мультфильм из 52 серий, выпущенный детским каналом CCTV в 2007 году. В мультфильме рассматриваются вопросы здоровья и гигиены, проводится популяризация знаний о здоровье среди детей в возрасте от 7 до 9 лет и распространяется концепция здорового образа жизни.
В 2006 году Национальное управление развития [2005] № 44 в документе “План действий по улучшению научного качества людей” (2006-2010-2020) были выдвинуты ключевые концепции и знания, такие как сохранение ресурсов, защита окружающей среды, предлагается создать ресурсосберегающее и экологичное общество. Поэтому в последние годы появилось много детских научно-популярных программ по тематике защиты окружающей среды, таких как научно-популярный мультфильм «План жука», транслируемый детским каналом CCTV. Эти программы предназначены осведомленности детей об окружающей среде и пропаганды поведения по защите окружающей среды и позволяют детям приобрести хорошие привычки с раннего возраста.
Телепрограммы на тему животных интересуют детей, такие как «Развлекательный зоопарк» мобильного телевидения Шэньчжэня, детский канал CCTV «Маленькие деревья: время Кри» и «В поисках зеленых полей» и т. д.
Эти программы знакомят детей с животными и улучшают понимание детьми окружающей среды.
Детские научно-популярные телевизионные программы включают в себя много вариантов, такие как научно-популярные мультфильмы, научно-популярные документальные фильмы, научно-популярные сериалы, научные конкурсы и научные эксперименты.
Во-первых, научно-популярный мультфильм может сократить расстояние между наукой и детьми из-за его яркости и интуитивности, а также может значительно снизить трудность понимания науки детьми. Поэтому в детских научно-популярных программах научно-популярные мультфильмы составляют значительную долю. Например, научно-популярные мультфильмы, такие как «Маленькое лисичье изобретение» и «Пожарный Сэм», которые в настоящее время транслируются на детском канале CCTV.
Во-вторых, в китайских детских документальных телепрограммах в основном транслируются иностранные программы, а затем отбираются естественные знания, с которыми дети знакомятся. Согласно опросам детей, многие ученики младших классов любят смотреть документальные программы, поэтому 28,33% детей выбирают научные документальные фильмы и лекции по знаниям.
В-третьих, сосредоточены на научных темах для создания отличных программ детские научно-популярные сериалы, такие как «Большая птица наблюдает за миром», «Наука вокруг вас», «Загадки вокруг вас», «Наука веселого открытия», «Энциклопедия землетрясений» и т.д. Например, сериал «Загадки вокруг вас» снят Шанхайским образовательным телевидением. Он объединяет силы образовательных телевизионных станций, кинематографических и телевизионных колледжей, телекомпаний и других учреждений, а также академиков и научных консультантов для создания этой оригинальной программы научного телевидения. Каждая серия длится 10 минут для объяснения научного принципа. Что еще более важно, каждая серия включает в себя образовательную концепцию научного мышления. Все сериалы представляют понимание создателями научного образования. Научное образование должно начинаться с «рядом с нами».
Использование различных форм программ всесторонне способствовало развитию детского научно-популярного знания и приблизило дистанцию между детьми и наукой. «Большой вопросительный знак о ветряной мельнице» на Детском канале CCTV и «Сезам открывает дверь», «Научный рай» на телеканале Гуандуна используют различные формы для насыщения программного контента, такие как документальные фильмы, уличные интервью, демонстрации анимации, полевые исследования, телевизионные выступления.
Детские научно-популярные программы в Китае стремятся к применению разнообразных инновационных средств для повышения научности и наглядности телепрограмм, в этом процессе наблюдается ценностная тенденция страны.
По случаю Олимпийских игр в Пекине и Всемирной выставки в Шанхае создаются мультфильмы на канале ССTV, такие как «Фува», «Олимпийский роуминг Фува» и «Хайбао здесь» для распространения национальной концепции. «Жаба» был снят в 30-ю годовщину землетрясения в Таншане и транслировался на разных телеканалах в провинции и городе Фуцзянь. Это был первый научно-популярный мультфильм по предотвращению землетрясений и уменьшению опасности стихийных бедствий в Китае. Всемирная выставка, Олимпийские игры, землетрясение в Таншане, землетрясение в Вэньчуане и другие крупномасштабные события являются центром общественного внимания, а они представляют приоритет национальных ценностей. Транслирование научно-популярных программ с национальными ценностями в этот период позволяет быстрее распространять научные знания и основные национальные концепции. Более того, в это время популяризация науки стала особенно важной и была в целом оценена правительством, научными работниками и средствами массовой информации. Таким образом, стоит поощрять использование крупных мероприятий для инновации научно-популярных детских телевизионных программ. Тем не более, эти три программы опираются на финансовую мощь государства для отражения духов Олимпийских игр в Пекине и Всемирной выставки в Шанхае, землетрясения в Таншане. Они создали научную и художественную программу, которая популярна среди детей.
В наше время детская научно-популярная программа является важной частью современных телеканалов. Она сопровождает рост детей, обогащает их знания и развивает интеллект.
В этой статье в качестве объекта исследования рассматриваются особенности научно-популярной программы. После анализа мы обнаружили, что содержание детских научно-популярных программ очень богато и разнообразно. Важно то, что детская научно-популярная программа в CCTV может отражать национальную ценность и имидж.
Дети – это будущее науки. В условиях быстрого развития современной науки и техники возрастает потребность детей в научных и технических знаниях. Выполнение научной работы для детей стало первоочередной задачей. Наши детские научно-популярные программы должны использовать свои характеристики, чтобы создать научную атмосферу для детей.
Список литературы